Святое Евангелие передает нам историю этого события, когда Иисус пришел на реку Иордан креститься от Иоанна.

Проповедь настоятеля храма Преображения Господня протоиерея Виктора (Бурбелы) в праздник Крещения Господня 19 января 2022 г. 

“Иоанн Креститель крестил людей у реки и проповедовал  таким словами: “покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное”. И погружал людей в воду символически, чтобы выходя из воды как чистые омытые от грязи телесно, так и духовно люди начинали новый день с новым смыслом, новым наполнением, новым чувством и состоянием покаяния. И вот пришел Иисус, который был безгрешный, креститься от Иоанна на Иордан. Иоанн противоречил  Ему, говоря что он не достоин крестить Его, но Иисус говорил, что так надлежит исполнить всякую правду.

“И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. (Мф. 3:16-17)

И поэтому мы уже на протяжении двух тысячелетий поем в гимне праздника, то есть в тропаре праздника “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение”. То есть с этого момента мы прославляем Троицу, явившуюся в момент Крещения Господа нашего Иисуса Христа.

Каждый из нас праздник Крещения Господня, наверное, понимает не просто теоретически, но практически, потому что практически каждый человек в нашей стране является крещеным, причем крещеным во имя святой Троицы, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. И приходит такой момент в нашей жизни, когда своим осмыслением мы приходим к выводу, что жизнь бессмысленна, если в ней нет Бога. И этот вывод настолько очевиден, что каждый человек, который игнорирует Бога, живет безбожно. А всякий, кто живет безбожно, теряет смысл жизни.

И только лишь в свете наличия Бога в уме, в сердце и в жизни человека эта жизнь так или иначе приобретает смысл. Ибо все те смыслы, который мы вкладываем помимо Бога в свою жизнь, преходящи и не являются ценными настолько, чтобы заменить нашу драгоценную жизнь собой. И только когда в уме и сердце человека появляется вера в Бога, когда он начинает анализировать эти откровения Божии, слова Божии о жизни вечной, о Боге как об источнике жизни, как о реальности, которая не преходящая, и о человеке, который как частичка Бога в этой реальности тоже не преходящая, не исчезает в мгновение ока вместе с приходящей смертью в никуда, но переходит из жизни в жизнь.

Тогда в этот момент появляется смысл. И каждый из нас, крещеный однажды в купели крещения, должен эти вещи понимать осмысленно и уметь этим пользоваться как большим благом в жизни, потому что когда ты видишь такие знания, откровения, то и цели твои должны быть абсолютно ценны. Когда ты знаешь, что главное в жизни, какой смысл твоей жизни, откуда ты пришел и к чему ты призван, тогда все твои поступки и дела будут гармоничны, правильны, умеренны своим наполнением и будут приносить радость не только для тебя, но и всем, кто окружает.

Мы видим этот пример на жизни святых и на жизни грешников. К сожалению, есть люди, которые настолько увлекаются жизнью временной, что забывают о Боге, и это увлечение приводит к безверию, к жизни по инстинктам, и конец этой жизни, и ценности этой жизни известны. И все, что человек делает в этой жизни, мы называем животноподобным образом жизни.

Но к чему здесь тогда человек со своим интеллектом, со своей личностной сознательной деятельностью, если он может жить только инстинктивно? Вот когда в человеке остаются недвижимы его разум, ум, дух и душа, то есть внутреннее наполнение, его внутренний способ познания этого мира, тогда он превращается в нечто, что мы называем животным миром, потому что он не пользуется тем, что отличает его от животного мира. Он не ищет такого способа познания действительности, он не ищет жизнь, но он ест и пьет, чтобы умереть, одевается красиво, ищет благ, зная, что он умрет.

И только когда приходит вера внутрь этого человека, в разум его, тогда он ест и пьет не для того, чтобы умереть телесно, но чтобы перейти из жизни в жизнь. И здесь существенная разница, потому что все, что ты делаешь, с того момента, когда понял, что ты вечен, ты начинаешь делать с оглядкой, со смыслом и смотря в завтрашний день.

Это и отличает христиан, где бы они ни жили, какое бы образование ни имели, в каком столетии ни существовали, отличает от всех остальных, которые игнорируют этот способ познания мира и Бога внутри себя. Ибо этот способ познания мира и себя кричит изнутри нас. Мы называем его религиозным. Учили нас или не учили, но этот порыв изнутри естества всегда кричит о Боге, о религиозности и задает вопросы о смысле жизни. И когда человек пользуется своими способностями, своего ума, чтобы ответить на эти вопросы, в порыве этого поиска происходит гармонизация всего, что он видит вокруг, несправедливости и смерти с вечностью. И приходит умиротворение и покой от этого знания.

Христаинин, познавший смысл жизни через веру в Бога, способен превзойти то, что мы не можем познать своим умом через науку, через философию, все, что оставлено внутреннему человеку, возможно познать только через веру. И когда мы в этот праздник в воспоминание Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приносим воду, чтобы освятить ее, мы имеем в виду, что эта вода как символ нашей веры во освящение наших домов, телес и душ этой силой благодати Божией, которую мы призываем на эту воду.

Но самая главная перемена происходит тогда, когда мы слышим, что говорит Господь, и анализируем это в своем уме. Когда человек своим умом анализирует, а не принимает только то, что говорят в телевизоре, тогда происходят выводы правильные и меняется жизнь. Освящать воду правильно и хорошо, но самое главное освящать свою душу светом разумения и познания Бога, чтоб ты видел, что есть твоя вера в твоем естестве, что значит твоя попытка познать вокруг лежащий мир. Для чего ты его познаешь? Чтобы познать и умереть? Или чтобы познать ради того, чтобы в нем жить?

Именно в этом великий посыл Господа к нам, в этом Его откровение. В этом порыв прийти на праздники в храм. Потому что в пылу своей деятельности, в пылу своих забот у нас нет времени ни читать слово Божие, ни анализировать его, а когда есть время, то мешает лень, праздность. Поэтому прийти в храм – это шанс посмотреть на жизнь по-другому, увидеть ее такой, какая она есть и как она смотрится из вечности не преходящей.

И в этом великая ценность времени, которое мы проводим в храме. И здесь мы ничего не делаем, кроме того, что анализируем слово Божие. Здесь мы только обмениваемся файлами с Богом в виде молитвы. Здесь диалог между человеком и Богом, наедине: человек и Бог. И в этом диалоге будут ответы, отличающиеся от обыденной жизни, будут ответы на многие вопросы, исходящие изнутри человека и дающие смыл всему, что мы делаем.

Это хорошо известно тем, кто постоянно живет молитвой, верой и старается восходить от греха своей праведностью. Да будет это известно и другим людям, которые реже молятся, реже читают Священное Писание, не анализируют слово Божие, потом что если не анализировать, не будет идеала, образца, не будет перед кем совести очиститься. И сегодня, когда будем принимать эту воду и освящать свои жилища, чтобы мы вспомнили, что Духом Святым животворится всякий человек. Духом святым и словом Божиим просвещается всякий разум, и всякое знание приобретает совершенно новый, гармоничный смысл, не упраздняя это знание земное, но возвышая его.

Поэтому в сегодняшний день призываю всех омыться этой водой не только для красоты внешней, телесной, но и для красоты духовной, чтобы через принятие святой воды внутрь в каждой нашей клеточке воссияла благодать Божия, и эта клеточка стала не только телом человеческим, живущим инстинктивно, чтобы умереть, а чтобы каждая клеточка оживилась, чтобы в ней зажглась эта искорка жажды жизни вечной, которая не преходящая, исполненная радости и веселия, где нет ни болезни, ни скорбей, ни воздыхания, ни смерти. Да поможет нам Господь по нашим маленьким, немощным, ленивым иногда молитвам, своим милосердием и благодатью. Аминь”.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ