Проповедь настоятеля храма Преображения Господня прот. Виктора (Бербелы) в 14-ю неделю по Пятидесятнице 22 сентября 2019 г.

“Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных” (Мф.22:1-14).

Такое евангельское чтение святая Церковь полагает сегодня за богослужением для нашего с вами назидания. Хорошо известный отрывок из Евангелия, который мы называем “Притчей о брачном пире”. Ибо речь идет о некоем свадебном торжестве. И если обратиться к святым толкователям, то можно узнать, что под царем, который приготовил этот брачный пир, понимается Бог. Под сыном, для которого уготован этот брачный пир, – Сын Божий Иисус Христос. Званые – это те люди, которые имели откровение от Бога и общение с Ним – иудейский народ. А те, которые были собраны на распутьях, – это язычники, которые обозначаются здесь как увечные или люди не вполне полноценные, так как они верили в идолов, то есть поклонялись не Богу единому живому, они не имели правильную веру в Бога, поклонялись вымышленным богам, и от этого были неполноценными в этом мире, в этой вселенной, имели неполноценное понимание о порядке вещей.

И вот если эту притчу применять не в контексте современников Иисуса Христа, к которым она была обращена, а в контексте нас с вами, современных людей, то можно сделать несколько выводов, которые помогли бы нам посмотреть на нашу жизнь чуть-чуть по-другому. Так, как на нее смотрит Бог.

После того, как званые отказались от того, что было приготовлено для них и ради них, то этими зваными и наполняющими пир и праздник Божий стали язычники, которые откликнулись на зов помощников, служителей царя и приходили. Ибо вышли служители на распутья городов, то есть на перекрестки, там где было множество людей, и звали всех. Те, кто откликался на этот зов, приходили на пир и были удостоены чести стать гостями царя. Если толковать с точки зрения нашего времени, можно сказать, что этими зваными теперь являемся мы. Бог уготовал нам жизнь вечную, и эту жизнь в Царстве Небесном уподобляет свадебному торжеству. Это есть торжество единения, из которого должна произойти жизнь. Оно отличается особым весельем и радостью. Так же и Сын Божий стал сыном человеческим, чтобы обезжиненное грехом человечество оживотворить, и этот союз и есть  союз Христа и Церкви. Церковь – это совокупность верующих во имя Христово. А Христос есть Сын Божий, вторая ипостась Пресвятой Троицы, воспринявшая тело человека и соединившая человеческое и божественное, неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно.

Удивительная эта история говорит нам о том, что жизнь, которую приготовил нам Бог, исполнена всякого блага и похожа в нашем понимании, если искать аналогию, на пиры, которые устраивали цари. Царский пир отличается достатком, изысканностью блюд, его устроения и комфортом для тех, кто там пребывает. Такой пир предполагает, что гостям предлагается все, что доступно царям. То есть Бог приготовил человеку все лучшее, что есть у Него. И этот пир веры, этот праздник, торжество, из которого происходит жизнь, он приготовил, в первую очередь, для тех, кого он пригласил, для тех званых.

И вот христиане, все мы с вами, крещеные с младенчества, становимся зваными на этот пир. И многие становятся зваными, а многие не идут на этот пир веры, пир жизни. И такое происходит лишь потому, что пир нашей жизни важнее для нас, чем пир Божий. Происходит это потому, что жизнь, о которой говорит Бог, не настолько важна для нас, как жизнь, о которой мы знаем сами, которой мы живем на земле. Происходит так оттого, что ценность нашей жизни земной превышает для нас во всех отношениях ценность жизни вечной, жизни с Богом, жизни торжествующей.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ