Проповедь протоиерея Виктора (Бурбелы), настоятеля храма Преображения Господня в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 2018 г.
Сегодня день Воздвижения – праздник в честь Честнаго Животворящего Креста Господня. История праздника говорит нам о том, как был найден Крест после 300 лет забвения. Первые три века – это были жесточайшие гонения на христиан в Римской империи. И если посмотреть по сторонам в храме, то можем увидеть на иконах множество людей, которые пострадали в первые века христианства, мученики первых веков. И святой покровитель нашего храма мученик Виктор тоже из тех мучеников, которые пострадали в эти первые века гонения, во 2-м веке.
История праздника описывает нам удивительные события, как происходила экспедиция, возглавляемая царицей Еленой, в Иерусалим, для того чтобы обрести Крест Господень. Ее сын император Константин, как и другие претенденты на Римский трон, чтобы стать правителем империи, участвовал в между усобных войнах, которые поспособствовали бы захватить власть в Риме. Но особенность его участия в этой войне, благодаря которой он и стал императором, заключалась в том, что ему в этом помог сам Бог, и свидетельством этому является вся дальнейшая его жизнь, перемена в его жизни и то, что предшествовало главным трем битвам, благодаря которым он стал единственным правителем.
Будучи язычником, как и другие люди, стремящиеся к власти в то время, он мало знал о христианстве, или ничего не знал, нам это не известно. Но вот будучи в преддверии этих основных войн за трон во сне он увидел Крест и надпись “сим победишь” (этим победишь). И проснувшись, он начал сопоставлять все, что увидел, и позвал своих советников, и начали думать, что бы это значило. Ему рассказали, что Крест – это христианский символ, символ тех людей, которые гонимы, преследуемы, считаются некой сектой некоторого Иисуса (Иешуа).
И вот Константин, имея маленькое войско, и по человечески понимая свои маленькие силы, не надеялся на то, что он сможет победить, повелевает нарисовать на своих знаменах этот крест, который ему явился, и взять также кресты из дерева, и выковать их на оружии. И так он с этими крестами с меньшим войском пошел на своего соперника и выиграл две битвы. И в третьей, решающей, где он противостоял уже главному своему конкуренту на этот престол, тоже вышел победителем, хотя соотношение войск было разным, у его противника было намного больше войска.
Но так получилось, согласно историческим описаниям, что противник царя Константина, будучи верхом на лошади, упал, потому что она споткнулась, и так он был перепуган, что оказался лицом к лицу с врагом, что войско его разбежалось, видя что он то ли в плен попал, то ли его убили, и в этом хаосе не столько войной, сколько из-за страха разбежалось его войско. И вот после этой победы Константин никакого сомнения не имел, что он победил благодаря тому Кресту, который начертал на знаменах, и победил благодаря тому Богу, символом которого является этот Крест.
И тогда он стал изучать христианство, и когда он понял всю красоту христианства, он стал христианином, сам принял святое крещение. И потом просветил свою мать Елену, и она тоже стала интересоваться христианством, и увидев глубину и высоту, и богооткровение в этом христианстве, тоже стала христианкой, уже будучи за 60 лет. Так что несмотря на свой преклонный возраст, она сегодня считается равноапостольной. То есть не надо сомневаться, а не поздно ли я пришел или пришла, не важно, когда ты пришел, главное, что ты осознал и желал идти этим путем христианства к единственному Богу.
И вот Константин, узнав, что есть столько мест в Иерусалиме, которые не известны широко, не открыты, снабжает экспедицию, во главе которой едет царица Елена, чтобы открыть этим важные для христиан места. Когда Елена пришла в Иерусалим, она увидела мерзость запустения, потому что Иерусалим по римским владычеством был даже не иудейским, но больше языческим. Никакого торжества христианства она там не увидела, хотя там была большая община христианская, возглавляемая епископом.
И архиепископ Иерусалимский указывает Елене те места, о которых помнили христиане, из пересказов от отца к сыну, потому что со времени распятия и погребения Христа прошло 300 лет. Он указывает место, где была Голгофа, место распятия Христа. И придя на то место, она увидела большой красивый храм, посвященный языческой богине любви, идолу любви плотской.
И этой богине был возведен храм на горе Голгофа, это было сделано сознательно, во времена гонений на христиан все, что было связано с Иисусом, с Его жизнью и с христианством, уничтожалось и засыпалось землей. И вот гора Голгофа, место распятия Христа и погребения Его, специально было засыпано грунтом, чтобы не было памяти о нем, и построено языческое капище, где приносились языческие ритуальные жертвы.
Святитель Иерусалимский указывает Елене это место, и она повелевает разрушить этот храм языческий, откопать место погребения, место распятия Иисуса Христа. 300 лет тотальных гонений, и все, кто был связан с Иисусом, подвергались пыткам и казни. И не было такого человека, настолько властного, чтобы разрушить капище идольское, которому покланялись власть имущие, военачальники римские и другие язычники, ради того, чтобы отыскать Крест Господень, но по повелению императора никто не смел прекословить, потому что боялись власти императорской, и не смели ничего сказать Елене.
Слово “голгофа” – в переводе означает “лобное место” или “лобовая кость”, “череп”. В момент казни Иисуса Христа Голгофа – это была ближайшая гора возле Иерусалима. А в момент, когда Елена начала раскапывать и разрушать это храм языческий, это уже был город. Иерусалим разросся, и этот языческий храм был окружен поселением, где жило множество людей. И поэтому разрушить в центре города храм было сложно. Но начали раскапывать Голгофу.
Сама Голгофа состояла (и состоит, наверное) из известняковой породы. Там были пещеры, в которых во времена Иисуса Христа погребали богатых людей. И там же была пещера Иосифа Аримафейского, куда был положен Иисус. То есть это было близлежащее элитное место для погребения богатых людей в Иерусалиме. А еще внутри Голгофы имелись большие ниши, колодцы, где хранились запасы воды. Водопроводов не было, не было насосов, транспортных средств, и люди хранили воду, чтобы во времена засухи не погибнуть от жажды, выкапывали большие колодцы или цистерны, которые обмазывали глиной, чтобы они становились непроницаемыми изнутри, и сверху был люк, чтобы эту воду вычерпывать.
С течением времени и с разрастанием города эти пещеры стали мусоросборниками, туда сбрасывали мусор. Именно в оду из них сбрасывали кресты после распятия. При жизни Иисуса Христа распятие на кресте – это было самой позорной страшной мучительной казнью, и распинали в основном отъявленных преступников или мятежников против власти. Их так распинали, чтобы запугать народ, чтобы никто не смел восставать. И после их кончины орудия казни, которые приходили в негодность, сбрасывали в эти пещеры, которые были оставлены в горе. В одну из них был сброшен и крест, на котором был распят Христос, и кресты, на которых были распятые вместе с Ним разбойники. И сверху была навалена гора мусора. За 300 лет, конечно, мусор не был такой, как сейчас, но все равно это был мусор, то, чем гнушался человек. Большим слоем мусора, точно так же, как мы покрываем большим слоем греха свое тело, нося на своем теле при этом крест и называя себя христианами.
И когда начали откапывать и дошли до этих пещер, нашли пещеру погребения Господня, и начали откапывать водоносные пещеры, где хранилась вода, там был соответствующий неприятный запах, и Елена бросала время от времени монеты туда, чтобы люди, которые копали внизу, имели стимул работать. И когда докопали до самого дна, обнаружили кресты. Но там был не один крест, а несколько. И стали думать, как же определить, какой из них тот, на котором был распят Иисус Христос. И принесли женщину, которая была больна и возложили на кресты, и как только возложили на крест Христов, она встала и сразу выздоровела, и пошла.
Другое предание гласит, что помимо больной женщины проходила мимо и похоронная процессия, и крест возложили на покойника, и он ожил, и пошел своими ногами вместе со всеми участниками процессии домой, на радость вместо поминок.
И благодаря таким чудесам один из крестов был отобран – Животворящий Крест Христов. И после этих чудес многие люди хотели прикоснуться к нему и исцелиться. Собралось множество людей. И тогда патриарх вместе с царицей Еленой начали этот Крест возносить на гору, и через несколько дней установили для поклонения всем, и множество людей приходило, чтобы прикоснуться ко Кресту.
Потом Крест Животворящий был частично разобран. Елена забрала часть Креста с собой в Рим. Также учителя, святители и проповедники, которые оставили свои проповеди первых веков, особенно 4-го века, говорят о том, что у многих благочестивых людей на груди был мощевик с частичкой Животворящего Древа, то есть это может свидетельствовать, что все люди, которые приходили поклониться Кресту, наверняка брали маленькую частичку. Но основная часть Креста была оставлена в Иерусалиме, и по повелению царицы Елены на месте казни и погребения Иисуса Христа был построен большой храм, который накрывал все это место полностью. Также были построены храмы и в Вифлееме, и на горе Вознесения, и в других местах, которые связаны с жизнью Иисуса Христа. Царица построила более 80 храмов в Иерусалиме и других местах, связанных с земной жизнью Христа.
Уезжая, она забрала с собой частичку Креста. А еще были найдены гвозди, которыми был пригвожден ко Кресту Иисус, и дощечка с надписью “Иисус Царь Иудейский”, как это было написано (писали справа налево), и подарила эти святыни своему сыну царю Константину. А он повелел один гвоздь вмонтировать в его царскую корону. И часть Креста до сих пор хранится в Италии, и другие части разошлись со временем по всему миру. И есть множество мест, где хранятся ковчежцы, где хранятся частички Животворящего Древа. Все, кто паломничает в Италию, заезжают в собор, который тоже был построен Царицей Еленой, он называется В честь Креста Господня на земле Иерусалимской”. Уезжая из Иерусалима, она взяла с обой не только крест, но и землю, большое количество земли, и привезла в Рим, земля была высыпана, и на этой земле был построен святой храм, и там положена эта дощечка, реликвия христианская, святыня, и до сих пор она там сохраняется. И все, кто едет туда, могут увидеть эту дощечку, которая была сверху прибита над головой распятого Христа.
Так же хранятся и гвозди в Италии, и множество других реликвий. Но самое главное – это та сила, которая передалась нам, всем христианам не только через наличие частичек древа, но самого образа присутствия Его. И сегодня каждый, кто прикасается ко Кресту Господню, кто взирает на него, или знамя, на которое накладывает на себя, то становится сопричастником смерти и страдания Христова. Тот венчает себя силой Божией, тот венчает себя жертвенником Божиим. Тот как бы говорит: я готов принести Тебе жертву смирения и покаяния во оставление грехов моих, в примирение с Тобой за мое своеволие и беззакония.
Несмотря на то, что у нас в храме нет частички Животворящего Креста Господня, у нас есть множество крестов, выполненных из разных материалов, они являются одним и тем же знамением, символом Спасителя мира.
Апокалипсис говорит нам о втором пришествии, когда придет во славе своей второй раз на землю Господь, но сначала перед ним знамя крестное явится на небе, и для каждого из нас оно будет видно. И как знамя несут впереди войска, чтобы обозначить его, так же будет и знамя Сына человеческого перед вторым пришествием, и ним Он явится на суд. Ибо этим знамением надлежит каждому человеку спастись. И как Моисей вознес змею в пустыне среди народа израильского, который он выводил из Египта, и те, кто был укушен змеями и должен был умереть, взирал змия медного, который соорудил Моисей, те оставались живыми, кто не верил Моисею и не взирал на медную змею, тот умирал от яда. Вот так надлежало быть вознесену и Сыну человеческому, чтобы каждый, кто взирал не Него с верою, не погиб, но имел жизнь вечную. Представляете, насколько серьезные и насколько глубокие звучат для нас откровения Иисуса Христа.
Представьте себе только картину: пустыня, и люди странствуют по пустыне, идут в землю обетованную, и тут такое наказание от Бога: нападение на их стан змей. И многих покусали змеи, и множество из них погибло. И народ восплакал, и Бог повелел создать такого змия. Вот так же Бог пришел в мир, чтобы каждый взирающий на этого Бога, который не был царем, который пришел не повелевать, не командовать, не угнетать, пришел не для того чтобы правду какую-то насадить среди людей, а для того, чтобы всех спасти, показать путь покаяния, чтобы смириться даже до смерти, смерти позорной, мучительной, чтобы показать человеку главное: ни слава, ни царство человеческое, ни богатство человеческое, но то, что называется жизнью, и эта жизнь вечная приобретается не только теми стремлениями, о которых было сказано, но смирением, ибо единственный, кто может дать тебе жизнь, это Бог, а Бога без смирения осмыслить и понять невозможно, ибо гордый ум не способен слушать, гордый ум не способен поступать по вере, горделивый человек не способен приусвоять чужие знания и опыт. А если не способен приусвоить опыт и доверять другим людям, которых видят, то как же он будет доверять Богу, которого не видит. Как же он будет доверять заповедям Бога, Который жил 2000 лет назад. Как он будет верить тому, кого он не видит, поэтому Крест Господень – это не просто какой-то символ, это алтарь, на котором омыты все наши грехи, на котором жертва принесена за все наши грехи. Крест является для нас щитом и орудием, который имеет великую силу, и каждый из нас знает, что побеждаются промыслы греховные осенением себя крестным знамением, греховные желания, всякая злоба и укрощается собственная гордыня, всякая бесовская сила и всякое наваждение бесовское.
Великая сила крестного знамения! Поэтому христиане, зная это, ограждают место своей молитвы крестным знамением. Поэтому на верхушке каждого храма стоит крест. И пока стоит крест, это значит, что мы под защитой этого креста от всяких врагов и супостатов. Каждый христианин, как только крестился, как только родился от воды и Духа, тут же прячется за щитом креста, надевает на себя нательный крестик и всю жизнь его не снимает, ибо знает: я стал христианином, а значит, распял свою плоть со всеми страстьми и похотьми, а значит, страсть и похоть, и мир, и грех будет воевать на меня, а для войны нужен щит и орудие, и щитом является крест, а оружием – заповеди, которыми побеждаем грех и своеволие.
Крест – это то, что идентифицирует нас как христиан. Как говорил апостол Павел, нет ничего такого, чем бы я мог гордиться, чем мог бы похвастаться, нет ничего, чтобы превзошло Крест Господень, нечем хвастать, только крестом, на котором был распят Христос.
Праздник Воздвижения – символ и знамя победы над грехом, достигнутого большой ценой, победой жертвенной. И взирая на этот Крест, надо вспомнить, что я христианин, и Крест – это напоминание о том, что наша жизнь – это не пяти-звездочный отель у моря, где ничего не надо делать, а наша жизнь и наш мир – это не возделанная земля и почва нашего сердца и ума. И только трудом, возделывая ее и употребляя усилия, можно дожить до того, что произрастет райское древо понимания это жизни, то древо, которое даст плод понимания мира и понимания этой жизни, смирения, любви ко всем, любви жертвенной. И тогда будут эти плоды, и человек, взирая на крест, увидит не орудие казни, а увидит бремя легкое и благое, благодаря которому можно найти упокоение. Ибо для матери, которая всецело любит своего ребенка, никакие муки не будут муками, если пойдут на пользу своему ребенку. Так и Господь пошел на муки только из любви жертвенной, которая не замечает ничего, кроме субъекта этой любви, своего любимого чада.
И мы, приобщаемся этой любви через труд, через подвиг, через несение собственного креста, которое заключается, в первую очередь, в богоискании. Тяжело найти Бога среди того окружения, информации и разнотолков, и равнодушия, и непонимания человеческого. Это крест современных христиан. Но нося этот крест, можно научиться пониманию и смыслу этой жизни, которое сделают тебя человеком, который любит и умеет любить, и умеет делать поступки любви. Аминь.