Часто из уст священства можно услышать в день Преображения Господня: одно из значений этого праздника в том, что и мы, православные христиане, должны преобразиться во Христе! Кто во Христе – тот новая тварь, по слову апостола. Но каково будет это преображение? Это наверняка во многом зависит от того, насколько мы задумываемся об этом, к каким выводам приходим и что делаем в своей жизни, приближая момент личного преображения.

Когда в большой двунадесятый праздник, коим является и день Преображения Господа нашего Иисуса Христа, мы приходим в храм, то после богослужения явно ощущаем внутреннее измененение, можно сказать, что человек преображается изнутри, словно благодать Божия заполняет всю душу, и в ней не остается места для чего-то плохого. И мы говорим, что явно чувствуем радость на душе. Еще более это чувство усугубляется в дни престольных праздников, а если богослужение возглавляет архиерей, то непостижимым образом радость словно разливается в воздухе, заполняя весь храм и всех в нем находящихся.

В предчувствии этого благодатного посещения, по традиции, дети воскресной школы встречают Владыку белыми розами и нарядным караваем, читают стихи и просят благословения.

И не удивительно, что на такое торжество в храм Преображения 19 августа с радостью (или, скорее, за радостью) не только массово приходят желающие освятить фрукты, но приезжают в гости и высокопоставленные светские люди, и священство.

“Сегодня мы находимся на горе Фавор. Cегодня мы все преобразились. Преобразится и наша Украина, и преображением обновится и наш народ Божий. Так хочется, чтобы, как и сегодня, мы всегда были в таком соборном молитвенном стоянии в храме Божием в такой великий праздник, чтоб мы молитвенно стояли за нашу церковь православную, как и сегодня стоящии в храме Божием, осеняя себя крестным знамением, попросим для себя на жизненном пути, чтобы Господь укреплял и помогал. Чтобы Преображение Господне, которое мы сегодня празднуем, преображало нашу земную жизнь. В честь такого великого праздника преобразилась даже эта салтовская земля, чтобы мы могли возносить молитвы в этом храме”, – обратился к верующим митрополит Харьковский и Богодуховский Высокопреосвященнейший Онуфрий.

Ну, и какой же праздник без подарков и наград? За усердное служение Украинской православной церкви от имени Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины, владыка Онуфрий вручил отцу настоятелю протоиерею Виктору (Бурбеле) церковную награду – митру. А ктитору храма Виктору Георгиевичу Субботину – орден Святителя Николая Чудотворца – за заслуги перед Украинской православной церковью и по случаю личного юбилея, который он отметил в этом году.

“Любите церковь, любите Бога, побольше молитесь, чтобы Господь укреплял нашу церковь и нашу Украину, наш народ Божий. Если мы будем все вместе, как сегодня, то мы всегда победим, потому что Христос победил дьявола, и мы также должны побеждать тех бесов, которые на нашу церковь немножечко наступают. Поверьте, с нами Бог, Он всегда нас укрепляет и помогает нам быть стойкими сынами и дочерями нашей православной церкви”, – напутствовал прихожан храма Преображения Владыка Онуфрий.

Преображение каждого человека происходит на протяжении всей его жизни. Безусловно, все люди с годами меняются. Но каждый ли из нас преображается в том самом духовном смысле, движется по жизни в правильном направлении, хотя бы и разными темпами?

“В прошлом году мы с детками, всей семьей посетили гору Фавор. Для нас это было очень важно, поскольку Преображение Господне произоршо именно там, на горе Фавор, – делится переживаниями  Виктор Субботин. – Мы поехали в Израиль в паломничество. Нашей главной целью было, конечно, посещение Гроба Господня. А затем поехали на Фавор. И мы увидели, что там, действительно, преображаются люди. Необъяснимые процессы происходят внутри каждого христианина. А то, что Владыка Онуфрий ежегодно посещает прихожан нашего храма, проводит службу, для нас это большая честь и лишнее подтверждение того, что и здесь у нас – святая земля, в храме, где мы все причащаемся”.

Решение строить храм на территории медкомплекса (нижний – в честь святого мученика Виктора, верхний – Преображенский) родилось после общения с отцом Виктором. 8 лет назад священник пришел к главе Мегабанка Виктору Субботину за кредитом на строительство церкви, и эта встреча стала судьбоносной не только для пациентов и сотрудников медкомплекса, жителей близлежащих микрорайонов, людей, ставших прихожанами нового  храма, но и для самого банкира:

“Конечно вся моя жизнь и жизнь моей семьи изменилась, она стала более наполненной, содержательной, мы получили смысл всех тех действий, которые мы производим в повседневной жизни. Жизнь наполнилась  смыслом. Это самое главное”.

И сегодня с высоты жизненного опыта известный в Украине и заграницей промышленник, бизнесмен, политик, говоря о главных в жизни целях и способах их достижения, делает такие выводы:

“Прежде всего, важна духовная составляющая человека, и не важно, занимаешься ты материальными ценностями или творческими процессами, важно внутри себя чувствовать точку опоры. Вот люди, которые веруют и приобщаются таинств Господа, понимают, что это есть вера. Вот если вера внутри человека является точкой опоры, то вопрос времени: будет и благосостояние, и творческое развитие, и спортивные достижения, если это спортсмен”.

К такому же выводу пришел и художник Тариэл Чекуришвили. Практически всю жизнь он занимался художественной чеканкой, но только когда пошло на седьмой десяток, серьезно занялся иконами. Говорит, что тяга к духовности всегда была в его сердце, ведь у грузин православие – в генах:

“Человек либо верит либо не верит, но если у вас были православные предки все равно это проявится рано или поздно, даже если вы не хотите признаться, что все-таки Господь есть и благодаря Ему мы все живем. Смотрите, какая погода прекрасная сегодня, это Господь дал – даровал. Хочу поздравить всех православных. Сегодня праздник Преображения, у нас называется это Перистсвалебис (ფერისცვალების) – это когда меняется цвет. Перистсвалебис – это день, когда виноград приобретает зрелый цвет. В честь этого праздника я маленькую выставку развернул в воскресной школе в храме. Выставил свои творческие работы: икону грузинской царицы Тамары, которую я очень люблю, Иверскую икону Богородицы, Николая Угодника, Давида псалмопевца, святого мученика Арчила (царя, которого казнили за то, что он отказался принять иную веру) и икона, на которой изображена святая Барбара (Варвара), которая предстала перед Богородицей. Она выполнена в технике чеканки, с посеребрением, позолотой и полудрагоценными камнями .Лики выполнены из эмали на серебре, выполняли в Грузии, в монастыре, матушка Глафира. Это наша совместная с ней работа. И плюс выставлены светильники, они дополняют выставку, украшают. Они выполнены с символами грузинского флага: большой красный крест посередине – символ Иисуса Христа, и четыре маленьких крестика по углам символизируют 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа ко Кресту Распятия. Это канонические иконы, исполненные, может быть, с какими-то отклонениями, я как художник могу допустить творческую переработку, это чисто выставочные работы. Икона Иверской Богородицы абсолютно по канонам сделана, ну, разве что декорирована камнями”.

Тариэл Чекуришвили родился под Тбилиси – в Лагодехском районе. В Харьков приехал в 1969 году. Здесь женился на харьковчанке, родились дети. Здесь же научился и чеканке, тогда это было модное направление, чеканка была в каждом доме.

“Мода – в основном, это делают предприниматели, они из всего делают моду. На самом деле это не мода, это традиция грузинская. Чеканка – очень древняя, до нашей эры грузины чеканили еще, тогда еще не христианские сюжеты, а чеканили разных зверей (оленей, лошадей). Находят и по сегодняшний день бронзовые бляхи, утвари богатых людей. А уже после появления христианства начали грузины изображать сюжеты, посвященные религии”, – рассказывает автор выставки.

Центральной художественной школой злато-ваяния, как тогда называли чеканку, была в XII-XIII веках Опизская школа. Главными ее фигурами были великие мастера Бека и Бешкен из Опизы. Выдающийся художник Бека Опизари творил при дворе царицы Тамары во времена Шота Руставели.

“Я у них учился. Конечно, не у них лично, а по их произведениям. Они явились первыми учителями моими. Я самоучка. Но на самом деле, что учеба нам поможет, если Бог нам не помог, – улыбается Тариэл Николаевич. – Суворов сказал тяжело в учении легко в бою. Поэтому если человек прошел уже довольно-таки длинный путь жизни то ему уже легче становится: лучше осознает все, быстрее принимает решения. Помогает время. А вообще я скажу, что все хорошо. Надо быть благодарным Господу Богу за то что каждый день просыпаешься и дает тебе жизнь, дает тебе мысль, что можешь ты творить что-то. Кушать дает Господь. Вот смотрите птички. Когда все покрыто снегом, казалось бы, а где же пища? Когда у меня спрашивают, как дела, я отвечаю чем хуже тем лучше потому что иначе расслабляешься. И мысли уже уходят. Когда человек нуждается в чем-то, от состояния, казалось бы, безвыходной ситуации у человека рождаются самые гениальные идеи. Каким образом выйти из этой ситуации. И самое интересное, что когда у меня бывает критическая ситуация, нет ничего, ни продуктов, ни средств, и откуда не возьмись, они появляются, я сам не знаю откуда, эти секреты я не знаю, – это Божии промыслы. Поэтому появляются, готовлю и кормлю еще других. И близкие удивляются, как так, мы все работаем, а ты нас кормишь, и позволяешь себе заниматься творчеством, ведь на создание моих работ уходит очень много времени, я уж не говорю о деньгах, стоимость их немаленькая, если они состоят из полудрагоценных камней, бирюзы, малахита, металлы тоже. Но все дает Господь. И жизнь дает Господь. И отвечает за вашу жизнь Господь”.

“Тариэл Николаевич очень известная личность в Харькове, и самое интересное, что он воплощает свой талант не только в светском искусстве, но он делает иконы, он изображает святых. Передает всю свою религиозность и веру в этих работах, – говорит настоятель храма Преображения протоиерей Виктор. – И когда он пришел ко мне, возникла такая идея: на праздник Преображения Господня, в день престольного нашего праздника сделать выставку его работ в нашем храме. И я думаю, что все, кто посетил эту выставку, кто видел его работы, проникся глубиной его таланта и проникся величием Творца в своих созданиях: какой великий Бог, который дает человеку такой талант – воплощать в делах рук человеческих незримую красоту веры и святых в их чертах, в их обликах и ликах”.

“Это, прежде всего, христианин, великий человек, который посредством творения икон передает духовность. И наша семья приобрела несколько икон этого художника. У нас в доме – на самых почетных местах, – рассказывает Виктор Субботин. – Дай Бог ему здоровья, новых творческих успехов. Великолепная выставка”.

“Любое творчество – это дар Божий. И, конечно, велик тот человек, который в своем саморазвитии, в своем самостановлении, в развитии своего таланта помнит о Боге, своем Творце, о Том, Кто  является источником этого искусства и этого дара. Конечно, когда он благодарит и приносит дары, плоды своих трудов, посвящая их единому живому Богу. И очень важно, когда такие люди свои таланты воплощают и посвящают Богу. Так мы видим в истории христианства много людей талантливых, знаменитых, талантливых художников, архитекторов, строителей певцов и музыкантов, философов и ученых других областей посвящали много своих произведений исследованию Божией области, области веры и духовности”, – подчеркивает отец Виктор.

И искусство, и православие, по сути, связаны с самыми тонкими гранями человеческой души. Церковная архитектура, храмовое пение, фрески, иконы и другие виды искусства – это эстетическая проповедь христианства.

“Православное пение занимает основополагающее место в жизни храма и православного человека, потому что от того, как поет хор, как он настроит на молитву всех приходящих к Господу, зависит и многое в храме, потому что тот подвод к молитве многое значит, – говорит протодиакон Благовещенского собора Николай. – И вот зачастую многие недооценивают значение песнопений именно в православном храме. И хочется пожелать и настоятелям, и тем людям, которые причастны к утверждению служб, чтобы они обращали внимание на эту сторону. Самое главное в исполнении – это искренность, это переживание той музыки, того музыкального текста, который ты несешь слушателям. Даже за границами храма, чтобы человек поверил тебе, ты должен искренне это делать, ты должен пропустить через себя, настроить себя на тот лейтмотив, на тот характер данного произведения или данной молитвы, переложенной  на музыкальный текст. И чтобы в ней как бы не звучал живой голос или твои возможности какие-то, а чтобы люди в ней слышали первоначально то, что заложили или композиторы, или святые отцы при составлении этой молитвы”.

“Все, что происходит в храме, все говорит о Боге: и пение, и росписи на стенах – это проповедь о Боге. Точно так же, как ты открываешь книгу и получаешь знания, точно так же и из пения церковного, из картин и из росписей, из архитектуры церковного строения можно узнать о том, кто есть Бог в душах умах и сердцах людей”, – отмечает протоиерей Виктор.

И в этом, наверное, главный ответ на вопрос о правильности пути к преображению: его нельзя пройти в одиночку. Только находясь в храме как в едином организме, ощущая себя частью Церкви как живого Тела Христова, начинаешь понимать, что все мы в ней связаны воедино, и что вот этот чужой человек – прихожанин, батюшка или архиерей, во время молитвы на богослужении, приобщения Святых Христовых Таин из одной Чаши, и в духе благодати Божией, выходя из храма после службы, становится уже близким, и все улыбаются друг другу, как родные. И без такого осознания невозможно и наше собственное преображение во Христе. Без него праздник Преображения Господня так и останется «красным днем в календаре», когда в посту на трапезе разрешается рыба, днем освящения яблок, и не более того.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ