Святые пророки посылались Богом к людям в моменты особых грехопадений народов, чтобы прежде чем наказывать, предупредить, увещевать

iezekiilПроповедь, произнесенная прот. Виктором (Бурбелой) 3 августа 2014 г. в день памяти пророка Иезекииля

Житие святого пророка Иезекииля

   Святой пророк Изекииль происходил из еврейского города по имени Сарира. Он был сыном Вузия, от племени Левиина, и священником Бога Вышнего. Во время второго Иерусалимского пленения он был отведен Навуходоносором в плен в Вавилон вместе с Иоакимом, царем иудейским, названным Иехониею Вторым (4 Цар. 24:1). Трижды взят был Иерусалим Вавилонским царем Навуходоносором: в первый раз во дни иудейского царя Иоакима (который в священном Писании называется также Елиакимом (4 Цар. 23:34)), сына Иосии, брата Иоахаза и Седекии, отца другого Иехонии; он первый был отведен Навуходоносором в узах в Вавилон; тогда же был отведен в плен и святой пророк Даниил с тремя отроками, Ананией, Азарией и Мисаилом.

7526Но в скором времени Навуходоносор отпустил Иоакима вновь царствовать в Иерусалим, сделав его своим данником. Процарствовав в Иерусалиме три года под властью Навуходоносора, Иоаким, по истечении этих трех лет, отложился от него, не пожелав платить ему дани. Поэтому снова пришло на Иерусалим Вавилонское войско, святой город был взят, царь Иоаким убит и брошен за городом на съедение псам, а на его место по повелению Навуходоносора поставлен был царем сын его, тоже Иоаким, которого назвали и другим отцовским именем – Иехониею, и сделали его вторым Иехонией, таким же данником вавилонского царя, каким был прежде его отец. Но так как и этот другой Иехония в очах Господа Бога делал зло, то, по попущению Божию, в непродолжительном времени Навуходоносор снова пришел на Иерусалим и взял в плен Иехонию со всем домом его, увел множество знатных людей, храбрых мужей, всех, кто был способен носить оружие, различных художников, взял также золотые церковные сосуд: это было второе Иерусалимское пленение. В это пленение взяты были: святой пророк Иезекииль, Мардохей и Иоседек, отец Иисуса, обновившего потом с Зоровавелем разоренный Иерусалимский храм. Третье же и последнее разорение и опустошение Иерусалима Навуходоносором было во дни царя Седекии,  которого Навуходоносор поставил царем вместо Иехонии, наложив на него дань. Но когда и Седекия сверг с себя иго Навуходоносора, тогда тот же Навуходоносор, придя со всем халдейским войском, окончательно разорил Иерусалим, истребив его огнем и мечем, а оставшийся народ увел в плен. С того времени перестало существовать как царство Иудейское, так и всё царство Израильское. Это третье разорение Иерусалима Навуходоносором подробно описано в житии святого пророка Иеремии. Находясь в плену Вавилонском, иерей Божий Иезекииль жил близ реки, называемой Ховар; и явилось ему дивное видение на тридцатом году его жизни, в пятый год по взятии в плен Иехонии, в четвертый месяц, в пятый день этого месяца: он видел отверзшиеся небеса; с севера дул сильный ветер и шло оттуда великое и пресветлое облако; посреди его двигалось пламя, а кругом было блестящее сияние; из этого облака явилось подобие четырех животных, с виду похожих на чистую, раскаленную в огне медь. Каждое животное имело по четыре лица: лицо человека, льва, тельца и орла. Кроме того у них было по четыре крыла, а под крыльями – человеческие руки; два крыла были простерты для полета, двумя другими они покрывали свои тела; огонь клубился между животными, и молния исходила из огня. Видны были также четыре больших колеса, по одному при каждом животном; колеса эти с виду были как камень фарсис цвета лазурного, как море, с золотым отблеском, производимым солнечными лучами. В этих колесах виднелись еще как бы другие колеса; все эти колеса, как бы одушевленные, имели в себе силу жизни и отовсюду полны были глаз, а четыре животные, казалось были впряжены в эти колеса, как в колесницу; и когда двигались животные, двигались вместе с ними и колеса; когда же животные стояли, стояли и колеса. Во время шествия от крыльев их слышался шум и звук, как бы звук многих вод, как бы шум многолюдного стана. Когда же они стояли, безмолвствовали и крылья их. Так стояли они и безмолвствовали, когда с высоты доносился глас Божий. Ибо над этими четырьмя животными и колесами виднелся небесный свод, подобный кристаллу, и на своде – престол, как бы из сапфира, а на престоле пресветлый образ человека и кругом него сияние наподобие радуги, которая светится в облаках в дождливый день. Такое видение славы Господней имел святой пророк Иезекииль. В нем, по толкованию мужей богомудрых и боговдохновенных, пресветлый образ человеческий на сапфировидном престоле прообразовал воплощение Сына Божия в утробе Пречистой Девы, Которая была одушевленным престолом для вочеловечившегося от Нее Бога и была прообразована этим сапфировидным престолом; потому что драгоценный камень сапфир, похожий своим светлым цветом на небо и заключающий в себе, как небо, звезды, золотистые частицы, служит образом Пресвятой Девы Марии, в Которой, как и в небесном естестве, нет ни единого порока; чрево Которой явилось пространнее небес, вместивши в себе Невместимого, и Которая, как звездами, украшена многочисленными дарами Божией благодати; четыре животные с четырьмя лицами прообразовали четырех святых Евангелистов, из коих каждый, описывая жизнь Христову с людьми на земле, изобразил Его человечество, прообразуемое в этих животных лицом человеческим; Божество Христово, обнаруживаемое лицом льва; страдание Христово, указуемое лицом тельца; воскресение и вознесение Христово, изображаемое лицом орла. Четыре колеса со множеством глаз, в которых виднелись и другие колеса, были образом четырех частей вселенной, заключающей в себе различные народы; проникнув туда, проповедь апостольская отверзла многим народам духовные очи к познанию и созерцанию Бога; огонь же, двигавшийся посреди виденного откровения, и великое сияние вокруг него являли величество неприступной славы Божией. Также и другие духовные тайны были прообразованы в том дивном и страшном видении, при созерцании которого святой Иезекииль от ужаса пал ниц на землю и слышал свыше от Сидящего на престоле в подобии человеческом голос, говорящий ему: – Сын человеческий, встань на ноги твои и я буду говорить с тобою. И вошла в него какая-то невидимая сила, которая подняла его с земли и поставила на ноги. Когда пророк с трепетом стал перед славою явившегося ему Господа, Господь сказал ему: – Сын человеческий! Я пошлю тебя к дому Израилеву, к людям, огорчающим Меня, которые оскорбили Меня; они и отцы их отреклись от Меня до самого нынешнего дня; это люди с огрубелою душою и жестоким сердцем: к ним Я пошлю тебя, и ты скажешь им слова Мои; не устрашись лица их, если они и рассвирепеют и окружат тебя, как скорпионы (Иез.2:3-4). Когда Господь это говорил, Иезекииль увидал простертую к себе руку и в ней книжный свиток; рука та развернула перед ним этот свиток, и было в нем написано внутри и снаружи: "Плач, стон и горе". И сказал ему Господь: – Сын человеческий! съешь этот свиток и иди скажи сынам Израилевым то, что Я прикажу тебе (Иез.3:1). Иезекииль, открыв уста свои, съел этот свиток, и он был в устах его сладок, как мед. С того времени Иезекииль исполнился пророческого духа и благодати, и всё, что потом говорил ему Бог, он принимал в сердце свое. Когда же стало удаляться от очей его это чудесное видение, он услышал голос, как бы голос многочисленной толпы, говорящий: – Благословенна слава Господня от места Его! При этом и шум крыльев парящих животных и двигающихся колес был похож на шум великого землетрясения. Так эта страшная колесница славы Божией ушла вверх с глаз его, и видение окончилось. После этого видения пророк семь дней провел в молчании, размышляя о виденном и слышанном. И снова было к нему слово Господне, говорившее: – Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда я скажу беззаконнику: "смертию умрешь!", а если ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. Затем, будучи выведен духом в поле, Иезекииль снова увидал славу Господню, как и прежде, и приказано ему было запереться в дому своем и пребывать в молчании до тех пор, пока Господь не прикажет ему открыть уста, чтобы говорить и проповедовать слова Божии. В это время молчания ему открыта была предстоявшая через несколько лет последняя осада и разорение Иерусалима халдеями и гибель народа для того, чтобы он не только словом возвестил об этом людям, но чтобы изобразил это и делом: ему приказано было Господом обрить голову свою и бороду и разделить волосы свои, размерив их весами на три части; одну часть – сжечь огнем перед глазами тех людей, которые были вместе с ним в плену, другую часть волос изрубить мечом, а третью – развеять по ветру, указывая (этим) на то, что гнев Божий, намереваясь покарать в Иерусалиме и во всей Палестине людей Израильских, не желающих обратиться к истинному покаянию и не оставляющих мерзостей идолослужения, разделил их своим праведным судом на три части, чтобы каждая часть понесла свое наказание: так, часть людей во время осады Иерусалима умрет от голода и моровой язвы, другая часть падет от меча халдеев, а третья – рассеется по вселенной. Всё это потом и сбылось, так как народ еврейский сильно разгневал Бога, – ибо, хотя в те времена евреи и служили Богу небесному, выведшему праотцев их из Египта рукою крепкою и мышцею высокою, но привыкши со времен Соломона кланяться идолам, они и их не оставляли, прельщаясь их богомерзкими праздниками, во время которых никем не возбранялось им устраивать скверные пиршества и совершать постыдные и беззаконные дела, так как и сами цари, и князья, и судьи, и старцы были зачинщиками в этом нечестии. Посему евреи поклонялись и Богу небесному, держались и идолопоклоннического нечестия и ставили идолов в храме Божием, и там, где прежде приносилась жертва самому Единому Вышнему Богу, там потом одновременно совершались скверные жертвоприношения и бесам, что было очень не угодно Господу, ибо уподобляло народ этот прелюбодейке, которая не сохраняет верности своему истинному мужу, но прелюбодействует и с другими. Поэтому-то и в Евангелии Господь сказал потом об этом народе: "род лукавый и прелюбодейный" (Мф.12:39); и прежде в пророчестве Иеремии (Иер.3:1) уподобил Бог этот род жене-прелюбодейке и долгое время через святых пророков увещевал его покаяться. Но когда они не покаялись, Он отдал их на окончательное разорение халдеям и землю их предал запустению на семьдесят лет. Однако, хотя по истечении семидесяти лет Иерусалим и храм были обновлены Зоровавелем, но они уже не имели прежней красоты, богатства и славы; и хотя освобожденные из плена вавилонского евреи и переселились снова в свою землю, однако они управлялись уже не своими царями, но находились под чужим и тяжелым игом, служа чужеземным царям, сначала Вавилонским, затем египетским, потом римским, от которых и погибли окончательно. Об этом конечном разорении Иерусалима предсказал Сам Господь, говоря: "не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Мф.24:2). А о прежнем опустошении от халдеев предвозвещал святой пророк Иезекииль (наряду с прочими святыми пророками). Во времени святого пророка Иезекииля, находившегося в плену в Вавилонии, в земле халдейской, жил в Иерусалиме святой Иеремия. Хотя оба эти пророка и находились на далеком расстоянии друг от друга, тем не менее они единодушно предсказывали запустение Иерусалима и многое другое, что раскрывается в их книгах: ибо в обоих пророках действовал Дух Божий; и посылались некоторыми иерусалимлянами пророческие слова Иеремии в Вавилон к пленным братьям, а из Вавилона Иезекиилевы слова посылались в Иерусалим; и свидетельствовал Иезекииль в Вавилоне перед народом своим, что истинно пророчество Иеремиино, а в Иерусалиме Иеремия свидетельствовал истину Иезекиилева пророчества, но ни тому ни другому не оказывалось доверия со стороны развращенных маловерных иудеев, которые, прельстившись идолопоклонством, всецело доверились лжепророкам, а тех святых пророков, которые поистине Духом Божиим пророчествовали, они считали лживыми. Поэтому Иеремию преследовали иерусалимляне, а Иезекииля содержали в мучительных оковах те, кто находились в плену вавилонском, как и Господь предрек ему, говоря: "вот, возложат на тебя узы и свяжут тебя ими" (Иез.3:25). Святой Иезекииль был так прозорлив, что видел происходившее далеко от него так, как будто бы оно совершалось на его глазах: находясь в Вавилоне, он видел то, что происходило в Иерусалиме (Иез.8:11, 16), и говорил об этом народу, бывшему вместе с ним в плену. Однажды он был перенесен ангелом из Вавилона в Иерусалим и поставлен в храме Соломоновом, – видел там идолов, стоящих снаружи и внутри, как мерзость запустения на месте святом и совершаемые в честь их скверные богослужения: видел, как старейшины израильские совершают каждения перед кумирами, как священники отвратили лица свои от престола Божия и поклоняются солнцу, а женщины сидят и плачут по Фаммузе, измышленном греками Адонисе, который прелюбодействовал со скверной Венерой, был сражен диким вепрем, язычниками же был причислен к лику богов, а развращенными евреями принят как бог. Видел он также славу Божию наподобие той, какую он прежде видел на реке Ховаре: она, разгневанная, собиралась выходить из храма, оставляя его пустым. И слышал он, как Господь говорил ему: – Сын человеческий! уже ли не велико то беззаконие, которое, как ты видишь, творят эти люди? они землю наполнили нечестием и сугубо прогневляют Меня (и как бы сговорились прогневить и раздражить Меня); зато и Я отомщу им в ярости Моей, не пощадит их око Мое и не помилует, и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, – не услышу их. Затем послышался еще сильнейший голос Божий, взывающий грозно и страшно и так говорящий пророку: – Приблизилось отмщение и гибель городу, и пусть каждый имеет губительные орудия в руках своих. Когда Господь сказал это, вышли шесть страшных вооруженных мужей с обнаженными мечами; между ними был муж, одетый в белые священнические одежды, имевший при себе чернильницу и трость писца, и сказал ему Господь: – Пройди посреди города Иерусалима и сделай знак на челе (мужей) рабов моих, которые скорбят в сердцах своих, воздыхают и плачут о беззакониях, совершаемых в этом городе: этих избранников моих я избавлю от наказания. И пошел этот благообразный муж в священнической одежде и ставил знак на челе тех людей, которые верно служили истинному Богу. Знак этот был греческая буква, называемая Тау и похожая на честный крест, подобно тому как в нашей азбуке пишется заглавное Твердо. Между тем как этом муж в благолепном иерейском одеянии проходил по городу и отмечал знаком рабов Божиих, вслед за ним посланы были те страшные шесть мужей, прообразовавшие собою шесть военачальников халдейских войск, которые должны были придти с Навуходоносором для истребления Иерусалима; этим шести мужам сказал прогневанный Господь: – Идите, поражайте, не щадите, не милуйте ни старца, ни юноши, ни жены, ни девицы, ни младенца, но всех избейте до смерти, начиная с освященных иереев и старейшин; а на ком есть знак Мой, к тем не прикасайтесь. И видел святой пророк в этом видении, что избивалось всякое сословие и возраст народа иерусалимского обоего пола, как потом и на самом деле должно было совершиться. И пал пророк ниц пред Господом, взывая: – Горе, горе! о тяжело мне, Адонаи Господи, ибо Ты истребляешь остаток Израиля, изливая на Иерусалим ярость Твою! После этого он снова увидал того благообразного мужа в священнической одежде, который, возвратясь ко Господу, сказал: – Я сделал, как Ты повелел мне, Господи. И снова приказано ему было Господом, чтобы он, взяв в пригоршни горящие уголья между колесами херувимов, посыпал их на весь Иерусалим в знак того, что он будет истреблен халдеями не только мечом, но и огнем. После этого восхищения и видения пророк снова очутился в Халдее на своем месте, а виденное им скоро сбылось. Пророчествовал также святой Иезекииль и о соседних язычниках, посмеявшихся над наказываемым от Бога Иерусалимом, об Аммонитянах, Моавитянах, Едомлянах, Филистимлянах, об Идумее, Тире и Египте, возвещая им такое же наказание Божие, которое должно было постигнуть их через халдеев за то, что они порадовались разорению и опустошению Иерусалима. После того как всё это сбылось, он пророчествовал затем о прекращении гнева Божия на евреев, о возвращении их из Вавилона в свое отечество и о восстановлении и обновлении города и храма; ибо он во второй раз был восхищен рукою Господней в землю иудейскую (Иез.40:5) уже после того, как Иерусалим был разорен и опустошен, и видел во время бывшего ему там откровения, что место, на котором стоял Иерусалим, по повелению Божию размеряется, город и храм Господень созидаются и слава Божия наполняет храм свой, как о том подробно написано в его пророческой книге. Всё это видение было таинственным прообразом нашего освобождения от работы вражией и устроения Церкви Христовой: оно должно было совершиться через явление во плоти Бога, рожденного от Пречистой Девы, Которую сей пророк назвал "вратами заключенными" и непроходимыми ни для кого, кроме Самого Бога (Иез.44:2). Ему же дано было от Бога откровение и относительно воскресения мертвых (Иез.37:1). Он видел, будто рукою Божией он был восхищен и поставлен посреди поля, которое было наполнено множеством человеческих костей, весьма сухих, и все они по слову Божию облеклись плотью, и когда вошел в них дух, ожили и стали на ноги свои, и было их весьма великое множество. И сказал Господь: – Я открою гробы ваши и выведу вас их гробов ваших. Кроме того и относительно многих других тайн Божиих, которые должны были с полною ясностью исполниться в последние времена, даны были откровения пророку Божию; он все их предвозвестил и записал в своей книге: кто желает, пусть прочтет там. А мы, сокращая свое повествование, упомянем только, основываясь на свидетельстве достоверных о нем повествователей, что он был также и великим чудотворцем; подобно Моисею он был разделителем вод. А именно, однажды, когда при реке Ховаре собралось к нему множество евреев, напали на них разбойническим  образом халдеи; но он своею молитвой сделал то, что вода речная разделилась и открыла сухой путь преследуемым людям, чтобы они могли перебежать на другую сторону. И прошел народ еврейский посуху, халдеи же, дерзнувшие идти за ними тем же путем, были покрыты водами и погибли. Будучи в Вавилонии судьей над коленом Дановым и Гадовым и видя, что они не чтут Господа и преследуют соблюдающих закон Господень, он наслал на их селения змей и гадов, которые поедали их младенцев и скот. Затем, сжалившись над ними, он удалил от них этих змей и гадов молитвою. Во время голода он своими молитвами к Богу умножил людям пищу в изобилии и смертельно изнемогших от голода от врат смерти возвратил к жизни, сам же потом умер мученическою смертью. Видя, что его еврейский народ, бывший вместе с ним в плену, сообщается с халдеями в идолослужении и навыкает всем нечестивым делам их, он обличал его, увещевал оставить эти беззакония и грозил ему гневом Божиим. Вследствие этого еврейский старейшина, предавшийся халдейскому нечестию, исполнившись гнева, умертвил его, растерзав его конями. Народ, собрав его растерзанное тело, похоронил его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама. И собиралось к могиле его множество евреев и возносили они там свои молитвы Богу Саваофу, Которому воссылается слава во веки веков. Аминь. 

По житиям Димитрия Ростовского

23140Пророки – вестники воли Божией

Сегодня, братья и сестры мы празднуем память святого пророка Иезекииля. Мы с вами прочитали краткое жизнеописание его. Более подробно пророчества и жизнь этого пророка описаны в Библии, в книге пророка Иезекииля. Каждый может прочитать эту книгу, где более подробно описаны те видения, которые были показаны ему Богом. Вчера мы также праздновали память другого пророка, пророка Илии. Получается, у нас подряд два пророческих дня. 

Пророки – это вестники воли Божией в Ветхом завете, через которых говорил Бог к людям. И посылались пророки во времена великого грехопадения человечества. Когда в большинстве своем человечество было еще язычниками, а один народ был последователем истинного Бога – еврейский народ, но и он тоже предавался язычеству, уклонялся в идолопоклонство, тогда посылались в народ увещеватели. Бог не наказывал народ до тех пор, пока не увещевал, пока не упрашивал, пока не пригрозил, и только после этого мера терпения Божия преисполнялась праведным судом, и человечество терпело наказание от Бога за свое нечестие и за свое забвение. За свою краткую память, за свою гордыню, за свое нежелание осмыслить все вокруг происходящее. 

Святой апостол Павел послание к евреям начинает такими словами: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Послание к евреям святого апостола Павла 1:1-2). Этими словами, обращенными к евреям, апостол Павел описывал всю их историю, говоря, что Бог постоянно, многообразно, различными способами говорил к тебе, народ Божий, через пророков. В последние же дни милость Божия была настолько велика, что уже не через пророков говорил, не через посредников, а через Сына Своего Единородного, лично сошел на землю, приняв образ человеческий, и говорил Своим Сыном, Которым был сотворен весь мир. 

Слова пророков актуальны и сегодня

Но эти слова апостола Павла очень актуальны и по отношению к нам. Бог говорит к нам различными, многообразными способами. Самое главное, Он говорил нам Сыном, и сейчас говорит через Евангелие, через слово Свое, говорит через дела и жизни праведников, говорит через тех людей, которые возвещают слово Божие, другими всевозможными происшествиями в нашей жизни. И очень важно, чтобы мы прислушивались к этому гласу Божию, чтобы не были как иудеи, как израильское царство, которое имело пророков, слушало их, и убивало их, к которым приходили пророки, творили чудеса, возвещали слово Божие, волю Божию, а они слушали их, и отвергали. Важно, чтобы мы не пребывали в своем нечестии, не прятались от Бога, скрывая свою жизнь, не желая исполнять все необходимое в меру праведности Господней. 

Так же и в наш век, как и на протяжении всей истории человечества, ведь вот это наследование истинного Бога, которое было у израильского народа, не прекращалось, не прерывалось у человечества. И все это время, сколько Бог ни говорит нам, нам все равно мало, сколько чудес не происходит, нам все равно что-то не так. Сколько уже Бог ни открывается человеку, человек и видит, и вроде бы разумный, но никак не поймет. Вроде бы не глухой, но ничего не слышит. Имеющий глаза не видит, имеющий ум не разумеет. И не потому не разумеет, что нет для этого таланта, а потому, что закрыл свои глаза грехом, омрачил свой слух  слушением всего кроме Слова Божия, уста осквернил осуждением, пересудами, пустословием, заглушил свою совесть тернием греха и не желает посмотреть внутрь себя, потому что знает, что увидит только тернии и бесплодную почву. Лень, страх, праздность, гордыня человеческая порождают боязнь заглянуть внутрь, порождают боязнь оценить себя на наличие праведности внутри себя. Боязнь порождает закрытость от Бога, и человек прячется от Бога, прячется от праведности, оправдываясь своими измышлениями горделивого ума, и начинает отходить от Бога настолько далеко, что, в конце концов, заявляет: а Бога нет, где же этот Бог? Таким образом, оправдывает свою мерзость житейскую. 

Святой псалмопевец восклицает: «Рече безумен в сердце своем, несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню» (Ветхий Завет. Псальтырь. 13:1). Безумцем святой царь Давид называет не слабоумного, а развращенного умом. Безумцем человек стал из-за чего? Из-за греха, из-за своей лени, из-за нежелания заглянуть внутрь себя, из-за того, что не хочет посмотреть в Евангелие как в зеркало души. И прячется за миром  греховным. Избирает шумящую греховную толпу, не хочет идти узким путем, которым идут праведники, а идет вместе с толпой. Куда все идут, туда и я иду, все так живут, а чего мне нельзя? Как бессловесное творение Божие, не имеющее ума, плывет по течению, не желая повернуть это течение в правильное русло. 

Но что же это за жизнь? Нужна ли такая жизнь? Чем она закончится? Ведь даже лицемерный горделивый ум знает, что рано или поздно придет смерть, все мы знаем, что умрем, и все мы умрем, но все мы, живя, не все живем. Ведь жизнь – это не кушать и спать и не думать ни о чем. Жизнь – это размышление, наполненность смыслом, это понимание, что будет дальше. Жизнь – это осмысленный порядок вещей, которые происходят вокруг. Живет человек тогда, когда внутри его есть любовь Божия, которая открывает ему путь в этой жизни, открывает ему смысл после смерти, открывает ему возможность жить так, чтобы не вредить ни себе, ни другим. 

Поэтому имея величайших пророков, имея Евангелие Сына Божия, воплощенного Господа Бога нашего Иисуса Христа, и игнорируя это, мы можем услышать то, что услышал пророк Иезекииль, житие которого мы сегодня читали. Когда Бог его призывал на 30-м году жизни и сказал ему так: сын человеческий, когда Я захочу увещевать и наказать народ мой за развращение, пошлю тебя, чтоб ты увещевал его, и если ты не будешь увещевать, чтобы он обратился, то погибнет этот народ и этот человек в беззаконии своем, и я взыщу за его погибель с тебя, потому что ты не увещевал его, хотя Я послал тебя к ним, но если ты пришел к ним и увещевал их, и просил обратиться, но они не послушали, то погибнет этот народ и этот человек в беззаконии своем, а ты спас душу свою, потому  что исполнил волю Мою. 

ib585Апатия, уныние – следствие внутренней пустоты, отсутствия Бога, это и есть ад

Так же и мы: каждый слышащий имеет великий шанс спасения. То, что мы слышим, это уже величайшие знания, знание откровения Божия нам о Себе. То, что к нам пришел кто-то и говорит о судьбах будущего, и увещевает нас обратиться, не знакомый нам человек приходит от Бога и говорит, чтобы мы ценили свое будущее, не меняя его на меркантильное временное, если он увещевает нас, а мы этим пренебрегаем, то идем в погибель. Что это за погибель? Та, где «будет плач и скрежет зубов» (Матф. 81:2). Какая это погибель, мы с вами можем ощутить лишь относительно. Признаками этой погибели является апатия ко всему происходящему, непонимание смысла своей жизни, уныние всецелое, отчаяние, нежелание жить, чувство бесконечного одиночества, — вот признаки того наказания, да и то лишь в маленькой доле, это есть образ того плача и скрежета зубов, которое может ждать человека. 

Почему человек ощущает это? Потому что никто с ним не живет. У него вокруг родственники, снаружи много людей, а внутри пусто. Нет у него Бога. Нет у него любви Божьей внутри. Если человек живет с Богом, то даже пустыни, монастыри, отшельнические места являются для него величайшими радостными местами, в которых он не ощущает одиночества, потому что с ним Бог. Каждый из нас, наверное, может ощутить это на своем личном опыте, живя по заповедям, ощущая радость духовной жизни, а также во время, не дай Бог, грехопадения, отступления от Бога, от веры, мы тоже можем ощутить вот эту бездну, вот эту холодную пустоту внутри себя. И эта холодная пустота должна нас ужаснуть, мы должны вспомнить, что есть люди, которые говорят евангельские слова, которые транслируют это слово Божие к нам для того, чтобы нас немножко встряхнуть, разбудить нас от этого сна, от этого гипноза мирского, от этой бессмысленности постоянно повторяющихся вещей. 

Чего же хочет от нас Бог? «Вверенный дар приимите, и наслаждайтесь, благодаря Того, Кто призвал вас в небесное царство», — говорит еще один ветхозаветный пророк Ездра, устами которого глаголет Бог (3Ездр.2:37). Иными словами, живи, человек, говорит Бог, наслаждайся всем, данным тебе в этом мире, но не спи, живи с умом, размышляй о вечности, помни Бога своего вышнего, и будешь жив душою и телом, и здесь на земле, и в Царстве Небесном после смерти. Аминь