Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма прот. Виктора в Неделю о блудном сыне 24 февраля 2019 г.

Сегодняшний воскресный день называется Неделей о блудном сыне. И за богослужением мы слышали Евангельское чтение, описывающее притчу, которую сказал Иисус: “У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред Тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся”(Лк. 18:10-14).

Эта притча учит нас необходимости покаяния в грехах. Отец – это образ Господа. Два сына – образы грешника и кажущегося праведника. Под голодом можно понимать любое бедствие, но оно не приходит из ниоткуда, это естественный итог греховной жизни.

Диавол очень часто порабощает людей, которые отказываются выполнять волю Божию в своей жизни, теряют смысл самой жизни, теряют ценности и ориентиры этой жизни, и начинают приобретать в жизни то, что кроме греха и сиеминутного удовлетворения психики не приносят ничего. И при этом есть еще большая конкуренция со стороны таких же безбожных людей: кто безбожнее будет.

Слова о блудном сыне “он пришел в чувства” – это момент раскаяния, момент осознания, когда человек, оставив Бога, приходит в своей жизни к болезни или к скорби, или к какому-то обстоятельству, которое в один момент встряхнуло и отрезвило, и человек понял, что все, что он делал до сих пор, не принесло ему счастья.

И когда он пришел в чувства, тогда он смог вспомнить, что есть еще Бог, и есть смысл. И есть порядок, и в воле Бога все имеет свое место и значение, и никто не страдает от бессмыслицы, от греха тотального, наваливающегося со всех сторон, но пребывает с достатком понимания и радости от жизни, не смотря ни на что. Это момент покаяния. И за покаянием начинается действие. И когда этот сын понял, когда он осознал, что он не прав, он раскаялся, что обидел отца, захотел вернуть себе все, но препятствием для него стала гордыня: а как же на него посмотрят слуги, а как к нему будет относиться его родной брат, а не унизит ли его родной отец, когда он придет домой. А по закону того времени нужно было бы сына такого изгнать, посадить в темницу и не принимать, было бы правильно с точки зрения тогдашнего общества.

И он, понимая все это, переступает через собственную гордыню ради примирения с отцом, ради того, чтобы вернуть себе утерянную гармонию, в которой он находился, пребывая в воле отца родного. И это возвращение, и то, что отец возвратил ему все, в чем он был, ничто иное, как милосердие Божие к человеку. И мы имеем это милосердие, приходя каждое воскресение на исповедь. И мы приходим как блудные сыновья и дочери, со списком или без списка, со слезами на глазах и говорим: прости мне, отче. И если мы способны побороть горделивую прелесть мира сего и сказать “Господи прости”, то тут же получаем свободу – свободу от греха, который нас сковал, поработил, от греха, работая которому мы получаем мизерную и гадкую пищу, не достаточную для полноценной жизни, и совсем не сравнимую с той, которая была бы возможна у святых.

И вот мы имеем эту притчу как свидетельство свободной воли человека. Бог не вмешивается в жизнь человека без его разрешения, но он сделает все в жизни человека, если человек предоставит себя в руки Божии. Идет жизнь, и некоторое время этой жизни человек проводил в веселии, потому что ему всего хватало.
В нашем с вами случае то, что мы взяли из отчего дома и ушли, – это молодость, здоровье, желание трудиться и созидать, строить. Но приходит такой момент, когда жизнь меняется, прошли года, посмотрел на мир по-другому, и уже здоровье перестало позволять, и уже нет того рвения, стремления, юношеский максимализм закончился, у некоторых уже дети выросли. К чему приходит человек, который ушел от Бога? Все это делал, делал, а тут оказался беден, и ничего у него нет. Потому что оказался один среди многих родственников, а когда видит вокруг себя такою же бедноту духовную, такую же бессмыслицу, которые постоянно мечутся от одной цели к другой, потому что нет от этого смысла, он начинает и сам метаться со стороны в сторону. И что хуже всего, он начинает искать удовлетворения этой духовной жажды и духовного голода, именно среди этого своего окружения духовного. И дают ему такую же греховную работу, постыдную для такого существа как человек. Дают такой пример в жизни: все так живут, и я так.

И понимает: а вот у Бога по-другому, вот если бы я жил у Бога, я бы имел свободу,
и вопрос уже стоит по-другому, а что ж я выбираю? В современном обществе есть такое понятие “свобода”. Свобода от порабощения, от других людей, от физического порабощения, потому что это очень тяжелая участь. Мы говорим “свобода слова” – это что хочу, все говорю. Мы говорим “свобода выбора” – что хочу, то выберу. Но разве это свобода? Если ты не свободен, если выбираешь из того, что имеет рамки. Может ли быть свобода среди законов? Мы можем видеть ограниченную свободу.

Но есть еще нравственная свобода, когда рамки свободы нравственной расширяются то какая нравственность, такая и свобода. И мы с вами, христиане, призваны к свободе, о которой говорит Христос – свободе от греха, которая высвобождает и ум, и сознание, и от всяких рамок, придуманных или небытийных, которых изначально не было. Эта свобода всецелая и есть сам Бог.

Бог есть полнота совершенства и любовь, и каждый, кто находится в воле Его, способен ощутить свободу, от всяких стеснений и рамок человеческого  разума, от греха. Если живет по воле Божьей, он свободен во времени, ибо он знает, что он вечен, он свободен от материи, потому что он знает, что бессмертен, он обретает свободу сознательную и чувствует себя частичкой миробытия, космосом. Он считает себя микрокосмосом во вселенной, микромиром Божиим, ибо он ощущает бессмертие свое и бестелесную душу свою, ибо знает и видит Закон Божий на сердце своем и на совести, и телесное для него – ничто иное как этот путь выбора.

И тогда, как говорил апостол Павел в Послании к евреям (13:14) “Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем”. Поэтому притча, которую мы сегодня рассматриваем, говорит нам о том, что если человек пребывает в воле Божией, то Бог оградит его от многих последствий, которые постигают людей, игнорирующих волю Божию. А если он игнорирует волю Божию, то он впадет, так или иначе, в большие скорби и беды, ибо жизнь без смысла бессмысленна. Смыслом в этой жизни является Бог. И жизнь ради плотских земных человеческих целей бессмысленна. Потому что есть смерть.

Апостол Павел в последней главе Послания к галатам говорит: “сеющий в плоть пожнет тление, а сеющий в дух пожнет жизнь вечную”. Ощущаете разницу? Тот, кто сеет зерно – это тот, кто хочет, чтоб оно проросло и принесло плод сторицей. Если ты трудишься в своей жизни, чтобы приобрести мирские богатства, то ты полагаешь усилия, время и знания, для того чтобы это приобрести. Но приобретая только это в конце концов пожнешь только тление, ибо приобретешь только тление. Ибо и пшеница в закромах истлевает, если не бывает использована, и золото пропадает, и вор подкапывает и крадет. И главный вор – это смерть, которая унесет все, что бы ты ни приобрел.

А  сеющий в дух пожнет жизнь вечную. Тот, кто сеет, хочет приобрести больше, чтоб плод сторицей был. Заботящийся о своем духе, питает и греет его, дает
возможность духу ответить на вопросы, а как же я живу, откуда я, почему, и кто такой Бог, почему Бог Духом себя именует, и почему мы храмы Божии, по слову апостола Павла. Телеса наши суть храмы Духа Святаго. Почему так? Тот, кто сеет в дух, тот дает духу смысл, тот заботится не только о тленном, но и о не тленном, о вечном. Тот заботится не только об одежде и пище, но и о добрых делах своих, о милосердии, о сострадании, о своей вере, чтоб это были не просто понятия, констатирующие факт таковых, чтоб это были действенные механизмы, руководствующие в жизни.

И что же нужно, чтобы пожать жизнь вечную? Все, что нужно – пребывать в воле Божьей. Воля Божья всегда благая по отношению к человеку. Воля Божия хочет, чтобы каждый человек не умер, но спасся, имел жизнь вечную. И так возблаговолил Бог над человеком, что Сына Своего единородного дал, дабы каждый верующий не погиб, но имел жизнь вечную. Каждый, кто забывает Бога, погибает, ибо перестает видеть Его как источник жизни, как саму жизнь. И каждый, кто живет по Богу, питается от Бога этой жизненной энергией на протяжении всего своего жизнебытия.

Для этого нам надо бороться со грехом, потому что воля Божия – это исполнение Его слов, а грех это нарушение воли Божьей. Грех – это “сбой”, “ошибка” в переводе с греческого. Ошибка в нашем осмыслении этого мира. И когда мы боремся с грехом, то приобретаем большое богатство, и богатство это – свобода.

Блаженный Августин, святой 4-го века, говорил, что величайшей свободой есть то, чтобы пребывать в состоянии без греха, то есть не грешить. Но высочайшая и полноценнейшая свобода есть пребывать не в состоянии грешить, то есть хорошо, когда человек поборол своеволие и научился жить в воле Божией. И в этом пребывании в воле Божией сумел раскрыть свою человеческую волю в полноте и использовал все возможности этой человеческой воли себе на пользу. Это состояние не грешить приобретается трудом, подвигом, борьбой внутри себя, своего сознания.

А вторая часть фразы, которую Августин говорит: высочайшая свобода – это быть не в состоянии грешить, – это удел и награда святых. Когда ты через борьбу победил грех, начинаешь воспринимать волю Божию каждой клеточкой своего естества, и духом своим, и тогда вся твоя жизнь уже по-другому тебе не представляется, только как по воле Божией. Для тебя нарушить волю Божию становится противоестественным, как ходить на руках, а не ногами. Это быть не состоянии грешить.

Это как раз и есть эта свобода всецелая и полная, ибо она дает человеку способность не тратить время на сомнения, на колебания, на изменчивость мнений людей вокруг,
не тратить время на суету преходящую, ибо все приходит к одному: кричит и умирает, болеет, живет расцветает и тлеет, но сумевший приобщиться к воле Божьей, начинает этот мир осознавать всецело, свободно, безгранично, вне всяких временных и любых других телесных рамок.

Для этого нужна решимость – выбрать волю Божию. Жизнь каждого из нас выглядит так: грешу, грешу, грешу, пошел покаялся, вышел после исповеди, и опять грешу, грешу, грешу. А если сказать себе честно, то это выглядит так: пришел к отцу своему, раскаялся, получил перстень на руку и сапоги на ноги, и опять ушел, но теперь уже поближе. Долго ли будет долготерпение отцовское? Бесконечно долготерпение отцовское, ибо оно жертвенное, не логичное, оно построено не на инстинкте, а на любви. И каждый из нас примет своих сына или дочь, чтобы тот ни сделал. С таким же жертвенным сознанием. И Бог показывает нам на этом примере.

Поэтому важно идти на покаяние, но еще важнее в этом нашем приходе к отцу должна быть перемена. Не должна быть исповедь: пришел, отчитался раз в год в Великий пост за проделанные грехи, отчет сдал, как в налоговую, и пошел делать такожде. Так не получится, не получишь свободу от грехов, получишь одежду, которую опять испачкаешь грехом и бессмысленным повторением одного и того же. Нет у нас такого богатства, мы не настолько богаты временем, нет у нас времени, чтобы тратить свою жизнь на одни и те же грехи. Все проходит, все меняется, неизменяем только Бог.

И даже уже сегодня что-то изменилось, время прошло, и то, что мы должны сегодня взять от этого дня, возьмем, и больше ничего нам не дастся, мы взяли сколько хотели, ибо это в воле нашей свободной, и выбор, и решимость наша свободная. Так Бог даровал нам, чтобы мы были сыновьями и дочерьми Его, но не рабами, не имеющими выбора.

Вот и говорит: стою и стучу у двери сердца каждого человека, и призываю, пусти Меня в свой ум и разум, и научу тебя видеть этот мир, какой он есть, в истинном смысле, какой он есть без извращений, не исковеркано, и от этого сможешь побеждать грех, приходить из силы в силу, и придешь в состояние неспособности грешить, а значит, начнешь жить жизнью, которой не умрешь, потому что будешь в Боге и в воле Его, в доме Отца Небесного. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ