Для чего Бог воплотился в человеческом естестве?

10912161_759290000845693_1469080677_oПроповедь, произнесенная прот. Виктором (Бурбелой) 3 января 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня последняя неделя перед Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В последний воскресный день перед Рождеством святая Церковь читает 1-ю главу Евангелия от Матфея, которая по очередности в Библии расположена первой. Итак, сегодня мы с вами за Богослужением читали книгу родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля, как написано в ней. Традиция вести свою родословную была у евреев распространенным обычаем. Каждый род вел родословную от своих предков для того чтобы понимать, от какого колена он происходит и будут происходить его потомки. Множество родословных, особенно избранных родов, сохранялось в храме Иерусалимском, и когда был разрушен храм Иерусалимский в 70-м году, множество из этих книг было утеряно. Но вот апостол евангелист передает нам родословную Иисуса Христа как еще одно сбывшееся пророчество о Мессии. 

Будучи в раю, Адам, как пишут святые отцы, чувствовал себя Божьим, потому что воля его совпадала с волей Божьей, а мысли совпадали с мыслями Божьими, и он чувствовал себя гармоничной частичкой всего, что располагалось вокруг него, и чувствовал свое правильное предназначение в этом созданном Богом мире, в котором он жил. Когда же Адам поступил по своей воле, он ощутил в этот момент различие с Богом. Различие состояло в том, что отныне воля Адамова, человеческая, отличалась от воли Божией. Он сотворил не по воле Божией, но по своей. 

Таким образом, грех или своеволие человеческое укоренилось или нашло себе место в естестве богозданного человека и умножилось в нем. И был изгнан человек из рая как тот, кто не способен уже жить в раю, в этом месте, изначально задуманном Богом совершенным, потому что повредился естественный ход вещей и природных последовательностей в нем. Но Бог милосердный, не желая изменить Адама своим волевым императивным актом творения, еще одним, не желая истребить этот грех вместе с сотворенным им человеком, проявляет милосердие и отпускает человека в своеволие, давая определенное знание и опыт через жизнь на земле, для того чтобы человек мог ощутить разницу между жизнью по воле Божьей, жизни по естеству изначальному и жизнью по своей воле, по естеству, совмещенному с грехом. 

Милосердие Бога заключалось в том, что изгоняя человека из рая, Он дает ему надежду, дает ему обещание, говоря, что «семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15), который стал причиной твоего греха. Дает такое обещание, давая понять человеку, что своеволием, своим человеческим решением был совершен поступок отступления от воли Божией, был сотворен грех. Но и через человеческое естество (не через  ангелов, не через посланников небесных) произойдет тот, кто исправит нарушенный заложенный Богом ход естества в человеке. Вот это обещание Бога, что семя Жены сотрет главу змия, считается святыми отцами первоевангелием, то есть первой главой о приходе в мир Искупителя, который мог бы исправить ошибку, повредившую все естество изнутри и извне. 

Пророки открывали тайны Божии о пришествии в мир Спасителя

Ветхий Завет напоминает нам страницу истории взаимоотношений Бога с человеком. Мы видим, что эти отношения были свободными, не нарушающими волю человеческую, и человек поступал так, как он считал нужным. Много мы видим примеров, когда люди отступали от Бога, уповали на свой ум, на свою мудрость, на свой жизненный опыт, на свою созерцательность окружающего мира. Люди, оставившие память о Боге, сделали себе Богом свой собственный ум, свой строй, свою жизнь, забыв заповеди Божии, уклонялись в такие состояния, которые Бог называл неверием, язычеством и невежеством, ведущим к разрушению естества человеческого всецело. 

Но, в то же время, среди этого общения между Богом и человеком Бог посылал увещательных пророков, людей, устами которых  говорил, через уста которых открывался. Это были люди, подобные людям ветхозаветным, чтоб не нарушить свободы человеческой, чтоб этот отпавший от веры, от истинного Бога народ, видя Бога в каких-то необычных проявлениях природы, в сверхъестественных видениях, не делал себе идолов (а это было присуще ветхозаветным людям: когда они что-то не понимали, не могли объяснить какие-то явления, то делали истуканов и поклонялись этому земному творению). И Бог ограждал человека от этого. 

Ограждал от идолослужения, давая законы, повелевая не сотворить себе кумира и никакого изваяния ни на земле, ни на небе, ни под землей, и не поклоняться ему, но поклоняться единому Богу. И этих людей призывал сохранять исходное состояние естества через память поколений, она передавалась через святых праотцев, которых мы чтим в род и род. Чтобы люди не пренебрегали  этим знанием, а пользовались им и хранили хотя бы веру, как праведный Авраам, который по отношению к современному миру, можно сказать, был грешником, но вера и доверие Богу вменились ему в праведность, ибо по сравнению с другими людьми, которые не только не имели благочестивой жизни, но и веры, он настолько доверял Богу, что единственного своего сына, по повелению Божию, был  готов принести в жертву Богу. Он не думал о том, как Бог исполнит свое обещание, данное ему, что из него произойдут многие народы, будучи в престарелом возрасте, ведя на жертвенник своего единственного сына, он знал, что Бог все устроит, потому что Он всемогущий, Он непостижимый и Он — начало и конец всего.

И вот люди, которые были пророками Божьими, увещателями Божьими, которые были праведниками, по Божию вдохновению, обозначали для будущих поколений обстоятельства и давали надежду на приход в мир Мессии, то есть Человека, который избавит от рабства греха и исправит тот разрыв между Богом и человеком, который был. Вся ветхозаветная история содержит множество пророчеств, которые своим значением, своим смыслом имеют то, чтобы показать, когда придет время, кто именно этот ожидаемый Мессия. 

Вся история Ветхого Завета готовит людей к принятию Мессии. Готовит весь народ, который был избранным народом, потому что хоть и отпадал, но опять возвращался к Богу, народ, который хранил веру в единого Бога, народ, который хранил в своем сердце надежду на пришествие Мессии. Весь ветхозаветный народ и человечество, которое жило верой в единого Бога, верой в искупление, верой и надеждой на будущего Мессию, который избавит их  от рабства и духовного, и, как они считали, телесного. И пророки возглашали изречения Божии и открывали тайны Божии о пришествии в мир этого Спасителя. 

Бог решил сойти на землю не для того, чтобы перепрограммировать человеческий разум или перезапустить вселенную

Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам об обстоятельствах рождения этого Мессии. Когда исполнилась полнота времен, когда Господь благоволил к человеку, когда были исполнены все пророчества, написанные в Пророках, в Ветхом Завете, Бог принимает человеческое естество и становится совершенным человеком. И этот Божественный акт мы называем Рождеством Христовым. 

И даже наше христианское понимание, святоотеческое понимание, когда обращаем свой взор и ум к осмыслению этого понимания Рождества Христова, приходим к выводу о великой тайне, для человеческого разума непостижимой  мысли, задуманной Богом в отношении человека. Непостижимая и неизмеримая благость Божия благоволит сойти до своего творения, до образа раба, для того чтобы исправить человеческую природу, поврежденную грехом.  

Бог, будучи всесильным, непостижимым, вечным, не требовал ничего такого, что бы понадобилось ему для изменения хода человеческой истории. Бог решил сойти на землю не для того, чтобы уничтожить или переродить, или, выражаясь современным языком, перепрограммировать человеческий разум, перезапустить эту вселенную, которую Он создал. Достаточно было одного Божественного волевого акта для того чтобы  было все новое. Ведь, как говорится в Апокалипсисе, "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откровение Иоанна Богослова, 21:5). Бог мог сотворить все новое и тогда, когда  совершил человек первый грех. Бог не оградил Адама от вкушения плода от дерева познания добра и зла. Бог мог и Адаму простить этот грех или исправить тем или иным способом. Но Бог, как мы теперь знаем благодаря Его жизни, есть Любовь. И Бог исправляет ошибку человечества естественным, природным ходом, перерождением человеческим, не производя дополнительно творения, не творя заново. Бог создал мир и в седьмой день почил, и не добавляет ничего. Но сам, будучи Любовью, принимает плоть созданную, чтобы естественным волевым внутренним природным для человека образом переменить то, что было нарушено, уврачевать  то, что было изранено и восполнить то, что было недостающим. Бог становится человеком, чтобы человеку вернуть богообразность, первозданность и целостность, нарушенные грехом, и повлекшее за собой смерть. 

Одним человеком грех вошел в мир, и смерть стала последствием греха, и так смерть вошла во всех людей, но Бог, будучи вечным, решил даровать человеческому естеству, сотворенному из персти земной, вечность. И даровал эту вечность, став человеком. И будучи человеком совершенным и Богом совершенным, перерождая  человеческое естество изнутри, воскрешает человеческую плоть, прах земной для жизни вечной. Воскрешает обновленной, дает человеку кардинально новый путь, новый смысл, новое знание об этом мире. 

И Слово стало плотью

Мы с вами, христиане, Бога нашего познать до конца умом мы не можем. Мы знаем, что Бог наш троичен в лицах, но един по существу, и откровение о Боге как о Боге Троице мы получили благодаря Боговоплощению и земной жизни Иисуса Христа. Об этом нам повествует святоотеческая мысль, что под собой подразумевает богословов, людей, которые свою жизнь положили на алтарь исполнения закона Божьего и осмысления Бога, людей, которые всю жизнь пытались найти ответы, причем, не через книги, не через философию, не через собственные умствования, а Божьими методами, посредством благочестивой жизни, прислушиваясь к голосу Божьему, через рассматривание творений видимых, созданных по образу Божию, через исследование Святого Писания и Божественных откровений. И так они пришли к пониманию, которое было закреплено 4-м Халкидонским Вселенским собором, определившим, что воплощенный Бог – это есть второе лицо пресвятой Троицы, Бог Слово. Тот, кто воплотился и стал человеком, это тот, о ком написано в Евангелии от Иоанна, что "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть" (Ин. 1:1-3), и далее также читаем: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1:14). 

Слово стало плотью, и плоть не победила Божества и не превратила его в человеческую, и Божество не потребило человечество, и не ущемило человеческих чувств, человеческих пониманий и человеческих свойств, но, как определил Халкидонский собор, и Божество, и человечество в Богочеловеке Христе соединились неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Не ущемляя друг друга. И, таким образом, совершенный Бог одновременно был и совершенный человек. И будучи совершенным человеком, познал все человеческое в мире этом, по слову апостола Павла, "Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Послание к Евр. 2:18). 

Рождество Христово меняет абсолютно все взаимоотношения между Богом и человеком. Если в Ветхом Завете отношения между Богом и человеком выражались в основном в том, что Бог стремился помочь человеку исправить свой путь и вспомнить о Боге, обещая ему искупление, то с воплощением Бога в человека становится  возможным для человека уже здесь и сейчас, в земной жизни, стать участником потерянного рая, Царствия Небесного. То есть такого места, где законы Божии опять будут преобладать и содержатся в гармонии. 

Цель Боговоплощения – воссоздать гармонию ветхого человека, обновить человеческое естество, обновить его волю, научить человека поступать по Божьей воле  настолько, чтобы человек чувствовал тождественность свою со своим Творцом, сохранить в гармонии весь окружающий его мир. Мир, который создан Богом, и мир, который не заканчивается только нашим земным бытием.

И сбывается пророчество Исайи, изреченное за 7 столетий до Рождества Христова

В преддверии Рождества Христова, рассуждая о таких сложных для человеческого ума вещах, мы, христиане, пытаемся для себя приоткрыть завесу Божественной тайны домостроительства Божьего по отношению к человеку. И слушая подобные вещи, очень сложно понять их нашим умом. Так же сложно было и Иосифу праведному понять, что именно в его семье произойдет Искупитель, долгожданный Мессия, Спаситель мира. 

Сегодняшнее евангельское чтение повествует некоторые обстоятельства пришествия в мир по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. После Благовещения архангелом Гавриилом юная Мариам (Мария), будучи посвященной в служение Богу, давшая обеты девства находилась при храме Иерусалимском в послушании. Несла Она свое послушание не как тягость, а как радость и как то, что было избрано Ею добровольно, и как то, к чему она приложила все свои силы душевные. 

Но вот поскольку народ избранный ждал Мессию, то был закон у иудеев, каждую достигшую совершеннолетия обручать мужу, выдавать замуж, понимание иудейское дошло до этого, чтобы Мессия не пришел в мир в неполной семье. Все ждали Мессию, но не все понимали, каким образом придет Мессия, и одна половина народа ждала Бога – избавителя от греха, а другая половина ждала земного царя, который бы, наконец, освободил от римского и других владычеств над израильским иудейским народом. 

И вот по достижении совершеннолетия Марию обручают Иосифу. Он был уже стар и вдовцом, у него были уже дети. Он был избран обручником Марии не по решению Марии, не по решению кого-то, а по жребию после молитвы ему выпала честь стать обручником, не мужем, а хранителем девства Марии, будущей Божией Матери. Была у иудеев такая традиция, что тех, кто посвятил свою жизнь Богу, с одной стороны, для того чтобы соблюсти обет девства, а с другой стороны, чтобы исполнить закон о том, что все должны быть обручены, выдавали замуж или обручали престарелым праведникам, чтобы они были хранителями девства и чистоты. Так же произошло и с будущей Божьей Матерью. 

Всего, по обещанию Божию, после того, как во чреве у Марии, которая была чистой, целомудренной, обнаружилась жизнь, Иосиф, узнав об этом, смутился, и хотел по своему милосердию отпустить Ее тайно, потому что каждая девушка, которая была обручена и выдана замуж, если была поймана в измене, поддавалась очень значительным  прещениям. Иосиф хотел отпустить ее, чтобы не делать ей зла, видя ее благочестие. Но во сне ангел Божий является ему и говорит: Иосиф, не бойся принять Мариам, которая тебе обручена, потому что родившееся в ней – от Духа Святого есть. И родит Она Сына, и ты нареки Ему имя Иисус, ибо Он  спасет людей от грехов их. 

Так Иосиф узнает о великом таинстве Боговоплощения и словам ангела доверяет всецело. Потому что вера в Мессию, благочестивая жизнь были в нем первым источником богообщения. Не разум горделивый, покрытый грехами, не жизнь, которая не имеет никаких элементарных познаний о Боге,  не ежедневный быт с огромным потоком информации, стали причиной такого решения, а потому что Бог был в душе этого человека, и он понял и воспринял такие слова ангела.

Так же и Мария во время Благовещения сказала Ангелу, смутившись: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:34-35). И Мария говорит: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Она не задается критическими вопросами ума, как это возможно, она не измышляет себе каких-то образов, каких-то представлений, как это может быть. Она доверяет. И зная отношение Иосифа, который был в неведении, Она не рассказывает ему об этом, не рискуя быть изгнанной из семьи Иосифа. Но здесь вера самой девы Марии настолько велика, что Она готова и пострадать, если так угодно Богу, а если Бог по-другому устроит, значит, сомнений в этом у Нее быть не должно, так Она считает. И вот Бог во сне устраивает все, Иосиф принимает Марию, обручницу свою, и становится хранителем уже не только Ее, но и младенца Христа, становится Его отцом по плоти, и дает ему при рождении имя Иисус. 

И сбывается тогда пророчество пророка Исайи, который изрек его за 7 столетий до Рождества Христова, сказав, что Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил, что  значит «С нами Бог». Пророк Исайя  изрекает пророчество о Мессии, и уже само оглашение этого пророчества содержит в себе противоречие, потому что он говорит: дева во чреве приимет (то есть говорит невозможное). Будучи праведником и чтителем законов, Иосиф понял, что днесь (сегодня) это пророчество исполнилось, потому что посвященная на служение Богу девушка, живущая в его доме как в монастыре, является предметом исполнения вот этого Божьего пророчества. И как сказал ангел Иосифу, при рождении Иосиф как отец  нарекает имя младенцу Иисус, а все остальные народы, видя дела и жизнь Его, говорят: Эммануил (действительно, «С нами Бог»). Потому что, видя Рождество Его и дела Его, и жизнь Его, и смерть Его, а по смерти Воскресение и Вознесение, которые до того моменты были не присущи человеческому естеству, понимают, что все эти действия, происходящие в Его жизни, выходят за рамки нашего сознания. В этом и заключается величие Бога, который приоткрывает тайны о Себе. 

Рождество непознаваемо для нас

Бога никто никогда не видел. Единородный Сын, который в «недрех Отчих», тот только явил. Не может человек увидеть Бога и остаться живым. Поэтому Бог скрывается под тленной плотью человека, чтобы беседовать с ним. Чтобы человек, видя перед собой человека, понимал Его слово  своим человеческим умом настолько, насколько он может вместить. Как на горе Фаворской, апостолы увидели Преображение Иисуса Христа настолько, насколько они могли вместить. Так и на реке Иордане, когда происходило Крещение Господне, насколько люди могли вместить, они слышали глас Божий и видели Дух в виде голубине, являющий Божественную Троицу. 

Рождение по плоти Христа является величайшим событием в жизни каждого отдельного человека  и всего человечества, потому что переворачивает смысл и ход всей истории, окончательно и бесповоротно дает человеку совершенно новую цель в жизни. Цель, которая теперь не заключается в смерти, но заключается в жизни, потому что впервые человек увидел Бога, пришедшего к естеству человеческому, Бога, переродившего это естество настолько, что это существо – прах земной, приобрело возможность после смерти опять ожить и с телом существовать в вечности.

Осмысливая Боговоплощение, очень сложно найти нам какие-то примеры, понятные слова, чтобы явно для себя усвоить, что же произошло. Но мы и не ищем этого, не стараемся понятным для нас языком объяснить произошедшее, потому что Бог непознаваем для нас. Так же, как не познаваемо для нас Царство Божие. 
Но если мы будем пытаться окончательно и бесповоротно, сейчас и здесь осмыслить, что же произошло, когда Бог стал творением или человеком, мы рискуем загнать Бога в узкие рамки и сделать из Бога некое ограниченное существо, вместо Бога бесконечного высшего разума сделать его  ограниченным разумом. Потому что и слова наши, и знания наши ограничены временем и пространством. 

Каждое новое поколение имеет все большие знания. И то, что мы можем сегодня сказать по поводу Боговоплощения, через сто лет люди скажут, что это вообще не научно, потому что будут иметь больше откровений о природных явлениях и, о Боге. Поэтому суть христианства заключается не только в знаниях, объяснениях и догматах Боговоплощения, а в главном смысле – понимании, что Бог есть Любовь, Бог есть родитель, жертвующий собой, родитель, который не отрекается от своего чада, что стало поступать не по воле Его, стало игнорировать Его. Бог есть родитель, который не изгоняет свое чадо из отчего дома, ни при каких обстоятельствах, даже при самых страшных его деяниях против своего родителя. Бог есть родитель милующий, испытывающий любовь к своему чаду. Родитель, который бросается в горящий дом, чтобы спасти  свое творение. 

Эта жертвенная любовь, присущая Богу, и стала причиной того, что Бог смирил себя настолько, что принял созданную из персти плоть человеческую. И это открывает нам главное оружие в познании Бога: Бог есть Любовь. Это любовь, которая постигается не умом, не наукой. Это жертвенная любовь. Бог есть тот, кто пришел уврачевать и дать жизнь вечную. Аминь.