Сегодня мы слышали Евангельское чтение от Луки: “Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее” (Лк. 19:1-12).

В сегодняшний день святая Церковь предлагает нам этот отрывок, чтобы мы взяли образ перемены для себя, образ перемены грешника, человека, который по меркам общества маловерующего, казалось бы, достиг много в этой жизни, и статус, и богатство. Казалось бы, что еще нужно? Но оказалось, что всего, что он имел, человеку было недостаточно, чтобы он жил жизнью, а не просто существовал бытием. Христос пришел в гости к человеку и, можно сказать, переменил его жизнь. По христиански мы сказали бы, что Он спас Закхея от погибели. Потому что с христианской точки зрения, чрезмерная привязанность к материальному грозит погибелью души человека. И когда Закхей причинял много зла людям, он был не добродетельный. Но когда Христос пришел, и Закхей переменился, можно сказать, что Христос спас его от погибели, от этого греховного образа жизни, протянув руку и перетащив к другому смыслу, другому образу жизни, перевел на другое понимание миробытия. И мы называем Господа Иисуса Христа Спасителем, потому что для каждого христианина Он есть тот, который спасает. Спасает именно от греха, от проклятия, то есть от последствия греха, и от смерти.

В нашей жизни человека, который спасает от погибели кого-то, мы называем героем, потому что это сопряжено с риском для жизни самого спасателя, потому что главным критерием спасателя является любовь к ближнему, настолько сильная, как к самому себе. И вот Христос привел этот пример. И Сам Господь, будучи сущностью, выше человека, будучи Богом, принимает образ человека и спасает нас от последствия греха, от смерти (еще одного последствия греха), тоже жертвуя Своей жизнью, жизнью земной. Он полностью положил Себя  на жертвенный алтарь, сама Любовь положила Себя ради спасения всех человеков.

И сегодня мы слышим в Евангелии, Он говорит: Я пришел, чтобы спасти погибшего. И это должно натолкнуть нас на мысль, что вот мы считаем себя христианами, а некоторые еще и залуженными христианами, но важно понимать, является ли для меня Христос Спасителем, понимаю ли я Его как Спасителя, считаю ли я себя погибающим. И это чень важный момент для правильного понимания христианства.

Сегодня большое количество людей называют себя христианами. И католики, и протестантские течения. Но все ли христиане отвечают этим принципам, что Бог спасает погибших  Оказывается, многие христиане считают, что они спасены, только потому, что читают Евангелие и верят, что Бог есть, но Бога Спасителем не считают, и даже стыдятся назвать Бога своим Спасителем. Потому что не считают себя погибающими. Благодаря тому, что верят в Бога, считают себя спасенными. А разве нужен врач здоровому? Нет. А зачем нужен Спаситель тому, кто не погибает? Человек думает, что сам себя спасает, меняя образ своей жизни. Однако 2000-летний опыт подвижников благочестия говорит, что нужны не внешние перемены обстоятельств жизни, но внутренняя перемена ума. Эта внутренняя перемена ума является даром Божиим для человека.

Конечно, внешняя перемена жизни и жизнь по заповедям являются необходимым условием, чтобы что-то увидеть, понять и стать христианином. Но в нашей жизни сколько человек и сколько христиан считают себя последними грешниками? А кто борется сегодня с этими проявлениями внутри себя?

Говорят: мы все грешные, Бог должен всех нас помиловать, не должен наказывать, потому что все мы грешные одинаково, то есть человек смирился с тем, что он грешный. Такой образ жизни стал для него безысходностью, и он спокойно живет и продолжает делать эти грехи. Борется ли он с этими грехами? На словах: я буду поститься, перестану обманывать, перестану лжесвидетельствовать (то есть описывать человека в тех красках, которых на самом деле нет). Человек только говорит: пойду в храм. И такими декларативными понятиями заглушает попытку разума, попытку совести и Божьего голоса, заглушает этим оправданием: я хочу, но пока еще не готов, завтра или послезавтра, как получится.

И из-за этого в нашей христианской жизни имеем 3 страшных врага. Забвение о Боге, то есть забвение того, что мы бедны, не знаем, сколько времени у нас есть, мы не настолько богаты временем, чтобы тратить на пустоту, на меркантильные цели, чтобы испытать все земное и своим опытом прийти, что не нужна вся эта привязанность к земному, когда состаримся и придет смерть.

Поэтому забвение о Боге грозит человеку потерей страха Божьего. Не такой боязнью, как боялись палачей или судей, как боятся дети родителей оскорбить, которые для них делают все. Неведение – вторая проблема, незнание по причине лености. Незнание о Боге ничего. Все, что я знаю о Боге, сводится к общему пониманию всех увиденных в фильмах языческих, буддистских, индуистских религиозных воззрений, и на основе увиденного такая информационная, духовная каша-малаша. А желания разобраться нет, нет времени, еще чего-то нет. И из этих причин складывается вся жизнь. Не знали, не учили нас в детстве, а теперь учат, не хочу учиться, потому что мне некогда. Раньше не было храма, теперь есть, но некогда ходить. Не было батюшек, говорили, что Бога нет, а теперь есть, но, говорят, стало еще хуже, посмотрите, как живут люди. Так это происходит потому, что ты так живешь, начини с себя, и поменяется твое окружение. Потому что там, где меняется жизнь человека с приходом Христа, приходит перемена такая, как произошла с Закхеем.

Христианство – это религия покаявшихся грешников, первым в рай вошел разбойник, который не заслуживал спасения, но покаянием в последний момент своей жизни, обращением к Господу, вспомни меня в твоем царстве, получил спасение.

А вот еще один пример: какая кардинальная перемена произошла с князем Владимиром. Некоторые неверующие даже порой закидывают, мол, как вы молитесь ему, почитаете за святого, а он был большим грешником. Так в том-то и дело, зная его жизнь, мы можем ощутить высоту Божьей любви и милосердия к человеку. Насколько рекомендации Божии способны переродить сознание человека. И как Владимир узнав о Боге, о Его словах и соприкоснувшись с Богом, встретив Бога в своей жизни, как переменился, стал благодетельным и построил множество храмов.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что христианином может стать только тот, кто ощущает свою греховность. Только тот встал на путь христианства, а далее предстоит путь борьбы с твоим грехом.

Пример нашей жизни, нашей перемены важен для других, кто еще не встал на путь христианской жизни. Мы должны быть для них свидетельством этой перемены, примером того, каким должен быть человек, который встретил Христа.

Очевидно, когда двое людей общаются или как ведут себя, видно, кто верующий, а кто без веры, кто ходит в храм, а кто “верит в душе”. Важно, чтобы окружающие видели в нас пример, каким бывает человек нормальный, живущий по Божьим заповедям, который встретил Бога и переменился.

Некоторые говорят, нас не устраивает, что христианам запрещено танцевать, гулять, развлекаться, музыку слушать, выпить вино. Неправду говорят, обнажая свой христианский нигилизм, свое непонимание и нежелание понимать христианство. Христианская жизнь не состоит из внешних запретов. Христос не регламентирует поведение наше. Не претендует на это. Но Он указывает нам те моменты, нарушая которые мы можем прийти к состоянию греха, к погибели, к состоянию неправильного понимания вещей в мире. Когда мы встретили Христа в своей жизни, уже жизнь не должна быть такой, какой была, это рука помощи, за которую надо хвататься. И ты хотя бы сможешь вытащить голову из этой пучины греха, и ты сможешь увидеть, где здесь грех, а где благочестие.

Как говорил один святой, если б знали, о чем написано в Евангелии, если б заглянули в свою душу и ощутили в своей душе ответ Божий, то никогда бы не пропустили ни одной службы в храме. Если бы смогли понять, о чем написано в Евангелии или прочитали его и осмыслили своим умом телесным, никогда б не променяли ни на что временное, эти блага духовные, которые подаются в храме за богослужением, никогда бы не променяли на забвение выходного дня перед телевизором и на другие развлечения.

Горе человеку, не знающему Бога по своему нерадению, ибо даны ему и разум, и совесть, и стремление к милосердию, все это есть у каждого из нас, но пребывает оно недвижимым и остается невостребованным. А должно стать основой всех поступков, единственным верным естественным поведением. Поступать по любви и  милосердию, по совести, должно быть для христианина естественным, он даже не должен задумываться в этот момент, у него должно быть такое перерождение.

И вот пример Закхея говорит, что если мы узнали Христа, уже не можем жить, как жили, мы узнали нечто большее, ощутили то, что переменило нас изнутри, открыло нам ведение этого мира совсем по-другому. Мы теперь знаем, что такое наша душа, что такое смысл, и мы видим путь в этой жизни как к вечной жизни, а не к погибели и смерти. Не может быть уже, как было, ибо пришел Христос, и все изменилось. Поэтому кто еще не сделал этой перемены, надо задуматься, почему же она не происходит. Может быть нужно, по примеру Закхея мытаря, сделать волевое решение, сменить внешние декорации, как сделал он, в один момент встал и все, что имел, все, что приобрел прежде неправедным путем, раздал. Он сменил это, не задумываясь, только ощутив то, что искал. Значит, то, что он имел, тяготило его и не радовало, не делало его вечным и не наполняло смыслом его жизнь. Он не принимал пустоту, и все, что он имел, не приносило ему радость. И как только ощутил полноту и вечность, с легкостью отдал все это наносное, заменив единственно реально существующим, решил не жить больше в иллюзии. И это понимали многие люди, и даже светские, и многие великие полководцы. Как, например, Александр Македонский попросил похоронить его, прорезав две дырки в гробу и вытащив в эти дыры руки, чтоб все видели, что с собой ничего не взял, завоевав полмира. Это понимают многие люди, но живут, как в плену.

Невозможно работать Богу и маммоне, ибо одного возлюбишь, а другого возненавидишь. Привязанность ко всему, что нужно нам для жизни, не должна быть чрезмерным, ибо сделает нас рабом. Какой ограниченный кругозор. Человек, который говорит, что ничего нематериального нет, и Бога нет, есть я, мой кофе, мой дом,  прихоти тела, и кто мне нравится, а кто не нравится, того нет. Насколько можно быть мелким при столь большом, открытом нам. И мы христиане, понимая это, должны уметь применить это в жизни. Принцип золотой середины нам по силам, мы не способны на подвиг, и не надо, хотя бы не делать большого греха, хотя бы Христа, который стучится, в твою жизнь впусти.

И воскресный день потрать не на телевизор, не на сериал, не на кино, потому что всего этого хватит еще в твоей жизни. Как сегодня мы слышали в апостольском чтении, апостол Павел говорил, тогда ни холод, ни голод, ни высота, ни широта, ничто не сможет отлучить нас от любви Божией. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ