Проповедь прот. Виктора в воскресный день 21 июля 2019 г.

Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия об исцелении гергесинских бесноватых: “И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от пределов их” (от Матфея 8:28-34)

Итак, сегодня святая Церковь предлагает нам к прочтению этот отрывок из Евангелия для усвоения Божественных истин. Сегодня мы слышали в Евангелии о встрече Иисуса Христа с двумя людьми, одержимыми нечистыми духами. И эта одержимость проявлялась агрессивностью и неадекватностью. Из-за этого их изгнали из города из общества и они жили в пустынном месте в пещерах предназначенных для захоронения мертвых, жили во гробах.

И когда к этому месту приблизился Иисус, они вышли навстречу и стали кричать: Иисусе, Сыне Божий, зачем ты прежде времени пришел мучить нас? Так они говорили не от себя, но говорили, потому что дух, который был в них, повелевал их мыслями и поработил их волю, поэтому то, что они сказали, сказали не от себя, может быть, не хотели этого говорить, но не могли молчать. И просили: если ты повелишь нам уйти, то не вели нам идти в бездну, но повели нам войти в этих свиней. Поблизости выпасали стадо свиней, принадлежавших жителям этого города. И Иисус разрешил им: идите. И духи вышли из людей и вошли в стадо свиное.

Но откуда мы можем знать о том, что они вошли в свиней, ведь духи невидимы для нас? А знать можно по последствиям слов Иисуса Христа. После Его слов люди стали слышащими, адекватными, перестали быть агрессивными, стали как обычные нормальные люди. А стадо свиней, которое паслось себе мирно, внезапно стало метаться из стороны в сторону, пока не устремилось в озеро Галилейское, и там стало утопать, потому что эти животные не приспособлены к плаванию в воде, и там утонуло.

Пастухи, которые видели все происходящее, побежали в город и, наверное, оправдывались, потому что на них была ответственность за этих животных, и весь город вышел посмотреть, что происходит. И когда увидели Иисуса и рядом с Ним людей, которые были прежде бесноватые, то начали Иисуса просить, чтобы Он тоже ушел от них. И Иисус вошел в лодку и уплыл на другой берег.

И, конечно, первое, что мы должны почерпнуть для себя из этого происшествия, – это необычность. Да, и вся жизнь Иисуса, все Его диалоги, все Его дела, все необычно, потому что мы нашу жизнь видим однобоко, а Бог смотрит на жизнь человеческую всецело. Необычность в том, что речь идет о духах, нам очень тяжело даже с самим собой определить, где у меня душа, где у меня разум, где у меня дух. Тяжело нам ощутить душу. Тяжело человеку свою веру в Бога воплотить в знания о нем через опыт жизни именно потому, что человек ищет доказательств, которые были бы понятны его обыденному жизненному опыту.

Зачастую когда речь идет о Боге, о душе, о вечности, таких опытных понятий у нас нет в жизни земной, потому что Бог шире, глубже, сложнее, чем то, что мы можем осмыслить своим умом, увидеть в этом мире. И здесь ключевым моментом, важным фактором, смогу ли я понять эти вещи, является вера. Благодаря вере, человек может увидеть способности своей души, своего духа, благодаря вере человек способен отличать дела духов или проявления духов в мире и в себе, человек спобен осмыслить, кто такой Бог, потому что Бог тоже есть Дух. Достаточно для того, чтобы вера стала опытной верой, а не теорией, которая допускает Бога как такового во вселенной или вообще. Речь идет о духах, и диалог идет между духом злым и Богом, и человек при этом является предметом этого разговора. Идет борьба за человека.

Так случилось в жизни этих людей, что они стали местом очень комфортного пребывания духов злобы, но когда они увидели Христа, они знали участь дальнейшую и просили не посылать их в бездну. Они знали, что Он запретит им пребывать в этих людях.

Мир духовный имеет некое представление о Боге, и оно не такое, как у нас с вами, потому что, увидев Бога, сокрытого в теле человеческом, они тут же его распознали. Дух Божий был виден сквозь тело. Точно так же каждый из нас способен увидеть в другом человеке не просто красивое лицо, но сострадательного, доброго, милосердного или злого, коварного, лукавого человека, и эти способности мы отличаем друг от друга не по внешним признакам, а по внутренним, по особым характеристикам души.

Удивительные вещи продолжались и дальше. Иисус исцелил двух жителей этого города, наверное, они были чьими-то родственниками, друзьями и просто знакомые. Но когда они увидели, что эти люди исцелились, это их не очень волновало, их не интересовало, что произошло с ними, но их волновало, что же случилось со стадом свиней, и это волнение переросло во злобу и ненависть, и они не увидели большого блага для себя в том, что эти люди, которые, все привыкли, что они там живут во грибах, одичали и там никому уже не нужны. И жители той местности не увидели блага для себя в том, что эти бесноватые вдруг стали здоровыми, и возвратятся в город, в общество, потому что у них была другая проблема: они видели, что их свиньи потонули. Кому нужны эти люди?

И вот они, взвесив в своей системе ценностей, что важнее, решили Иисуса выгнать: а вдруг, если Он войдет в их город и начнет творить такие чудеса, то у них еще что-то пропадет, вдруг станет что-то не ладиться.

Второе, что мы должны почерпнуть: такая логика встречалась всегда, и до сих пор встречается среди людей. Она присутствует в мире, потому что мы с вами очень привязаны к этмоу миру, а иногда эта привязанность перерастает в уверенность, что жизнь, это земное наше пребывание до смерти, и когда забываем, что мы вечные, что у нас есть дух, то единственным решением и результатом деятельности критического мышления человека является то, что надо жить здесь и сейчас, и как можно лучше, комфортнее, счастливее, потому что если не успеешь, ничего не будет. Конечно, исходя из таких ценностей, не удивительно, что многие люди ничего не делают для того чтобы осмыслить жизнь по-другому. Конечно, исходя из таких ценностей, главное – что будет в жизни? Только то, чем питаться, где жить и во что одеться. Оно и так главное в нашей жизни, потому что это есть насущная необходимость и потребность. И Бог говорит нам, что просите у Бога хлеба насущного, даже молитва “Отче наш” говорит: “хлеб наш насущный даждь нам днесь”. Это как символ того, что просите у Бога всего этого. Но когда это затмевает все остальное, является только единственной целью, к которой человек идет и больше ничего не видит, тогда он склонен к тому, что делает неправильные выводы о своей жизни. И из-за неправильных выводов он ставит ложные цели, а от ложных целей дни жизни тратятся в пустую, ни на что. Потому что сколько бы ты колбасы или свинины не съел, если ты не осмыслил смысл своей жизни, то дольше ты не проживешь, а, может, даже наоборот.

В связи с этим важно для нас провести некую параллель: что же с нами происходит, есть ли такое у нас, что мы изгоняем Бога из своей жизни?

И я должен вам сказать, что сплошь и рядом. А если бы мы жили в то время и находились среди этих жителей, то неизвестно, что мы сделали, может быть, мы тоже изгоняли бы Иисуса из своей области после того, как Он исцелил человека. А почему это видно среди нас? Потому что мы же тоже друг друга ненавидим. Нас мало интересует, что же там происходит у нашего соседа, ну, у соседа еще ладно, просто хотя бы из праздного любопытства интересно, а вот если уже  на следующем этаже сосед, то мне точно это уже не интересно, что он там делает, что у него приключается, здоров он или болен – это дело десятое. И если вдруг кто-то придет и  скажет, давай продадим твой дачный участок и поможем этому соседу выздороветь, то мы покрутим пальцем у виска и скажем: иди отсюда, мне некогда с тобой разговаривать. Для нас это будет абсолютно ненормальным и не естественным. Мы скажем: мне этот сосед настолько важен, как космический корабль.

В связи с этим первый момент, что восприятие этого мира нами, христианами, ведь мы же с вами все-таки христиане, и я поэтому призываю больше к христианскому нашему расположению, но оно не отличается от людей, которые живут не по-христиански, то есть мы с вами, христиане, зачастую мыслим точно так же.

Но вот люди, которые не живут по заповедям, они изгоняют из своей жизни Бога совсем по другой причине. Один мой знакомый на вопрос, почему ты не ходишь в храм, ответил так: та, ты знаешь, я один раз пошел, и у меня стало не ладиться на работе, а потом я не просто пошел, а пошел на исповедь и причастился, и у меня сразу начались проблемы на работе. Спрашиваю его: и ты связываешь это с исповедью и причастием. Он говорит: да. Но почему? А потому, говорит,  что я еще несколько раз ходил ставить свечи и записки подавать, и у меня точно что-то неприятное происходило: то у меня не получалось реализовать какие-то мои идеи, то телефон сломался, поэтому я тебе точно говорю, отец Виктор, что когда я иду в храм, у меня начинает все идти не так.

Многие люди околоцерковные или те, которые считают себя христианами, но христиане они только по названию, потому что ничего христианского не делают, кроме, может быть, того, что им диктует внутренний закон на совести.

Они подтверждают, действительно, даже есть такой страх, что надо изгнать Бога из комнаты, убрать иконы, чтоб меньше было напоминаний, потому что если все это есть, значит обязательно будут происходить какие-то вещи, которые будут заставлять тебя трудиться.

Когда приходишь на похороны, то начинают обсуждать, насколько закрыть зеркало, сколько корочек хлеба положить на рюмку с водкой или с водой около покойника, или при освещении квартиры – сколько буханок хлеба надо купить и наставить туда свечей, но никогда не спрашивают, как молиться, сколько времени посвящать молитве, какую книжку почитать, к чему придет моя жизнь, если я буду жить по-христиански, это никому не интересно чисто потребительское отношение. Точно так же потребительское отношение было и у этих жителей гергесинской стороны. И осуждать их не стоит, потому что мы тоже таке же.

Но вот что могло бы быть, если бы они Христа не изгнали бы? Они бы стали свидетелями Его слов, они слушали бы то, что он говорит и могли бы анализировать вещи, аналогов которых в естественной действительности нет. Слушая Его слова и Его благую весть о жизни вечной, могли бы расставить хотя бы какие-то приоритеты в осмыслении своей жизни. Если б они Его приняли, то наверняка увидели многие чудеса, многие исцелились бы, благодаря Его присутствию, многие простили бы друг дурга, слыша Его слова о любви к ближнему.

Но вот не нужно было это благо. Точно так же многие из нас, крещеных, кто изгоняет Бога из своей жизни, приоритетом ставя материальные блага, лишают себя вот этого шанса увидеть свою жизнь реально, в перспективе вечности. Лишают себя шанса получить опыт духовный, который можно было бы ставить в противовес опыту физическому нашему, и на основании этого сравнения можно было сделать более правильный и более реальный вывод о том, что происходит. Потому что однобокая оценка любой вещи – это выбор без выбора.

Это как, бывает, приходят родители вихрам и спрашиваешь их, почему не водите детей, и отвечают: батюшка, заставлять нельзя, они вырастут и сами себе выберут. Говорю им: согласен, но ты в школу их не води, они ж туда ходить не хотят, они вырастут и сами себе выберут, нужно им учиться или нет. Спрашиваю, а учиться куда его отдали? Говорят, ну, он у нас хотел быть художником, батюшка, хотел в художественное поступать, но мы его отдали в юридический, потому что сами знаете, как сейчас художники зарабатывают. Говорю, знаю, но ты его не заставляй, вот вырастет, и сам себе выберет, зачем ты насилуешь его волю, заставляешь делать то, что он не хочет. Значит, получается, все в жизни мы заставляем делать детей, а в храм ходить не заставляем, потому что должен вырасти. Другими словами, родители говорят так: дорогие мои дети, пока вы не вырастите, делайте что хотите, живите как знаете, как другие детки живут, грешите, ломайте себе жизнь, накапливайте грехи, наделайте кучу ошибок, а потом расхлебывайте всю жизнь, потому что когда вы вырастете и начнете соображать, то поймете, что жить можно вообще-то и по-христиански, а у вас окажется такой шлейф грехов, что его теперь полжизни надо излечивать.

В связи с этим, когда человек изгоняет Бога из своей жизни, игнорируя Его и выбирая внешнее больше, чем духовное, он лишает себя способности поставить реальную цель, существующую, а не иллюзорную. Он лишает себя возможности научиться тому, о чем только пишут святые в книгах, научиться, не читая, но опытным путем. Не читая Священное Писание, не ходя в храм, человек лишает себя шанса услышать информацию от Бога, которая называется благой вестью, он лишает себя возможности получить знания о том, как сотворена наша вселенная, что Бог открыл нам с вами, о том, что окружает нас в это мире, об окружающей действительности, о нас самих. И в условиях когда с телевизора мы этого практически не услышим никогда, в условиях, когда у нас на работе занятость не позволяет нам читать книги, в условиях, когда мы живем на фоне вечной музыки, вечного базара, скандалов и погони за деньгами, потому что постоянно надо за что-то платить, и это, действительно. необходимо, в этих условиях если мы еще изгоняем Бога из своей жизни и не ходим в храм, не читаем Евангелие, то шанса что-то узнать о Божием творении, о духе и о душе у нас фактически нет.

Вот эти гергесинские жители лишили себя возможности слушать Бога, потому что они посчитали, что нужнее для них материальное благо. Никто не спорит, но мы это знаем и так, эти материальные знания, этот опят мы копим всю жизнь. Но когда предоставляется шанс накопить опыт духовный, это надо ценить, потому что он определяет границы правильного, дозволенного и не вредного.

Мы говорили, что вот эти люди, которые были одержимыми и исцелились, характеризовались своим неадекватных поведением: они кричали, могли побить человека, были агрессивны. Значит, чрезмерная агрессивность – признак одержимости.

Теперь хочу прийти к другому тезису. Что такое грех? Грех – это нарушение воли Божией. Что такое воля Божия по отношению к миру и по отношению к человеку? Вот Бог сотворил весь этот мир и створил человека. И сотворил не где-нибудь отдельно от Себя, но все в Нем, нет ничего, где бы не было Его. Мир и человек, и вселенная – в Боге, а поэтому воля Божия по отношению к миру и человеку – это и есть совокупность законов физических и духовных, которые, действуя гармонично или по Божьему замыслу, в каких-то рамках должны эту жизнь преображать, продлевать и возгревать. Должны служить залогом продолжения жизни. Поэтому когда человек игнорирует волю Божию, то можно поставить знак равенства и сказать, что он игнорирует законы бытия.

Когда мы игнорируем законы материального мира, то это нам видно. Если закон тяготения мне не очень нравится, потому что я не хочу входить через дверь, хочу через окно выйти, но я понуждаю себя, и иду через дверь, потому что понимаю что будут последствия, это для нас понятною. Точно так же должно быть понято, что когда ты нарушаешь законы духовные, то будут неблагоприятные последствия. Не потому, что Бог наказывает, а потому что духовные законы установлены для того чтобы жизнь жительствовала, чтоб человек не ощущал скорби, дискомфорта, пустоты, безразличия, чтоб он видел смысл. Исполняя законы духовной жизни, человек знает, что такое духовная жизнь, он видит свой дух, свою душу, видит эту жизнь насквозь, можно сказать, читает между строк обыденности, того, что происходит каждый день.

Когда человек грешит, как меняется его поведение? Чем больше у человека грехов, тем меньше он хочет слышать о Боге, тем больше он начинает прятаться от Бога. Вот можем посмотреть в Библии самую первую страницу: нарушил человек духовный закон, заповедь, съел запретный плод с древа познания добра и зла, и стал не способен пребывать в воле Божией. Первое, что он сделал, – спрятался от Бога, ему стало не комфортно в Божьей воле. Он стал не способен вместить ее всецело и принять ее как дитя, из любви, он теперь начал принимать ее через свой рациональный ум, а она туда не помещается, и поэтому нам кажется, что она не логична. И Адам спрятался в кустах, вместе с Евой, надели на себя листья. Бог спрашивает: Адам, ты где? А он прячется и не отвечает.

Точно так же и каждый из нас, когда грешит, тут же начинает прятаться от Бога. Но спрятаться – это самое малое, что происходит с человеком, когда он согрешил. Потом еще раз согрешил, еще раз и еще раз, – и он тогда уже начинает думать, а зачем мне Бог, ведь Он сейчас будет у меня спрашивать о моем грехе? Когда человек живет в своем грехе и уже свыкся с ним, то у него остается только один выбор: то ли считаться с Богом, который есть и существует, стремиться быть в гармонии с Ним, с волей Его и с промыслом Его о мире, то ли надо вычеркнуть Его из своей жизни, ибо то, что я делаю, как мне хочется, Он мне говорит: не делай. И человек начинает вычеркивать Бога из своей жизни. Как только он убеждает себя (и это ж целое дело – убедить себя, что Бога нет, это надо очень сильно постараться, потому что все вокруг кричит о Боге и внутри нас все свидетельствует о Нем), так вот если вычеркнуть Бога из перспективы, из человеческого разума, человеческого сознания, и сказать, что Бога нет, то любой адекватный, мыслящий человек скажет, что все бессмысленно, все абсолютно.

Вот когда человек вычеркивает Бога из своей жизни, убеждает себя в том, что Бога нет, то он вздыхает с облегчением. Всё, рамок нет, границ нет, законов нет, запретов нет, теперь я сам себе Бог, точнее, способности моего ума, насколько я способен понять, что хорошо, это и есть мой умный Бог, потому что гордыня порождается из эгоизма, делает человека не способным слушать, не способным учиться на чужих ошибках.

И вы можете сами наблюдать, как люди, которые укоренились в грехе и убедили себя, что Бога нет, агрессивно относятся (или они просто беснуются), когда слышат о Боге. Почему мы говорим “беснуются”? Потому что их поведение похоже на поведение этих двух гергесинских одержимых. Мы их не осуждаем, нам жалко их, потому что человек ведет себя неадекватно, кричит, выносит из дома иконы. Если человек в своем уме отвергает слова Божьи, не пользуется ими, сомневается в них, то чьи слова, чьи знания он анализирует? Наверное, не человеческие, наверное, чьи-то другие. Если он мысли, которые от Бога отвергает, если он мысли, которые приходят в голову о молитве, о прощении, игнорирует, то мысли греховные, мысли лживые становятся все больше преобладать в нем. Ежедневно принимая такие мысли, он начинает привыкать к ним и думает, что это и есть нормальная происходящая в человеческой голове череда мыслей. Когда к тебе приходят мысли только от инстинктов, от похотей и от желания по-больше всего и вся, в народе христианском о таких людях говорят: глаза завидущие, руки загребущие. Отчего? А оттого, что нет внутри более высоких целей.

Но мы сегодня говорили о чуде, которое совершил Иисус. И многие неверующие или сомневающиеся говорят, мол, я бы поверил, если бы сам увидел такое чудо. И что мы, последователи Христа, коими мы себя называем, можем сделать в этой ситуации? А вот когда близкие нам люди требуют такого чуда Божьего, то, может быть, надо пожертвовать своим временем, которое мы хотим потратить на достижение материальных ценностей, во благо этого человека. И поставить человека выше того добра, которое хотели нажить за это время. И, конечно, когда ты приобретешь этого человека, когда ты его научишь, ты приобретешь во сто крат больше благ. Ибо в его лице будет благая память о тебе, он будет молиться о тебе и благодарить, сколько сможет, за то, что ты научил его жить по-человечески и спас его от обстоятельств, от греха и от бессмыслицы, и привел его к Богу. Открыл для него Бога как как путь, как истину, как жизнь. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ