Проповедь прот. Виктора в Неделю 15-ю по Пятидесятнице 9 сентября 2018 г.
Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелии от Матфея, в котором повествовалось о встрече Иисуса с законниками. И вот один из них задал вопрос, какая самая большая заповедь в Законе Божием. И в ответ на это Иисус сказал так: «…возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюбиши ближнего твоего яко сам себе» (Мф.22:34-39). Вот это самые главные заповеди в Законе Божием, на которых и зиждется весь этот закон и все пророки. И над этими словами Христа мы должны поразмышлять сегодня.
Чем отличается Закон Божий от закона светского
Закон Божий в нашем представлении, нас, христиан, очень часто совпадает с пониманием закона светского. То есть исполнение или неисполнение Закона Божьего, в нашем понимании, грозит нам неким возмездием или воздаянием справедливости. Но это не совсем так, потому что Закон Божий строится не на справедливости, и в основу заповедей Божиих положена не справедливость, а любовь. Любовь выше справедливости.
Наше человеческое общество, мы с вами, каждый раз, когда отступаем от Бога, тут же забываем о любви. Каждый из нас, кто в своей жизни начинает руководствоваться исключительно лишь своим видением этой жизни, забывая о Божьих заповедях, тут же перестает понимать, что такое любовь в истинном, бытийном смысле, в том смысле, в котором хочет нам открыть ее Бог, в Божественном смысле. И когда мы забываем о Боге и начинаем утверждаться в самомнении, и живем по своеволию, то начинаем видеть, что помимо нас так живущие люди также начинают поступать несправедливо по отношению к нам. И мы ищем справедливости и начинаем ограждать себя правилами одинаковыми для всех для того чтобы, поступая по этим правилам, все люди могли хотя бы откровенно не вредить друг другу, могли хотя бы откровенно не ущемлять других, себе подобных.
Но находятся такие люди, которые, несмотря на эти правила, несмотря на такой общественный довгор, все равно вредят друг другу, все равно ненавидят друг друга и не обращают внимания на человечность, на то, что такие же люди вокруг него. Поэтому мы пошли дальше в нашем человеческом обществе и придумали такой институт как наказание для того чтобы наказывать каждого, кто не хочет исполнять эти правила, которые мы сейчас называем законом внешним.
Есть закон писаный и не писаный. Писаный – это тот, нарушая который, человек подвергается наказанию со стороны государственного аппарата в лице всего общества, а не писаный закон – это закон морали, нарушая который человек подвергается осуждению со стороны других людей. И таким образом человек пытается найти себе место в этой жизни, более или менее достаточное, чтобы делать какие-то свои жизненные поступки и чтобы никто другой не занимал это место своими личными поступками, чтобы не ущемлял его право жить так, как ему хочется.
И это все зиждется на таком понятии как справедливость друг ко другу. И справедливость нам нужна только поэтому, и этот закон писаный нужен только потому, что люди не знают Бога. А если знают, то только лишь как того, Кто существует, Кто есть, и даже верят в Него, но не знают как того, кто дает понимание этой жизни, как того, мыслями которого можно руководствоваться в своей жизни, не знают как источник любви, благодаря которому не требуется никаких законов, угрожающих наказанием, потому что любовь не требует, чтоб она совершалась под угрозой, она совершается жертвенно, добровольно, естественно, ибо закон любви заложен в основу нас с вами. Мы сотворены по образу Божию и подобию. И Бог открывает нам через евангелиста Иоанна Богослова, что Бог есть любовь. И поступающий по любви поступает по-Божьему, пребывает в Боге поступающий по любви.
Это очень важно понимать, потому что очень часто, приходя в церковь, человек сталкивается с Законом Божьим, с заповедями, и думает, если он начинает исполнять заповеди, то Бог должен его наградить, убрать все заботы, и он должен только сидеть на печи и ничего не делать, потому что он начал заповеди исполнять, и теперь Бог ему должен. И другая крайность: приходят в церковь и слыша о заповедях, думают, что если не будут исполнять заповеди, то Бог будет наказывать, будет морить болезнями, голодом, холодом, а потом будет еще жарить на костре в аду. И такое представление не христианское, оно светское. Такое представление о Законе Божьем, о заповедях Божьих – свидетельство того, что мы еще не стали христианами. И тот человек, который так воспринимает Бога и веру, еще не понимает, что такое Бог.
Бог есть Любовь. А любовь никогда не способна наказывать. Любовь, по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, любовь никогда не отпадает. Поэтому эта Любовь пришла в мир, воплотилась в плоть человеческую, в падшую плоть, для того чтобы каждый верующий в Бога человек не погиб, но имел жизнь вечную.
Так же и мы, христиане, приходя в храм, взирая на крест на куполе церкви, на крест посреди храма, на крест в руках священника, вспоминаем о жертвенной Любви, а не о справедливости. Не воздал Бог каждому по грехам, но пришел и проявил жертвенную любовь, для того чтобы каждый приходящий, взирающий с верой и кающийся смог иметь жизнь вечную и не умереть в грехах, бессмыслице, не умереть в славолюбии и самолюбии, а жил здесь, жил с Богом своим, любовью вечной, и там имел эту жизнь вечную.
Для чего нужно исполнять Заповеди Божии?
И вот сегодня мы имеем заповеди Ветхого Завета, Заповеди Блаженства, поучения в притчах Христовых, где можно найти много Его советов и заветов, как должен вести себя человек, для того чтобы идти прямым путем к Богу, чтобы видеть этого Бога невидимого в нашем видимом материальном мире.
И много заповедей мы исполняем. Очень часто мы исполняем то, что легче всего у нас получается. То, что не получается и что требует усилий от нас, мы начинаем колебаться, а если что требует труда, вообще оставляем очень часто. Это все является показателем недостаточности нашего христианства. Поэтому сегодняшняя беседа Христа с законником должна открыть нам другой угол просмотра хотя бы того, что мы исполняем: если мы исполняем заповеди, то надо это делать из любви к Богу. Не из каких-то корыстных целей, не для того чтобы Бог даже исцелил от болезней, не из-за этого надо заповеди исполнять, даже не для того, чтобы Бог простил грехи, одного лишь покаяния хватит, чтобы Бог простил. Но исполнение заповедей Божиих есть свидетельство того, что человек любит своего Бога. Потому что Христос сказал: тот, кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдает, а кто не соблюдает заповеди Мои, тот Меня не любит.
Поэтому каждый человек, который услышал сегодня, что самая большая заповедь в законе – возлюби Господа Бога твоего, – должен понять: все то, что вы делаете как христиане, должно быть основано на любви к Богу. Многие люди, которые только вступают на путь христианства или только познают христианство таким, какое оно есть, а не как они себе выдумали, они не способны еще на такую любовь, поэтому бывает такая еще любовь, основанная на справедливости. И нельзя сказать, что это плохо, но это еще не есть истинная любовь, это ступенька к этому, период, который придется пройти, для того чтобы научиться истинной любви.
Зачем же Бог требует от нас, людей, любить Его. Во-первых, надо перед тем, как отвечать на этот вопрос, определиться, что же означает “любить”. Часто в нашем современном понимании это слово утратило истинный христианский смысл и наполнение, и наполнено сейчас другими чувствами, впечатлениями о таком понятии как любовь.
Любовь в христианском понимании – это не просто когда тебе приятно с каким-то человеком находиться, с ним комфортно, приятно, он от меня ничего не требует, мы с ним нашли общий язык. Это не есть еще христианская любовь, это лишь оттенок любви. Любовь христианская – это тогда, когда не в комфорте, когда есть готовность сделать ради любого человека поступок, жертвенный, не логичный с точки зрения рационального восприятия, не логичный с точки зрения “ты мне, я тебе”, не логичный с точки зрения рыночных отношений.
Любовь христианская – это когда ты поступаешь или делаешь ради твоего ближнего что-то жертвенно, во имя того, что он такой же, как и ты – образ Божий, он твой брат во Христе, ибо все мы Божьи, и от Бога, и к Нему. И это есть христианская любовь, которая должна отличать христианское общество от других обществ.
Вот зачем мы должны любить Бога. Почему Бог это требует? Значит, путем любви является исполнение заповедей Божьих. Когда мы исполняем заповеди с любовью к Богу, значит мы что делаем? Ну, в первую очередь, хотя бы 10 заповедей, еще ветхозаветных, когда мы исполняем их, тогда мы не грешим большими грехами, по крайней мере, пытаемся избегать их, таких, как воровство, маловерие, хождение к колдунам и экстрасенсам, не почитание родителей, таких, как блуд и любодеяние, вранье или зависть, непочитание воскресного праздничного дня, призывание имени Божьего напрасно. Каждый, кто любит Бога, прислушивается к Его словам и исполняет их.
И что же происходит, когда человек исполняет заповеди? Когда человек, услышав заповедь “не кради”, перестает брать чужое, начинает вести другой образ жизни, вместо того, чтобы тайно брать, теперь пересилил себя, пришел и попросил. Что с ним происходит? Во-первых, он поступает по любви к Богу, а во-вторых, польза от любви к Богу приходит ему самому. Поэтому Господь и говорит: возлюби Господа Бога твоего. Для того, что если мы будем слушаться своего Бога и поступать так, как Он говорит, мы будем делать себе благо, счастье, будем открывать себе сознание, которое будет не только здесь и сейчас, а в масштабах вселенной, в масштабах вечности, потому что Бог есть неисчерпаемый источник информации, Бог есть высший разум, и пьющий из этого источника не будет жаждать никогда, то есть не будет иметь никаких вопросов без ответов, потому что Божий источник, из которого питается ум, разум, рассудок и воля человека, имеет ответы на все вопросы, ответы не риторические, ответы опытные, жизненные, ответы, способные сделать человека человечным, ответы, способные сделать человека, ставшего человечным, богоподобным, ангелоподобным, уже здесь, на земле, способен сделать человека земного, смертного, бессмертным в своем сознании здесь и бессмертным вместе со своим естеством после смерти. И это удивительные вещи, подтвержденные жизнями миллионов людей, святых, преподобных, наших с вами земляков, и современников, и предков, которые уже прошли этим путем, путем любви к Богу.
Поэтому первый вывод, который надо сделать, – Господь говорит “возлюби Господа Бога твоего”, для того чтобы поступая по любви к своему родителю, прислушиваясь к Нему, боясь огорчить Его, ты приносил себе благо, ты ограждался от зла и ты всегда был в диапазоне действия вот этой Его Божественной воли, чтоб ты всегда слышал, как правильно поступить и видел руку Божию в своей жизни.
А вторая подобная заповедь, говорит Христос, возлюби ближнего своего как самого себя.
Почему нужно возлюбить ближнего?
Кто есть ближний? Тот, кто нуждается в твоей помощи. Если ты сотворил милость с ним, то и с тобой поступят милостиво, потому что суд без милости не творящему милость.
Если ты, человек, говоришь, что любишь Бога, а ближнего своего ненавидишь, то обманываешь себя, потому что, как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если не любишь человека, которого видишь, – так сказано, и сказано, для того чтобы мы проверили свою любовь к Богу, реальна ли она, или мы изобразили в себе мнимую любовь к Богу, заменив ее самолюбием, любовь к себе самому, или любовь, при которой мы думаем о Боге для себя самого. Само по себе это не плохое понятие, когда человек просит что-то для себя. Но когда у него появляется чувство, которое делает человека закрытым, эгоиста, который закрывается в комнате и говорит, я буду молиться, но родственников не будут слушать, и говорить с ними не буду, потому что они неверующие, то иногда такое понимание при несовершенстве веры, при недостаточности понимания Бога ведет к крайности и к греху.
Но через вторую заповедь, через любовь к ближнему раскрывается любовь к Богу. Потому что любовь к Богу требует поступков. Если мы не имеем поступков по отношению к ближнему, то поступков по отношению к Богу тем более не будет, потому что эти поступки более возвышенные, более осознанные, более тонкие. Бога мы не видим, а ближнего видим. Ближнему требуется то же, что и нам, и мы занем все потребности его, и когда мы эти потребности помогаем человеку удовлетворить, мы знаем наверняка, что это ему нужно. Богу от нас ничего не нужно, потому что Он самодостаточный, всесовершенный и неизменяемый, Он – источник жизни для нас, а не мы для Него, и ничего к Его естеству мы ни убавить, ни прибавить не можем. Он не нуждается в этом ни в чем. Но ближний наш нуждается, и по этой нужде раскрывается наша любовь жертвенная.
Но сказал Христос, как самого себя ближнего возлюби. А любим ли мы себя?
Любим ли мы себя, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя?
Как бы парадоксально этот вопрос ни звучал, но можно вспомнить слова святителя Игнатия Брянчанинова, который говорит: к сожалению, большинство людей себя не любит, но даже ненавидят себя, потому что если человек себя любит, то он не мстит, если себя любит, то не осуждает, не ворует, он соблюдает заповеди. Мы же с вами часто себя не любим, потому позволяем себе поступки, которые несут нам увечья под именем грех.
И мы все знаем, что именно грехом вошла в мир смерть, и этот грех является причиной смерти. И каждый человек, который вредит себе, обманывая, осуждая,клевеща, не прощая, человек мстительный, нераскаянный пьяница, нераскаянный блудник, умственный или физический, нераскаянный обманщик, пустослов, клеветник, если он не кается, то он вредит, в первую очередь, себе, значит, он не любит себя, ибо он не не желает себе продолжения жизни вечной во благе, а он пишет себе приговор этими грехами, приговор, который сделает его не способным жить во благе, и когда он очутится в реальности Божьей, он ощутит свою разность с Богом, которая будет жечь его изнутри. Потому что он не способен будет жить в чистоте, в честности, в правде Божией бесконечной, ибо он не смог жить в правде со своим ближним, даже со своим супругом и супругой, всю жизнь только обманывал, не до конца честным был, как он может пред лицом Божьим, пред лицом всецелой Чистоты, Правды и Истины стерпеть эту Истину, если в нем есть увечье и порок этого обмана, который всю жизнь укоренялся в нем.
Поэтому каждый человек, который грешит, не любит себя, он себя ненавидит. А ближнего надо любить, как говорит Господь, надо, как самого себя. Если себя любишь, то не вреди себе грехом, не закрывай для себя вечность, не закрывай для себя иллюзию мнимой правды, а ищи истину и стремись к ней.
И когда видишь возле себя ближнего, то не надо ему льстить и прыгать вокруг него, но надо постараться подсказать ему правду, если он грешит больше тебя, а ты уже победил этот грех, не надо его осуждать, а надо помочь ему и научить превзойти этот грех, то приобретешь себе брата и молитвенника, и свои грехи покроешь своим добродетельным поступком.
Любовь к ближнему проявляется, конечно, в делах милосердия. Милосердие бывает разное. Самое понятно для нас – это когда мы даем что-то материальное. И это правильно, потому-то не каждый способен получить благ земных столько, сколько он хочет. А еще есть люди, которые по болезни или по разным другим обстоятельствам не способны даже себе кусок хлеба приобрести честным трудом или вообще трудом.
Такие нуждаются в нашем материальном внимании к ним. Но есть люди, которые нуждаются в духовном внимании, прежде всего, это люди, которые еще не осмыслили себя вечными, которые считают себя мертвецами до сих пор, которые считают, что нет вечности, нет Бога, а если что-то и есть, то все всё равно умирают, после смерти ничего нет. Это живые мертвецы. И великим делом милосердия будет для них наш пример жизни, но не смерти.
А жизнь жительствует только тогда, когда человек делает дела милосердия. Когда он делает дела эгоизма, жизнь не жительствует, потому что вокруг него никто кроме него не радуется, и даже он сам не радуется, а лишь удовлетворяется тем, что приобрел. Моей личной радости не бывает. Бывает удовлетворение психики и физики, но не радость.
И вот мы приходим и ко второму выводу: все мы живем в мире, и все мы грешные. К сожалению, не у всех получается исполнять Заповеди Божии, но хотя бы то, что мы делаем, должны делать по любви, потому что на этих двух заповедях держится весь закон и все пророки, все основано на любви.
Поэтому есть такой золотой принцип: если ты не знаешь, как поступить, поступи по любви, если не знаешь, как с человеком помириться, сделай так, как велит тебе логика любви, если ты не можешь простить то вспомни, что Бог прощает тебя из любви к тебе и на Крест пошел из-за этого, и прости по любви, – и спасешься ты, и весь дом твой, и придешь в Царство Небесное. Аминь