Необычными по формату и содержанию стали традиционное вторничное занятие по Церковному пению для хора прихожан и встреча православной молодежи в воскресной школе нашего Свято-Преображенского храма, которые прошли вчера, 6 февраля. Две эти группы собрались вместе на чаепитие, за которым говорили о правильной подготовке к Великому посту, истории его возникновения и связанных с этим традициях. Интересно было послушать истории из личной жизни. Собственным опытом постничества делились представители разных поколений (самому младшему участнику беседы было 13 лет, а старшему – за 70).

Итак, сейчас как раз идет подготовительный период к Великому посту. Он начался в Неделю о мытаре и фарисее, которая в этом году припала на 28 января и завершится Прощеным воскресением 18 февраля. В предстоящее воскресение 11 февраля – Неделя о Страшном суде – мясопустная (последний день вкушения мяса). И дальше останется неделя масленицы.

Для чего установлен Великий пост? Чтобы очистить воздержанием и молитвой человеческую душу, пробудить и возродить ее к великому празднику Воскресения Христова, сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, которая подается христианам на Пасху в наибольшей мере по сравнению со всеми другими праздниками. Что мешает человеку принимать эту полноту радости? Загрязненность души грехами, порабощенность земными попечениями и всевозможная ее искривленность. Вот от этого-то пост и излечивает.

Всегда, во все времена пост был нужен. Во все времена бесовская сила пыталась поработить себе человека, угождая его плоти и нападая на душу. Но никогда еще этой злой силе не удавалось настолько овладеть человеком, как в наши дни. Чревоугодие – один из наиболее эффективных крючков, на которые попадается современный человек. Даже постных блюд нынче такое изобилие и разнообразие, что порой и постом это назвать нельзя. В то же время пост заключается не только в том, чтобы не есть мясо и другие продукты животного происхождения, но и в том, чтобы ограничивать количество употребляемой пищи, воздерживаться от разного рода развлечений, к которым так привыкли современные люди благодаря компьютерам, телефонам, телевизорам.

Но если говорить о противостоянии духам злобы, то, по слову самого Иисуса Христа, род сей изгоняется постом и молитвой. А значит, пост без молитвы, домашней, личной, соборной – это просто диета.

Однако если заглянуть в Церковный устав, то приходится засомневаться в том, что пост по силам для большинства современных людей. Ведь Великий пост предполагает не просто отказ от скоромных продуктов, но также питание один раз в день, сухоядение, и многое другое, чего наши современники просто физически понести не могут. Да и не надо им, наверное. Главное – чтобы, постясь, человек изо всех сил пытался превозмогать свое естество – хотя бы немножко. Если какие-то постные продукты нравятся, то и в них себя следует ограничивать. И вообще, быть скромнее, не переедать за трапезой. Но, конечно, все следует делать в меру. Если человек себя утесняет сверх меры, то это срабатывает как сжатая пружина. Кто-то начинает объедаться после Пасхи, кто-то, слишком ревностно приступив к посту, вдруг бросает, не выдержав.

Все, кто имел практический опыт прохождения Великого поста, отмечают, что стоит только сделать над собой небольшое усилие, решительно и твердо отказаться от такой по сути пустяковой зависимости, то внутри словно появляются какие-то новые силы. Это Господь ведет человека, как ребенка, показывает ему самую низкую ступень лестницы. Она порой совсем не высокая, но без этого первого шага движение дальше невозможно. И главная задача дьявола заключается в том, чтобы не дать человеку сделать этот первый шаг, нашептывая: ну это же мелочь, пустяк, просто глупость, и вообще, это люди придумали, когда есть было нечего, и они хотели себя таким образом приучить к экономии, – и масса других аргументов возникает как бы из ниоткуда, как бы из глубин нашего ума, нашей логики, а в итоге один год человек не начинает поститься, второй, третий, и вроде как ничего страшного не происходит. А потом возникает мысль: я уже столько лет считаю себя причастным к Церкви, но при этом не пощусь, значит, и дальше можно не поститься.

Конечно, здесь необходимо рассуждение. И каждый должен заранее обдумать и правильно организовать свое питание, согласно состоянию здоровья, возрасту. Но дальше от этого уже не отклоняться – не пить чай в перерывах, не грызть чего-то на ходу. Элементарная самодисциплина.

И главное , конечно, не ограничивать пост гастрономией. Если человек не ходит в храм, эта диета ему ничего не даст. Только присутствие на богослужениях, внутреннее участие в них раскрывает для человека сущность Великого поста.

Знатоки филологии в соединении с богословием отмечают схожесть этимологии понятия религиозного поста с заступлением на пост военнослужащего: и тот, и другой пост требует от человека внутренней собранности, не зевать, не расслабляться, руководствоваться уставом, быть начеку, человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче, в обоих случаях он должен понимать, что занят делом чрезвычайной важности, от исполнения которого зависит не только его жизнь, но и жизнь других.

Но кто-то может возразить, пощусь я лично или нет, ну как же это может отражаться на других, это только мое дело?  пост это не только и не столько явление пищевое, сколько всеобъемлющее, изменяющее всего человека. Пост относится к уму больше, чем к чреву. Он дает ощущение принадлежности к Вселенской Церкви. Как бы ни было мизерно количество постящихся и молящихся людей в нашем ближайшем окружении, но мы постимся вместе и одновременно с миллионами верующих людей. Символ веры, который мы исповедуем ежедневно – это вера Апостольской Церкви, вера, в которой спаслись уже миллионы душ и еще миллионы спасаются. Мы постимся не ради личной прихоти, а ради Христа. Постимся не тогда, когда захотим, а когда Церковь благословила. Постимся не в одиночку, а вместе с множеством братьев и сестер, чей невидимый труд укрепляет мою слабую и ни на что не годную в одиночестве душу.

Чувство соборности – это ощущение связи с Церковью, рассеянной по всейЗемле, и с «торжествующим собором и церковью первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12: 23). И посещая одни и те же особые постные богослужения мы вступаем в область духовного общения не просто с  родными нам по крови братьями и сестрами, а с настоящими братьями и сестрами по духу молитвы и покаяния, с реальными родственниками большой церковной семьи, в жилах которых, благодаря Причатию, течет одна и та же Кровь – Господа нашего Иисуса Христа.

Осознание этого соучастия в жизни Вселенской Церкви – вот истинная соборность и настоящая победа над мелким эгоизмом и заплесневелым индивидуализмом, засевшим в мозгах наших современников.

Итак, никто из нас не является воином-одиночкой. Каждый из нас должен занять свое место в общем строю. Дисциплинированное войско, послушное командиру (даже если каждый в отдельности воин далеко не «универсальный солдат»), всегда разгромит врага, в рядах которого каждый боец – храбрец и герой, но общая дисциплина и единство отсутствуют.

Чувство духовного локтя и ощущение принадлежности к великому войску, возглавляемому воскресшим из мертвых Иисусом Христом, способно превратить нашу личную слабость в соборную силу. И то, что до поста и без поста годами не удавалось изменить в своей бедной душе, поддастся изменению силою благодати, даруемой от Бога постящейся Церкви.

Автор: Денис Азаров

ПОДЕЛИТЬСЯ