Проповедь настоятеля храма Преображения Господня (г. Харьков) протоиерея Виктора (Бурбелы) 29 декабря 2018 года в Неделю святых праотцев.

Святые праотцы – это люди святые, избранные среди языческого окружения. Люди, которые своей не только верой, но и жизнью хранили богообщение, богооткровение и несли это своей жизнью для других, как свет, как направление и как правильный путь. Человечество с самого начала своей истории, точнее, той истории, которая записана на страницах Библии, всегда ходила в путях своеволия, уклоняясь часто от Бога, и очень редко когда человек, уходящий от Бога или забывающий Бога по причинам собственного своеволия, возвращался к Нему и сохранял при этом возвращении бесценный дар откровения Божия в чистоте, в правильности понимания и в сохранности комплексного такого знания.

Святые праотцы, к которым мы относим святых праведных патриархов и множество тех, которых мы не знаем, это те люди, которые, не взирая на грех окружающей их действительности, несмотря на образ жизни окружающих, который был безбожным, оставались верными Богу, оставались в воле Божией, и эту волю Божию применяли в своей жизни. И сегодняшнее Евангельское чтение, которое мы слушали за богослужением, пересказывает нам устами апостола Луки притчу, которую сказал Иисус, обращаясь к законоучителям еврейского народа, своим современникам, о брачном пире: “один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.” (Лк. 14: 16-24).

Такое Евангельское чтение продолжает мысль, которую мы начали, вспоминая святых праотцев, потому что говорит нам о тех людях, которые не забывают о Боге и которые приходят к Богу. К Богу можно прийти только лишь согласившись на Его приглашение. Бог никого не тянет насильно и не ущемляет свободу человека, и не вмешивается в жизнь человеческую без согласия самого человека, но стоит и стучит у дверей каждого, и каждый, кто впустит Его, к тому Он войдет и вечерю у него сотворит.

И каждого зовет на свою вечерю Любви, на путь веры. Святитель  Феофан затворник говорит, что званые на этот пир – это все христиане, все люди крещеные, которым Бог желает спасения. И в первую очередь приглашение получают те, которые приняли святое крещение, кто услышал зов Божий и уверовал в единого в Троице славимого Бога, уверовал в Иисуса Христа, и эта вера в их жизни имеет значение. Это люди, призванные на праздник, на пир. А увечные, которые находятся при дороге, на пути, изображают грешников, которые еще не пришли к Богу по разным причинам настолько, насколько пришли к Богу и насколько достойны перед Богом те христиане, которые приняли крещение и живут по вере.

Но вот мы видим картину, которую изображает Христос, отражающую жизнь человечества. Он говорит, что много званых бывает в мире, многим людям открывается Бог, точнее, всем людям открывается Бог, или дается откровение и знание о Боге, и многие это откровение, знание принимают и становятся дерзновенными пред Богом, становятся понимающими Бога и достойными Его вечной трапезы. Но многие, которые приняли, не всегда становятся достойными, или не всегда приходят на эту трапезу, на зов Божий. Им в первую очередь Бог уготовал место за столом возле себя, вместе с собой Он уготовал им свою пищу. И пища Божия – это не пища наша. И пир Божий – это не пир наш. Наш пир – это момент радости, момент совокупной любви, совокупного торжества. Это многие яства, которые дают нам силы, возвеселяют сердце человек. А пир Божий – это пища, которая тоже дает жизнь, но жизнь иную, чем дает пища временная. Пища временная дает временную энергию и временную жизнь, а пища Божия дает жизнь вечную. И поэтому тот, кто стал званым на этот пир, призван к вечной жизни, к вечным благам, к вечной радости.

И мы видим в этой притче, что Господь изображает картину мрачную и ужасную. Для Него и для многих званых. Потому что когда Господь стучится и говорит, приходи на пир Мой, вот призываю тебя, приглашаю тебя вкусить уже сейчас этой вечери вечности, радости внеземной, и вместе с земной радостью, то человек говорит: один званый сказал, я не могу, Господи, потому что у меня работа, которая требует первоочередного занятия, пожалуйста, имей меня отреченным, некогда мне прийти на твой пир вечный, временная забота мне важнее. А другой говорит, у меня много дома всякого хозяйства и домашних дел, и Ты призываешь меня на этот пир в этот день, когда он у меня свободен от работы, и я должен устроить все в своем доме, некогда мне больше это сделать в другое время, я не приду на Твой пир. А третий говорит: я не могу прийти, потому что я женился (вышла замуж), у меня семья, дети, внуки, бабушка, племянники, и всем им я должен уделить внимание, некогда мне участвовать в пире веры. Так говорят многие званные, и не приходят. И остается место, уготованное для званых, место пира остается пустым.

Куда же пошли эти званные, кто их позвал или они сами пошли? Часто ли мы отказываемся от торжества, от пира, от дня рождения? Мы отказываемся, когда нас приглашают на праздник, когда человек нам неприятен или когда мы более себялюбивы, или когда мы считаем, что я сам по себе, а все остальные мне безразличны. Когда у нас отсутствует любовь к ближнему. Еще отказываемся, когда у нас нет способности разделить радость другого человека, когда мы не способны оценить жертвенный труд ради нашего же веселия и блага. Тогда мы отказываемся и находим 20 причин, и не идем, и теряем любовь и благодарность этого человека, и теряем друга, с которым можем делиться своей болью и разделить его радость.

Куда же мы идем в это время? Вслед своих забот. Но разве это плохо? Нет. Если эти заботы не были бы ежедневными нашими заботами, было бы неплохо. Но эти заботы и составляют всю нашу жизнь. И вроде бы мы поступаем по заповедям Божиим, по любви к родителям и к ближним, по заповеди “6 дней трудиться, а 7-й посвящать Господу Богу”. Господь заповедал нам все это, и это есть забота каждого дня. Пир же веры – это день Божий, это когда тебя позвали на нечто большее, позвали туда, где ты способен будешь сделать то недостающее еще и для своей работы, и для своего домоустройства, и для родных, то, что ты не сможешь воспринять, осознать и приобрести в обычной жизни.

Царь или хозяин – это Бог. Пир и место пира – это Церковь Божия. Сама пища, предлагаемая Богом, – бессмертная пища. Это Причастие. Каждый, кто своими заботами оправдывает свое отсутствие в храме, тот отказывается от пира вечности, потому что Госопдь говорит: кто принимает Тело Мое и Кровь Мою, будет иметь жизнь вечную, и Я в нем пребываю, и он во Мне.

Пребывать в Боге будет тот, кто вкусит вечери на пире Агнца. Счастлив тот, кто вкусит вечери Божией, ибо тому Бог откроет смысл жизни. А имея смысл жизни, человек не разучится приобрести блага земные, не разучится любить блага земные, не разучится обустраивать свой дом и поле, и работу, но он приобретет знания, как это сделать правильно, чтобы не противопоставить заботы мира смыслу жизни, чтобы этими  заботами, даже самым ценным, что у нас есть в этой жизни, не закрыться от смысла жизни, от Бога, и чтобы эта мнимая, иллюзорная ширма не сделала нас отсутствующими в Кинге Жизни.

Сегодняшняя притча – о тех людях, которые слышат голос Божий и идут на пир веры. И это место занимают сегодня те, которые не имеют столько знаний, как христиане, которые не имеют столько подвига, как те, кто исполняет Закон Божий, подвизается, но пренебрегает пиром веры.

Многие говорят: я не хожу в церковь, потому что опять согрешу. Кто-то говорит: не пойду, потому что там батюшка грешный, – забывая о том, что церковь – это место перемены, вне церкви нет спасения, потому что ты не способен переменить свою жизнь, не зная как, не понимая, как. Церковь – это собрание верующих, знающих, как менять свою жизнь. Это не собрание праведников. Это собрание грешников, кающихся, и этим покаянием изувеченных, слепых, не видящих смысл жизни, хромых, не могущих идти вслед заповедей христовых, сухих, не способных делать добрые дела, люди выздоравливают и становятся способными быть участниками пира веры. Они из обтрепанных лохмотьев одеваются в одежду чистую, истканную, через покаяние омытую слезами, и становятся достойными принять Причастие, еду бессмертия, жизнь принять в себя и наполнится жизнью.

И как праотцы, которые жили еще до пришествия Бога в мир, хранили веру в Бога, не только как знание, а как руководство в жизни, стали отличаться от своих современников, так и сегодня христианин призван отличаться переменой. Мы не отличаемся особой святостью жизни, нет. Мы такие же грешники, как все, но перемена должна происходить в нас ярче, мы должны быть белыми воронами среди черноты греха. Христианин, христианство воспитывает в каждом человеке нетерпимость ко греху и неправде. И каждый из нас грешен, но этот грех и эта неправда, которые в нас, и те ошибки, которые мы сотворяем, не должны поощряться в нас, не должны повторяться, они должны становиться все реже и реже, и изгладиться из нашей жизни по мере нашего духовного становления.

И тогда мы станем чужды миру. Ибо мир во грехе лежит. И тогда скажет нам Господь: вы не от мира сего, потому что вы отличаетесь от мира, ибо Я избрал вас от мира и показал этот путь, и вы пошли им, Я избрал вас от мира и поэтому будет вас ненавидеть этот мир. Потому что вы не толерантны и не терпимы к греху и неправде, не толерантны и нетерпимы ко греху в себе самом, в первую очередь. И вы не поощряете, не закрываете глаза на грех другого, но подсказываете, желая ему очиститься и научить смыслу, открытому вам, смыслу чистоты, истины и правды.

И Бог скажет: Меня изгнали и вас изженут. Но не бойся малое стадо. Не бойся малая общность, идущая общей целью в жизнь узким путем, потому что уготовано тебе царство и дана тебе пища, способная сделать тебя бессмертным, животворящим, и из ума и чувств, из самого чрева твоего проистечет живая вода, которая будет животворить ум, мысли и поступки других, окружающих, видящих тебя. Так и просветится свет твой пред людьми, и они прославят Отца, который на небе.

Так и мы прославляем прародителей, от Адама до Ноя, и от Ноя до Иакова, и пророка Даниила, и отроков благочестивых Ананию, Азарию и Мисаила, которые являются примером просвещения среди людей, и это была не святость, но это был разительный контраст между теми жизнями вокруг них и ими. Вокруг них была тьма, а они светились во тьме языческого идолопоклонства.

Сегодня христианин призван светиться во тьме абсолютной всеобъемлющей греховной каши, где грех – это не грех, где полуправда – это правда, а неправда – это полуправда, где все смешано, где ничего непонятно, где белый снег смешан с грязью и имея вид снега, остается темным. И поэтому мы, будучи крещеными, зваными, призваны на пир, где торжествует истина и правда, на пир Божий. И идя этим путем, приходя на этот пир, будем способны различать добро и зло, и будем способны принять правильные решения в своей жизни. И будем способны ощутить блаженство вкусивших пира Агнца. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ