Притча о блудном сыне – это фильтр для нас, через который мы должны пропускать все, что происходит в нашей жизни

Проповедь, произнесенная прот. Виктором (Бурбелой) в Неделю о блудном сыне (2016 г.)

Сегодня за богослужением мы с вами слушали отрывок из Евангелия от Луки, в котором повествуется о возвращении блудного сына, поэтому и этот день называем «Неделя о блудном сыне». 

Итак, «…у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15: 11-32).
Эта притча о блудном сыне читается каждый год в преддверие Великого поста не случайно. Если обратиться к святоотеческому толкованию этой притчи, что можно увидеть, что под образом отца здесь изображается Бог, под образом сыновей – все человечество.  В судьбах двух сыновей изображаются судьбы всех людей, которые живут в мире и принимают Бога или в какой-то момент сомневаются в Его бытии.
Итак, отец – это Бог, и все, что у него имеется, — это мир, который он сотворил, сыновья его – это люди, сотворенные по образу и подобию Божию. Те люди, которые являются не распорядителями, не наемными рабочими, не слугами, а сыновьями. Теми, которые носят одежду такую же, как этот отец, и сапоги, потому что в те времена существовали определенные законы, по которым, в частности, слугам не положено было носить  сапоги, а если и могли носить, то только донашивать после хозяина, да и то только с его разрешения. В сапогах мог в доме ходить лишь хозяин. Также и одежда: первая одежда принадлежала только хозяину дома, первую одежду носили только хозяева. Перстни, которые надевались на руку, в то время использовались в качестве своеобразных печатей, не все люди были грамотными, и каждая сделка подтверждалась отпечатком перстня, и тогда принимала некую силу, как мы сегодня сказали бы, юридическую.  
И вот отец этот однажды слышит от своего младшего сына: отдай мне часть наследства. По тем временам наследство можно было получить только после смерти родителей, после чего оно разделялось между братьями. Старшему брату полагалось две трети, а младшему одна треть, была определенная градация, каждому следующему сыну давалось пропорционально меньше. Так было записано в законе Моисеевом, в Книге Второзакония в Ветхом Завете это можно прочитать.
И вот каково было отцу, когда к нему пришел младший сын, который прекрасно знал  устои общества, и вдруг требует часть наследства при нем, живом и в здравии ходящем. Для любого отца того времени это было бы тяжелейшее оскорбление, неуважение, не почитание. Такие сыновья чаще всего получали палками и вообще лишались наследства. Но тут отец поступает иначе, он молчит, не принимает никаких прещений, но уважает свободную волю своего сына, уважает настолько, что терпит такое оскорбительное отношение, и не думает, что о нем скажут другие живущие рядом хозяева. И он разделяет имение. 
Следует отметить, что для того чтобы разделить имение, необходимо было употребить немало труда. Тогда же не брали деньги в банке, как сейчас это бывает. Это были какие-то стада, постройки, поля, и чтобы разделить все это, нужно было нанять оценщиков, которые могли бы подсчитать стоимость всего, чем владел хозяин, вычислить долю. Наверное, чтобы отдать это имение, нужно было продать часть построек, скота и всего, что имелось. Таким образом, много усилий нужно было приложить только для того, чтобы обеспечить своему сыну то, что он хочет. В надежде на то, что все-таки этот сын во благо употребит то, что он потребовал от отца своего, или иносказательно, как мы понимаем, человек, который потребовал от Бога. 
Но этот сын забрал все, и, не поблагодарив отца, ушел в другую страну, куда он посчитал нужным. И там жил, как считал нужным. Когда он пришел туда, то решил, что теперь те правила, которые он соблюдал в доме отца своего, теперь соблюдать не обязательно. Теперь он сам себе хозяин, руководитель своей жизни. 
И вот он проводил жизнь свою распутно, пьянствуя и проводя время свое с блудницами. И как мы прекрасно все знаем, что такое времяпрепровождение  очень быстро съедает все имение. Так и случилось. Живя праздно, он проел все, что взял с собой. А потом получилось, что не за что больше жить. А тут еще голод наступил.
И здесь святоотеческое толкование говорит о том, что под определением «страна далече» понимается состояние человеческой воли, человеческого ума, когда человек отверг волю Божию и находится вроде бы в том же месте, в том же мире, в той же стране, в том же городе, но далеко находится от Бога своими мыслями, поступками, жизнью. Бог больше не участвует в его жизни, потому что человек отмел те правила, законы и бытовые устои, которые были, когда он был с Богом. И отвергая это, уходит из отчего дома для того чтобы жить отдельно. Та страна далекая – это та страна, где нет для человека важных Божьих законов, где не является важным для него исполнение Божьих заповедей, нет Бога вообще как цели и смысла жизни. Вот  такое состояние человеческой воли – это и есть страна далекая. 
Под голодом понимается здесь попущение Божье, страдания, может быть, даже наказание и предупреждение, телесные болезни и скорби, которые посылает Бог для вразумления человека, чтобы показать ему как-то ценность тех целей, которые он себе избрал. На фоне приближающейся смерти, на фоне болезней, на фоне скорбей как быстро  меняется в голове человека желание наслаждений. Когда человек болеет, как быстро он не хочет уже ни денег, ни удовольствий, когда все плохо и нет радости от жизни, когда видит перед собой приближающуюся смерть. 
Один мужчина, вернувшись из мест военных действий, сказал: «Кто не был в окопе, тот еще Богу не молился». Когда было мирное время, он был верующий человек, но толком никогда не молился, а когда он вернулся с войны, первым делом пришел в храм и говорит: теперь я верю, что Бог есть. Он так сказал потому, что увидел перед собой реальную смерть, глаза в глаза встретился со смертью, и вдруг перевернулось все его иллюзорное мировоззрение, и вдруг он ощутил реальность и ценность  жизни, и скоротечность ее. Вот  что произошло в его жизни. Об этом говорили и многие святые отцы. Помни час смерти, чтобы ценить свою жизнь.
Вот и этот блудный сын, испытав голод, поняв, что это попущение Божье на человека для его вразумления, начинает искать выход из сложившейся ситуации. Решает, что на работу надо устраиваться, хоть что-то зарабатывать. И он прилепился к жителю этой страны. Раз это страна далече, значит, это страна где нет правильной веры в Бога. В те времена, когда Иисус Христос говорил эту притчу, его современники и соплеменники, иудеи, были правоверными, то есть народом, который имел веру в единого Бога, исполнял закон Моисеев, был благочестив. А все вокруг страны были языческими и не имели даже представлений правильных о Боге, какие были у иудеев. Они были язычниками, поэтому любая страна удаленная была языческой, и считалась позорным для иудеев устраиваться на работу к язычникам. Ведь он – иудей, сын Авраама, правоверный, и вдруг он язычнику служит. И еще более позорным считалось пасти свиней, потому что свиньи считались нечистыми животными у иудеев, прикосновение к которым приносило осквернение. Это  был символ язычества, символ неправоверности у иудеев. Поэтому выпас свиней было самым уничижительным занятием. Вот до чего докатился человек, блудный сын, что заблудился в своих жизненных устремлениях. 
И вот он пас этих свиней и хотел покушать рожки (это стручки древа, похожего на акацию, которые до  сих пор в Палестине растет, плоды эти сладковатые на вкус, и сегодня продают шоколад с этими рожками, и их можно попробовать). Зачастую этими рожками питали свиней. Для иудеев было такое понимание, что лишь когда было крайнее бедствие, тогда только этими рожками питались. 
И вот этот сын вспомнил, находясь в таком бедственном положении, что он имел  нормальную жизнь, и было у него все в доме его отца. И не надо было заботиться о том, как жить, куда идти, что делать, потому что у отца в его доме была для него и работа, и пища, и смысл жизни, и отец был для него оградой от всего плохого. 
И он вспоминает, сколько было слуг у его отца, и решает пойти к отцу и попросить, чтобы отец принял его в число своих слуг, потому что не достоин он больше называться сыном. Евангелист Лука очень красочно и емко изображает перемену этого блудного сына, говоря, что человек этот, будучи в скорбях и лишениях, пришел в себя. И это очень похоже на нашу с вами жизнь. Ушел человек далеко от Бога и отметает в этой жизни все, что связано с Богом, потому что теперь Бог ему не нужен, Он ему даже мешает, и одно воспоминание о Боге и обо всем, что связано с Богом, вызывает у него раздражение, отрицание, отторжение. За что же? Разве Бог его обидел? Что плохого отец сделал своему сыну? Он его родил, воспитал, дал образование, знания, понимание. Он держал все вокруг в гармонии, ограждал от неверных поступков своими советами, заповедями. 
Но человек ушел, он отвергает теперь Бога, считает Его не нужным для себя, неправильным и даже оскорбительным для него. Но вот такие люди, как этот блудный сын, однажды отвергают бесовскую гордыню, самомнение, мол, я лучше знаю, чем Бог, и все-таки приходят в себя. И вдруг осознают, что, оказывается, все не так, как он себе представлял, оказывается, тот мир, который он себе построил без Бога, настолько иллюзорный, что как карточный домик рассыпается в один момент, потому что нет в нем никакого основания. 
И вот он пришел в себя и решил: а ну-ка я вернусь, покаюсь перед отцом своим. И покаяние этого младшего сына было велико, оно было  намного больше, чем у многих из нас с вами.  Ибо он сказал: я не дерзну, не посмею сказать, что я сын, но как слуга пойду к отцу своему, потому что не достоин называться сыном из-за растраченных средств. И в этом есть великое покаяние. Вот поэтому мы сегодня и читаем эту притчу в преддверие Великого поста, потому что наша задача на этот период – в решительном покаянии, без рассуждений о том, а стыдно мне или не стыдно менять свой быт, а что подумают обо мне родственники, когда я не буду есть борщ с колбасой и с мясом или бутерброд, что они будут обо мне думать, что я вообще с ума сошел. Вот когда человек приходит в себя, все эти глупости перестают представлять для него ценность, он перестает быть подверженным мнению окружающих. 
Именно так блудный сын пришел в себя, и ему было безразлично, кто, что о нем будет думать, что будут думать слуги в доме отца его, если он будет теперь с ними на равных, раньше он командовал ими, а сейчас уже не будет командовать. Раньше он был старший над ними, а теперь он будет меньшим из них, он не думал об этом позоре человеческом, потому что он оценил любовь отца своего, которая была к нему раньше. И он знал, что любовь отца к нему как к сыну была велика. И к наемникам своим любовь его была больше, чем к другим людям. Он знал, что отец был милосердным. И он к нему пошел. Вот это есть истинное покаяние. Пример для нас, чтобы мы не отчаивались, если мы согрешили тем или иным грехом, ушли далеко от Бога под воздействием своего ума, маловерия, какого-то увлечения философскими течениями или в какую-то христианскую деноминацию, и даже, не дай Бог, секту, или в другую сторону, куда бы мы ни ушли, оставив отчий дом, который Бог строил на камне веры своих апостолов, и до сих пор строит, вкладывая кирпичики в это здание, и каждый из нас является кирпичиком в этом строительстве Божьем, в доме Божьем. 
 И вот когда блудный сын уже возвращаясь, подходит к дому, а отец, оказывается, стоял далеко за домом, выглядывал его, ожидая, что он образумится и вернется. И когда он увидел издалека идущего отрока, оборванного всего, грязного, он кинулся ему на шею. И он не спрашивал его, где ты был, почему ты так поступил со мной, он его не упрекал, а просто плакал и радовался его возвращению. А когда услышал слова сына о том, что он не достоин больше называться его сыном, что он это осознал, то любовь его восстановилась, как и прежде, и не было ничего такого, что бы помешало отцу в нем этой любви, потому что она была в нем жертвенной, и главной ценностью этого отца был его сын, а не то, что он сделал. 
И вот любящий отец принимает его и восстанавливает его в чести хозяина, дав ему одежду, сапоги и, самое главное, перстень, то есть право управлять его имуществом по своему рассуждению, потому что печать у него в руках, и каждая сделка, сотворенная им, имела бы «юридическую» силу. Мало того, отец устраивает большой праздник. Что такое телец упитанный? Это такой уже теленок, которому больше года, от которого получается много мяса, а это значит, что будет праздник для всего селения, наверное. Потому что в те времена именно так и устраивали, что весь дом, все слуги и все люди из селения того собирались на праздник, когда кто-то устраивал. Вот так и в этом случае было особое торжество. 
Когда этот праздник был в разгаре, был уже вечер, тут пришел с работы в поле его старший брат, который никогда не смел прекословить своему отцу, беспрекословно исполнял его  волю, был ему верен. В образе этого сына изображаются все христиане, которые стараются всю свою жизнь не нарушать заповеди Божии, которые не отходят от Бога далеко, которые во исполнение Его заповедей всегда находятся в Отчем доме. 
И старший сын видит праздник и спрашивает кого-то из слуг, попавшегося ему на пути, что же происходит? Тот ему отвечает: брат твой вернулся, и отец принял его с почестями. И наверняка тот переспросил, вернулся ли он богатым, знатным. И важно, что слуга добавляет: отец твой не только его принял, он приказал привести теленка упитанного и заколоть, чтобы устроить большой праздник. Добавляет еще вот такую подробность, которую, по сути, можно было бы и не добавлять. И здесь интересный момент, можно проследить, как разные персонажи этой притчи по-разному воспринимают одну и ту же информацию. Отец принимает этого сына и все прощает без всяких упреков и с любовью к нему, и не видит ничего плохого в том, что он его принял. Старший сын видит теперь в отце несправедливого управленца, несправедливого отца, потому что он того сына, который все проел, теперь возводит в достоинстве и даже устраивает ему пир, а мне, который  служил ему всю жизнь он ничего такого не дает. А тут и праздник устроил, и еще простил ему те большие деньги, которые он забрал и унес, и пропил свою часть имения. 
По-иному воспринимает слуга, он, наверное, воспринимает с каким-то своим чувством, потому что он четко понимал, что происходит, и знал этого отца, который не позволял своим детям пиршествовать, никогда не давал не то, что теленка, козленка не давал, чтобы они с друзьями повеселились. На самом деле отец запрещал, чтобы эти молодежные веселия не принесли греха в жизнь этих двоих детей. Он поэтому и не позволял им, ограждая их от неправильных поступков. 
Протоиерей Сергий Правдолюбов в одной из своих проповедей подметил интересный момент, что очень часто вот так и нам подают информацию извне, журналисты очень часто подают информацию так, как они ее видят, а люди воспринимают ее по-своему. Это очень важно в нашей жизни, воспринимать информацию не только так, как мне хочется, потому что здесь и отец прав, потому что он отец любящий, и сын старший прав, потому что он никогда не изменял своему отцу, и имел право такое говорить своему отцу. И слуга прав, потому что он всю правду рассказал, и даже в том, что, может быть, какой-то сарказм проявил. И блудный сын прав, потому что все-таки вернулся к своему отцу. Все правы, но правда у каждого своя. Но есть истина. В правде человеческой нет логики Божественной, потому что правда всегда ищет своей справедливости, и здесь подмечено Господом в этом притче состояние христианина, верующего человека, который ревнует к Богу тех людей, которые одним своим покаянием получают большие дарования, чем у тех, которые живут правильно, исполняя внешний закон, и получают то же Царство Небесное. 
Часто приходят в храм люди других верований, которые отпали от истинной  церкви, с покаянием, а мы их не принимаем. Мы – это все мы, христиане, которые в церкви находятся. Мы их начинаем упрекать. Надо принять их, как отец своего сына заблудшего, потому что они не к нам пришли, а к Богу вернулись, а мы начинаем их ругать. Приходит человек, который не знает, как себя вести в храме, пока до подсвечника дойдет, чтобы свечку поставить, то зачастую наши православные образцовые христиане, по пути уже ему три лекции прочитают, как вести себя в храме. Пока он записку подаст, то услышит множество нелицеприятных слов о том, что неправильно одет. То есть подход  человеческий, когда человек меряет другого человека по себе, не вмещается в логику Божественную. Нет в Божественной любви логики человеческой. Наша логика исходит из своего эгоизма. Вот я все правильно делаю, по закону, а раз они неправильно делают, значит, они вообще, не имеют никаких шансов на спасение. 
Этот момент и обличает Господь, говоря своим современникам, потому что именно так происходило в этом обществе. Иудеи, будучи правоверными, не воспринимали того, когда Христос общался с мытарями, блудницами, грешниками и даже самарянами. Для них это была дикость, ведь к людям, которые уклонились в язычество даже прикасаться нельзя, есть с ними нельзя было. Когда иудеям нужно было пройти через Самарию, они предпочитали пройти лишние километры, обойти вокруг, чтобы не оскверниться общением с язычниками. Настолько это было из ряда вон выходящим. Ведь Мессия был только для них. Как же Иисус, называя себя Мессией, может такое делать? Ведь обещанный Мессия только для избранного народа. Поэтому и показывает Христос своим современникам, да и нам всем. И говорит нам, христианам, которые пытаются всегда трудиться в пределах воли Божьей: чадо, ты всегда достоин Меня, и Я это знаю, и поэтому все Мое – это Твое, но радоваться тебе нужно, потому что брат твой, который потерялся, снова нашелся. Радость-то какая! Он опять вернулся к бытию. То есть умер и воскрес. 
Здесь Господь изобличает и неверие человеческое, и состояние человека, который говорит, что он верит в Бога, но ничего не делает, не исполняет никаких заповедей, это все равно, что умирает человек, потому что мы словно видим его уже в гробу, для нас он уже мертвый, он безнадежен для жизни этой. Также и в духовном плане: человек загубил свою душу своим житием, когда он отказался от источника жизни бытия, Бога, то он мертв еще до смерти телесной. Тело его еще живо, но он мертв духовно, потому что не избирает этот мир, он не живет этим миром. Ведь что значит жить телесно? Это дышать, есть, спать, одеваться, следовать определенным законам природы, чтобы не навредить своему телу. Если не соблюдать эти законы природы, то умрешь телом. Так же и в духовной жизни. Что такое законы духовной жизни? Какие методы жизни души, которые тоже требуют подпитки? Это возможность пользоваться духовными органами, чувствами. Это ум, душа, совесть, мысли, через которые Бог действует. 
Когда человек раздражается, ссорится с кем-то, а потом ему плохо становится, это и есть доказательство того, что духовные переживания имеют последствия для тела. Вот вам и связь. Вот вам и реальность. Не надо быть ученым, чтобы это понимать. Поэтому человек, который в духовной жизни ничего не делает, мертв, потому что он не дышит духовно. Он не ест духовной пищи, он не насыщает свой ум познаниями, не открывает своему уму и своей душе смысл этой жизни, потому что он его не видит и не понимает. 
Поэтому каждый, кто оставляет дом Отца и правила, которые в этом доме существуют, и устраивает свои какие-то миры, хрупкие, иллюзорные, временные, этот человек в очень большой опасности. Отец плачет, ждет его возвращения, потому что знает, что там Его сыну плохо.
Эта притча в преддверие Великого поста акцентирует наше внимание на то, чтобы мы правильно постились. Здесь говорится для тех, кто подобен старшему брату, чтобы в труде своем, в том, что мы постимся, не едим скоромной пищи, на службу ходим, читаем много молитв, не смотрим зрелищ, воздерживаемся плотью, мы не пришли бы к гордыне, чтобы пост имел правильную цель. А пост имеет целью только одно – приобретение смирения. Смирение – это когда ты не видишь в другом человеке недостатки, а видишь только хорошее, когда ты видишь в себе только то, чего тебе не достает, а если есть что-то хорошее в тебе, то говоришь: ну, так и должно быть, я же человек, созданный по образу и подобию Божию, поэтому все, что делаю хорошего, это только маленькая часть из того, что должно быть изначально совершенным в сотворенном Богом человеке. 
Вот для чего нам сегодня эта притча сказана. И для того, чтобы мы поняли, что никогда не поздно каяться. И для того, чтобы мы помнили, что Бог наш не есть справедливый, Бог наш человеколюбив, и не поступает по человеческой логике. Если бы этот отец действовал по логике человеческой, он должен был бы наказать сына, дать ему время испытания, а потом еще подумать, оправдать его или нет. Вот это было бы справедливо. 
Очень часто и мы так же требуем от Бога логических человеческих отступлений. Многие люди, особенно те, кто не ходит в церковь, нередко ведут полемику с христианами о Боге и требуют, чтобы наш Бог христианский, Бог совершенный, следовал их извращенной логике. Почему извращенной? Потому что эта логика не была изначально. Изначально была в человеке заложена Божья логика. А логика человеческая –это есть последствие греха. Почему ты так думаешь, иногда спрашиваешь человека? Потому что это мое мнение, я так вижу, — отвечает он. А откуда у тебя такое мнение? На каких основаниях ты такое мнение возомнил?  Потому что возгордился. Это мнение без смирения. 
Вот почему мы, христиане, боремся за обретение смирения. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что награда от Бога, Божья благодать дается не за труд, не за то, что человек исполняет заповеди,  не за то, сколько он делает трудов во исполнение воли Божьей, а за смирение, которое приходит к человеку в процессе исполнения заповедей Божьих и вот этих трудов. То есть главная цель поста – приобретение смирения. 
А смирение это есть реальное видение себя, реальное видение мира и реальное мироощущение. 
Итак, никогда не поздно каяться, потому что Бог всегда ждет обращения каждого из нас. Согрешил, кайся, как блудный сын. Потому что столько грехов изображается на примере этого блудного сына: и распутство, и то, что он по сути похоронил заживо отца, потребовав части наследства при его жизни, отрекся от всего, что было в доме его отца, ушел, не захотел исполнять обеты, а потом вернулся, и его простили. Вот насколько  велико милосердие Божие. Нет такого греха, который Бог не простил бы. Есть грехи, в которых человек не кается. Нам оставлено покаяние, как говорил митрополит Антоний Сурожский.  
И это покаяние должно быть правильным. А чтобы оно было правильным, оно должно быть со смирением, чтобы наш пост не был для нас поводом для превозношения, чтобы не превратился для нас в тяготу, чтобы пост не был для нас диетой, что мы вот не едим пищи, но при этом осуждаем. Вот великая ценность этой притчи. 
В сегодняшний день очень важно помнить, что мир вокруг нас – мир информационный. Поэтому человек, который воспринимает информацию извне, должен эту информацию пропускать внутри себя через некий фильтр, фильтр не эгоизма, а фильтр Божественной правды. Потому что все, что вокруг нас говорят, не всегда полезно для нас. Все мне возможно, но не все полезно, говорит апостол Павел. Эту притчу о блудном сыне Господь говорил для своих современников, но и через века будем же и мы иметь ее в качестве идеала, к которому нужно стремиться. Ибо Господь говорил ее для каждого из нас, и мы должны иметь ее в качестве фильтра, и пропускать через это Божье откровение для нас все, что происходит в нашей жизни. И тогда мы будем наверняка идти правильным путем, и находиться под покровом Отца Небесного. Аминь