Учащиеся воскресной школы нашего Свято-Преображенского храма с 15 по 20 июня совершили паломничество по святым местам Киева и Почаева. Поездка была настолько слаженной, благодатной, наполненной знаковыми впечатлениями на всю жизнь, что после возвращения ее участники попросили священство нашего храма отслужить благодарственный молебен.

“Накануне поездки при ее организации пришлось испытать немало сложностей и видимых препятствий (был момент, когда казалось, что поездка и вовсе не состоится), но все они с Божией помощью разрушились и даже превратились в преимущества, – рассказывает организатор поездки преподаватель воскресной школы Александра Павловна Драчева. – Квинтэссенцией предварительных испытаний стало прозвучавшее за день до отъезда заявление водителя автобуса, который должен был нас везти, о том, что его машина вообще находится в ремонте в разобранном виде. В срочном порядке искали автобус на замену, он оказался не таким современным, но гораздо большим по размеру, так что паломникам было более свободно и комфортно размещаться. И как только мы двинулись в путь, все пошло как по маслу, получилось все, как мы и планировали, и даже намного больше”.

Первым местом посещения стал мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Церковщина при въезде в Киев. Это пещерная обитель, куда на время Великого поста удалялся из Киево-Печерской Лавры преподобный Феодосий. Нашу группу местный экскурсовод провел по пещерам с пещерными храмами и усыпальницей, по Свято-Николаевскому храму, рассказав историю монастыря.

Затем наши паломники отправились в Феофанию. Здесь рядом с женским монастырем находится источник Святого Великомученика Пантелеимона. История его такова.

Киевский викарий Феофан, от имени которого и пошло название, в начале 19-го века добился передачи этой местности в собственность Свято-Михайловской обители, где он был настоятелем, для ведения хозяйства и устройства монастырской дачи. Наибольшего расцвета Феофания достигла после того, как в 1873 году строителем скита стал схиигумен Иринарх, при его настоятельстве и произошло чудо, прославившее многочисленные родники здесь. Главным неудобством для монастыря было отсутствие водоснабжения, питьевую воду приходилось носить ведрами из далекого источника. Нужен был водопровод. Но овраг с родниками находился ниже монастырских корпусов, требовалось строить напорную башню, но не было денег. Когда старец Иринарх стал прокладывать водопровод, в котором вода двигалась самотеком, над ним смеялись все киевские инженеры, но Господь показал, что благочестие выше мудрости мира сего, и если иметь веру, то можно и «горы преставляти». Собиралась вода из трех родников: “Живоносного источника” (сегодня его называют «слеза Божьей Матери»Источник «Слеза Пресвятой Богородицы», судя по рассказам паломников, из-за солоноватого, как слеза, привкуса воды), над ним – Тихоновский ключ (вода там появилась в день святителя Тихона Воронежского), еще выше – источник Великомученика Пантелеимона (старец Иринарх освятил родник в день памяти святого Целителя). Место, где сейчас установлен крест и набирают воду, находится на 300 метров ниже выхода воды. Сам ключ бьет гораздо выше, в начале деревянного настила, с этого места вода идет по трубам. Влага накапливалась в месте, названном «Великим источником», и уже оттуда чудесным образом поднималась по склону холма к монастырю. Впоследствии, после проведения водопровода, над «Великим источником» была построена церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В советское время монастырь был упразднен, Владимирский храм разрушен, старинная система водоснабжения выведена из строя. В 90-х годах прошлого века обитель в Феофании возродилась как женская. На месте Владимирской церкви установили поклонный крест. А в полукилометре от обители на склоне оврага благоустроили для посещения три источника: св. вмч. и целителя Пантелеимона, св. Архистратига Божия Михаила и «Слеза Пресвятой Богородицы». Первый расположен отдельно от двух других и назван в честь того же угодника Божия, в честь которого в начале ХХ в. в обители был сооружен большой каменный собор, существующий доныне. Два другие источника находятся рядом друг с другом, в ста метрах от первого. Название Свято-Михайловского источника обусловлено тем, что первый храм в истории Феофании освящался именно в честь св. Архистратига Божия Михаила (не сохранился, на его месте построена новая одноименная церковь).  При Свято-Михайловском источнике сооружена открытая купальня, в которой и окунулись паломники из нашего храма.

“Купальня устроена так, что в ней нужно не только окунуться, а проплыть несколько метров, дотронуться до креста и приплыть обратно, что непросто, поскольку температура воды, как и во всех чудотворных источниках – плюс 4 градуса, но все наши паломники с удовольствием сделали это, а некоторые настолько вошли во вкус, что стали плавать к кресту не по одному разу”, – делится впечатлениями Александра Павловна.

Затем наша группа отправилась в Киево-Печерскую Лавру, где отобедали в паломнической трапезной, посетили Дальние и Ближние пещеры, приложились к мощам преподобных. Дальше их путь лежал в еще один старинный монастырь – в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь, где были заказаны номера в гостинице, чтобы остановиться там на ночлег.

“Это еще одно чудесное совпадение, которое изначально казалось не таким, как надо бы, но впоследствии оказалось промыслительным, просто подарком Божиим нам, – рассказывает Александра Драчева. – Дело в том, что в прошлый раз, когда мы паломничали в Почаев и также ехали через Киев, то останавливались в Голосеево, – и в этот раз нам хотелось, чтобы мы поселились в Киево-Печерской Лавре, и акцент больше сделать на этой святой обители. Мы даже просили нашего настоятеля протоиерея Виктора, чтобы он посодействовал нам в этом поселении, но в конце концов, батюшка порекомендовал нам все же остановиться в Голосеево, и мы просто не посмели ослушаться. Поездка готовилась заранее, и тогда еще мы ничего не поняли, но когда прибыли в Голосеево 16 июня вечером, то увидели там приготовления к большому торжеству, строились помосты перед храмом для Литургии под открытым небом, поскольку храм не вместил бы всех желающих, устанавливались большие экраны, чтобы можно было видеть службу на расстоянии. Оказалось, что именно 17 июня здесь запланированы грандиозные торжества по случаю празднования 25-летия восстановления обители. Поэтому, несмотря на усталость, все паломники пошли на вечернюю службу, а затем собрались в одной комнате и вместе прочли последование ко святому Причащению, чтобы на следующий день причаститься Святых Христовых Таин”.

Божественную литургию возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в сослужении митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, преосвященнейшего Исаакия епископа Ворзельского, игумена Свято-Покровской Голосеевской пустыни, почти двух десятков архиереев, духовенства монастыря и гостей в священном сане.

Основание Голосеевской пустыни было положено святителем Петром (Могилой), который в ХVII веке построил на окраине Киева храм в честь великомученика Иоанна Нового, Сочавского, ставший летней резиденцией Киевских Митрополитов и скитом Киево-Печерской Лавры. В богоборческие 1930-е годы обитель закрыли. Когда в 1993 году территорию вернули Лавре, сюда, в полную разруху, пришли один монах (нынешний наместник монастыря владыка Исаакий) и 4 послушников. В этом же году здесь были обретены мощи преподобного Алексия Голосеевского и открыт домовой храм в честь преподобного Иоанна Многострадального. В 1996 году Голосеевская пустынь стала самостоятельным монастырем. Сейчас здесь обновленный храм в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”, построены монашеские и административные корпуса,  паломническая гостиница, дом наместника с домовой церковью, действует духовно-профессиональное училище на 200 мест, где готовят иконописцев, резчиков по дереву, столяров, регентов, мастеров швейного и поварского дела.

За богослужением совершалась архиерейская хиротония, архимандрита Спиридона (Головастова) рукополагали во епископа Добропольского, викария Горловской епархии. “Это событие произвело на всех особое впечатление, – подчеркнула Александра Павловна. – Во-первых, потому что такое происходит нечасто, и присутствовать на архиерейской хиротонии – явление редкое. Во-вторых, это было очень познавательно для учащихся воскресной школы, поскольку мы изучаем вопросы церковных Таинств в теории, а здесь можно было наблюдать воочию, причем, во всех подробностях, поскольку велась прямая трансляция, которая выводилась на экраны, операторы снимали крупные планы, и все было видно хорошо. Литургия проходила под открытым небом, однако для совершения хиротонии архиереи зашли внутрь храма, куда не пускали остальных. Но нам удалось туда пройти, поскольку мы решили поздравить новопоставленного архиерея и подарить ему переизданный фолиант о роде Максимовичей, составленный дядей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Владыка был очень рад, и особенно потому что от нас он узнал, что его хиротония произошла в день рождения святителя Иоанна”.

А наши паломники были счастливы: и от грандиозного размаха торжества этого духовного праздника, и от благодати Причастия, и оттого, что каждый лично получил благословение Блаженнейшего Онуфрия, который и перед Литургией и после нее, долго, с любовью благословлял всех желающих. По окончании литургии была праздничная трапеза.

В этот же день наша паломническая группа посетила Ионинский монастырь, приложившись к мощам преподобного Ионы и посетив Зверинецкие пещеры. Ближе к вечеру утомленные, но удовлетворенные паломники отправились в сторону Почаева.  Однако отъехав от Киева на приличное расстояние, затарившись предварительно в супермаркете, по дороге остановились и устроили настоящий пикник на обочине. Перекусив и полежав на травке, отправились в дальнейший путь.

В Почаев прибыли утром. Кто-то решил немного отдохнуть в гостинице, кто-то пошел сразу в храм на монашеское правило и опускание Почаевской иконы Божией Матери. После службы приложились к мощам преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, слазили в пещерку преподобного Иова, и, казалось бы, вот наконец будет время отдохнуть и полежать, но не тут то было.

“Нас спросили, можете ли помочь, немного потрудиться, помочь монастырю, все согласились. Какова же была радость, когда узнали, какое послушание нам досталось: нас отправили собирать смородину! – улыбается Александра Павловна, словно мысленно погружаясь в то благодатное состояние, которое испытали все от чудесного послушания. – Вечером все пошли на вечернее богослужение, и снова нас всех благословили причаститься. Наутро причастившись после Литургии мы поехали уже в Свято-Духов монастырь, где хранится Чудотворный Крест прп. Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. Этот один из тех Крестов, которые носил на себе преподобный Никита, и многие люди, надев на себя этот крест, получают исцеления”.

Отдельную радость, особенно маленьким паломникам, доставило посещение мини-зоопарка, созданного при Свято-Духовом монастыре, где дети смогли погладить оленя, увидели аиста и других птиц. Посетили и монашеское кладбище, помолились на могилке прп. Амфилохия, помазались маслом из лампады, набрали песка с его могилки.

В тот же день из Почаева отправились обратно домой. Конечно же, после такого насыщенного 5-дневного паломничества по прибытии в Харьков участники поездки решили поблагодарить Бога, и по их просьбе священники нашего Свято-Преображенского храма в ближайшее же воскресенье отслужили благодарственный молебен Господу.

ПОДЕЛИТЬСЯ