Почему нужно чаще прибегать к заступничеству Иоанна Крестителя и помнить его слова: покайтесь, ибо Царство Божие уже приблизилось?

useknovenie-glavy-proroka-predtechi-1Проповедь прот. Виктора (Бурбелы) в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября 2016 г.

Cегодня — праздник Усекновения честного славного Пророка и Крестителя Иоанна. Это день его смерти. Как говорит Сам Господь (мы читаем в Евангелии — Мф. 14: 1-12, Мк. 6: 17-29), это был человек, величайший из людей, живших на земле. Тем не менее он погиб из-за неприязни и амбиций властных мира сего.

Вот как Евангелие описывает обстоятельства смерти этого великого человека. Во времена четверовластника Ирода Антипы (это был один из четырех римских правителей Иудеи, ибо после смерти Ирода Великого Израильские земли поделили на 4 части и поставили 4-х правителей). Так вот Ирод Антипа нарушал заповеди Божии, Закон Моисея, нарушал явно, и Иоанн Креститель обличал его за это. и поскольку иудеи трепетно относились к Закону Моисееву, то такое обличение со стороны пророка, почитаемого в народе, было очень неприятно Ироду.

В чем же заключался его грех? Имея жену (она была дочерью правителя Арефы), Ирод с ней расстался, оставил ее, и незаконно отобрал жену у брата своего, и открыто жил с нею, то есть прелюбодействовал пред всем народом. А поскольку он был правителем, то Иоанн, прежде всего, обвинял его в этом грехе, говоря, что правитель народа Божьего, блюститель закона Божьего, не может править людьми, которые хотят угодить Богу, и при этом нарушать всецело закон Божий. Он призывал, чтобы Ирод покаялся в этом грехе. 
Ироду это не нравилось, но он прислушивался к словам Иоанна. К тому же он, как все правители, был боязливым пред народом, поэтому боялся схватить Иоанна и причинить ему какой-либо вред, боялся, что народ за Иоанна может взбунтоваться, почитая его как великого пророка.

Его сожительнице Иродиаде нравилось такое положение вещей, она оставила своего мужа, поскольку с царем ей жить было лучше, не с точки зрения такого понятия, как любовь, а с той, что она имела больше власти, она чувствовала себя царицей и не хотела слушать обличений в свой адрес, считала, что она правильно все делает, и никто не смеет ей перечить. 

Она пыталась уговорить Ирода убить Иоанна. Ирод, испытывая внутреннюю боязнь, не трогал Иоанна Крестителя, но когда Иоанна стал обличать пред всем народом, Ирод схватил Иоанна и посадил в темницу. Предание говорит нам о том, что пребывание в темнице Иоанна отличалось от положения других узников. Ирод часто звал Иоанна к себе, чтобы послушать его. Возможно, совесть его все же говорила в нем, он где-то в глубине души осознавал,  что он не прав, но у него не хватало духа, мотивации, веры в Бога, чтобы оставить греховную жизнь, но он слушал Иоанна как пророка и даже спрашивал у него совета в некоторых вопросах.
Но вот в день рождения Ирода множество вельмож приходили его поздравить, был устроен большой пир, и когда все захмелели, в самом разгаре праздника дочь Иродиады юная Соломия выступала перед всеми собравшимися, сплясала перед ними, и тем завоевала чувственные восклицания самого царя и всех охмелевших возлежащих с ним. И Ирод перед всеми военачальниками обратился к Соломии и с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит, даже до половины царства.  

Девица не знала что просить, она побежала к матери за советом, и та говорит: попроси голову Иоанна Крестителя. И девица послушала мать, вышла опять в центр зала, встала перед царем с блюдом и сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

От такой просьбы хмель в голове Ирода развеялся, он вострепетал. Как сказано в Евангелии, он опечалился, но поскольку рядом сидели тысячники, старейшины, военачальнкии, все его подчиненные, то он не мог упасть в их глазах, чтобы они не усомнились в его власти, ради клятвы, данной хоть и в пылу хмельного угара, но это была клятва царя, он послал палача, чтобы отрубили голову Иоанна и отдал на блюде девице. Она отнесла матери. Получила такую награду за свой распутный танец пред распутными людьми.

Как гласит предание, голова Иоанна, поданная на блюде, продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Иродиада начала колоть язык пророка булавкой, и в конце-концов закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя отыскали его ученики и похоронили его.
Вот какой смертью пострадал самый великий человек, рожденный когда-либо женщиной. 

В чем подвиг Иоанна Крестителя?

В чем же величие Иоанна Крестителя? В восприятии современного человека величие чаще всего измеряется такими категориями, как слава человеческая, богатство, кто-то сам себя называет великим, потому что он, якобы, сам достиг чего-то в этой жизни. Но праведник пред Господом велик своими делами, способностью воспринять не только внешнее, видимое, достижимое на расстоянии протянутой руки, величием пред Богом является то, что разумное его существо,0 безграничное в своих возможностях, созданное по образу и подобию Божию, умеет воспринять не только земное, материальное, а может воспринять горнее, высшее, не только может воспринять свою жизнь здешнюю, но может ощутить вечность. Велик Бог  в таком человеке, и велик человек, слушая своего Бога. Иоанн Креститель был величайшим человеком по своему подвигу. 

С рождения он был посвящен Богу и всю свою жизнь провел в пустыне, то есть в месте, где не было людей, не было бытового комфорта, уютной постели, вкусной еды, и вообще были только дикий мед и коренья (акриды). Это подвиг, прежде всего, по отношению к нам, потому что мы так не можем. И этот подвиг дал возможность человеку совершенствоваться внутри себя. 

Бог избрал его еще из чрева матери как человека, который должен быть предвестником пришествия Бога в мир. Мы называем его Предтечей — это тот, кто идет впереди. В древности впереди приезда царя посылали предтеч — предвестников, которые проезжали по маршруту, по которому должен проехать правитель и предупреждал, чтоб готовились приять важного гостя. Так и Иоанн был послан в мир чувственный, который забыл Бога, чтобы возвещать, что Бог идет, и говорить, что нужно делать, чтобы Бога увидеть и принять достойно, чтобы этого Царя Небесного невидимого, непостижимого узреть явно. И он говорил: покайтесь, потому что приближается Царство Божие, и приблизилось уже. Вот к чему призывает Иоанн креститель, вот к чему и сегодня призывает Бог каждого человека, кто хочет увидеть Его.

Что значит покаяться? Это значит измениться. А в чем? В том, что отдаляет от Бога, отличает от Бога, измениться так, чтобы меньше отличий у человека было от Бога, и тогда можно увидеть Бога. И вот такое покаяние является необходимым фактором, необходимым трудом человека перед тем, как сказать, что человек, действительно верует в Бога. Я знаю, что Бог есть, но если я каюсь, моя вера имеет не только словесную характеристику, но и опытный путь познания Бога. 

Вот как же надо было человеку озлобиться, чтобы просить в день рождения крови другого человека. До какого состояния дойти, чтобы в помрачении ума быть настолько кровожадным — просить в день праздника казни человеку. Просто за его позицию, за правду Божественную. 

Чем отличаются современные люди от ветхозаветных?

Если мы почитаем светскую историю, то увидим, что люди того времени часто применяли такие казни, такое отношение друг к другу не было тогда редкостью. Но общая жестокость, царившая в том обществе, не умаляет жестокости, проявленной по отношению к Предтече Иоанну. 

Но если наложить эту историю на наши времена и подумать о том, а как бы мы поступили? Конечно, современные люди отличаются уровнем знаний, воспитанием, тем, что у нас есть больший опыт предыдущих поколений, но при этом все мы творения Божии, и всем нам даны одинаковые чувства любви к ближнему. Ибо и среди ветхозаветных людей было множество праведных, поступающих по любви, и если б не было их, живущих по заповедям, тогда можно было бы сказать, что  люди тогда не знали, как жить, тогда и общество можно было бы оправдать. 

Но с другой стороны, были кровожадные тогда, есть и сегодня, только они не настолько явно проявляют себя, возможно. Только когда человек начинает жить по заповедям, тогда из сердца человека удаляется кровожадность и на ее место приходит любовь. Человек, который не исполняет заповеди и говорит, что любит ближнего, тот обманывает себя, кто говорит что любит Бога, и при этом ненавидит ближнего, обманывает себя, ибо сказано: как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если ненавидишь ближнего, которого видишь. 

И вот эта ситуация была во все времена. Что изменилось? Только то, что царь сейчас не один, а каждый себя считает царем. Если раньше был правитель, которому должны были служить и поклоняться все, это было закрепленное общественное устройство, то сейчас никому не должны служить — человек высшая ценность, по Конституции и по всем нашим моральным устоям и ценностям. И это хорошо, потому что это заставляет нас больше задумываться о любви и уважении к ближнему. 

Но меньше ли стало кровожадных людей? Меньше ли крови льется в наше время? И вот спроси у любого, считает ли он себя кровожадным. Сразу услышишь ответ: нет, я не желаю никому смерти. Но если кто меня обидит, то я ему такое устрою! Я столько ему расскажу про него самого! Что это он мне тут смеет рассказывать, да кто он вообще такой?! У нас в сердце кипит негодование. Вот и выходит, что мы в нашем мире наблюдаем практически то же самое, что произошло с Иоанном Крестителем. Всякий, кто говорит о правде Божией, всегда подвергается опасности со стороны того, кто не понимает, кто такой Бог. 

Бог даровал человеку свободную волю. Однако она, по произволению человека, может быть согласована с волей Божьей, а может и не согласовываться с ней. Когда жизнь человека согласуется с заповедями, он чувствует Бога и относится к Богу как к другу, но когда он не хочет согласовать свою волю с заповедями, он начинает противиться Богу. И вроде бы никто не заставляет его идти в церковь, каяться, но он извергает из уст своих страшные слова против Бога, он ненавидит того человека, который говорит ему о Боге. 

Почему возникают такие состояния? Потому что наш волевой выбор и есть то же самое, что пригласить в свою жизнь или Бога, или кого-то иного. Наш выбор является подтверждением нашей веры. Господь говорит: Я стою и стучу в сердце каждого человека. То есть каждому Бог старается дать понятие о Себе, открыть Себя каждому. Но Он не может нарушать при этом свободную волю человека, и Он может действовать только в том человеке, который пускает Его в свою жизнь, а кто не пускает, там Он не действует, там Он не участвует. А как это определить, пускаю или не пускаю я Бога в свою жизнь? Господь говорит: кто любит Меня, тот заповеди мои соблюдает. Мало говорить "я верю", а когда ты веру свою подтверждаешь своим поступком, то твоя вера в этот момент является волевым свободным выбором, и ты в этот момент как бы говоришь: Господи, я буду делать так, как Ты говоришь, помоги мне укрепиться в добре. И тогда внутри человека начинается перерождение и появляется иное восприятие вещей вокруг. 

Что происходит, когда человек перестает исполнять волю Божию

Человек перестает делать тот грех, который не мог не делать раньше, он понимает, что можно без этого жить. Потом начинает становиться незлобивым, потом видит грех в себе, кается в нем, перестает осуждать, начинает чувствовать любовь к ближнему, начинает стремиться кому-то помочь, это и есть плоды присутствия Божия в жизни человека. А когда человек говорит: Господи, как хороши Твои заповеди, как хорошо Ты придумал, но постой пока с ними в сторонке, мне здесь на земле надо жить, некогда исполнять заповеди. И тогда  в его жизни не происходит повторение логики Божественных поступков. То есть мудрость Божия, которая заключена в тех поступках, которые совершаются по заповедям, отсутствует. Логики нет в твоих поступках. Здесь логика иная, твоя личная, она не построена на Божьих советах, и человек приходит в такое состояние, которое отличает его от Бога. А когда он в своей гордыни, в пылу своих совершенств нескончаемых, великих, начинает видеть человека, который лучше его, то начинает в нем вопить гордыня. 

Нередко можно услышать: но ведь он — человек образованный, пусть он не верит в Бога, не живет по заповедям, но он же культурный. Но в таком случае, откуда же у такого человека ненависть к Божьему? Наверное, ответ в словах Божиих о том, что сердце человека — это поле брани. Бог борется с врагом человека, который хочет увлечь от Бога. Но борется как? Через ум, через поступки, через жизнь самого человека, подсказывая, как уйти от влияния бесовской силы.

Вспомним евангельское чтение о богатом юноше. Он  имел зависимость от своего богатства, его благочестие строилось на том, что у него были слуги, множество слуг, он при этом молился, но когда Господь сказал ему: раздай нищим свое богатство и следуй за Мной, не смог этого исполнить, потому что он строил Царство Божие по своим принципам. Что же помешало юноше?

Вспомним другой случай, описанный в Евангелии, возможно, более показательный. О гадаринском бесноватом. Это был человек буйный, его приковывали цепями, но он с легкостью разрывал все оковы, и буйствовал, так, что люди боялись ходить теми местами, где обитал этот человек, одержимый бесами. 

И в этом случае мы видим явно, что враг рода человеческого может действовать на жизнь человека. У нас есть чувства, и на нас виляет внешний мир. Тепло солнца, температура воздуха, мы ощущаем их влияние, если хотим не мерзнуть, обогреваем помещение или надеваем теплую одежду, на солнце загораем. Так же и в духовной жизни. Наша душа, наше внутренне состояние находятся в мощном информационном поле, которым является Бог. И когда ты игнорируешь это информационное поле,  которое должно наполнять тебя, тогда ты наполняешься другой информацией, которая часто является антибожией. И тогда ты творишь не волю Божию и не свою. А чью тогда? Значит, волю того, кто противится Богу. 

Легко говорить, Бог  у меня в душе. Откуда Он там взялся? Бог ли повелевает внутри тебя твоими поступками? А если не Бог, тогда кто? Кому ты открыл дверь в свое сердце, тот и вошел.

А как поступили бы мы на месте Иродиады?

Часто мы ощущаем внутри себя такое состояние, когда нам кто-то что-то сказал неприятное или то, что нас раздражает, нам слово — мы десять в ответ, нам замечание — мы оскорбление, а если еще что похуже, так мы готовы и проклинать этого человека. Отчего мы так реагируем? Замечаний, укоров не терпим. Возмущаемся, а кто-то и до рукоприкладства доходит. И здесь возникает вопрос, а не убили бы мы Предтечу на месте Иродиады? Ведь на нашем бытовом уровне мы так, как она, ведем себя каждый день. Степень нашей гордыни велика.

Вместо того, чтобы отблагодарить человека, который правду тебе хочет сказать о тебе, по слову апостола Павла, который пишет: Благодарите наставников ваших и учителей, которые переживают за вашу душу. Не того, кто хвалит, какая ты христианка хорошая. а, наоборот, того, кто говорит тебе так, чтобы ты очнулся и посмотрел в зеркало своей души. Вот кого нужно благодарить.

Ох, если бы мы могли покаяться и не согрешать больше этим грехом гордыни, но мы хоть и каемся, но постоянно повторяем то, в чем покаялись (но хорошо, что хватает ума прибегать к Таинству покаяния, и движет нами благодать Божия). Однако нет-нет да и промелькнет мысль, да, я грешный, но все равно есть хуже меня. Но такие рассуждения тормозят духовный рост человека, да и служат слабым оправданием собственной греховности. 

Поэтому нужно почаще прибегать к заступничеству Иоанна Крестителя и помнить его слова: покайтесь, ибо Царство Божие уже приблизилось. Оно внутри нас есть. Оно настолько близко, насколько близка смерть наша. Сегодня уже, живя по заповедям, ты можешь ощутить себя в Царстве Божием, и можешь ощутить ад и скрежет зубов, хотя будешь жить, и вроде все нормально, и деньги есть, и еда, и квартира, есть блага земные, а уныние, печаль и бессмыслица суеты сует поглощает каждого человека, который вне Царствия Божия. 

Так войдите же в Царство Божие своими поступками, жизнью, любовью к ближнему, по молитвам святого Иоанна Предтечи во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.