“Сегодня праздник Крещения Господня, когда мы вспоминаем приход на Иордан Иисуса, для того чтобы принять крещение. И каждый из нас, сегодня здесь стоящих, тоже крещен. Мы тоже однажды пришли или нас принесли во младенчестве в храм Божий, дабы по примеру Иисуса войти в воду и выйти новым человеком.

Итак, каждый из нас в воспоминание этого события Крещения Господня должен вспомнить сегодня, что он тоже крещен, а значит, все, что говорил Иисус, должно быть для него понятным и своим. И приходя каждый год освящать воду, мы должны понимать, что приходим освящать – в символ собственного обновления. Как вода в обычной нашей жизни является залогом нашей жизненности и самой нашей жизни. Как вода в обычной жизни смывает всю грязь с наших телес, так и Бог является залогом нашей жизни, и самой нашей жизнью. И крещенская вода – это символ готовности отмываться от грязи духовной.

Но пока каждый из нас не захочет быть чистым, до того времени Бог и его Евангелие будет для него непонятным. Хочу пожелать, чтоб каждый из нас не просто почерпнул воду, а почерпнул смысл праздника, сумел очиститься о грехов и стал лучше. И омывшись от грехов и приняв эту воду крещенскую внутрь, стал понимать этот мир по другому, стал добрее, и любовь стал воплощать в реальной жизни, а не только держать ее внутри себя”, – с такими словами обратился настоятель нашего Свято-Преображенского храма протоиерей Виктор ко всем присутствующим в церковном дворе 19 января во время чина Великого освящения воды.

В чем особенность Крещенской воды

В этот день в пределы церковной ограды приходят толпы людей. Они выстраиваются в длинные очереди и выставляют сосуды с водой, для того чтобы священники покропили их самих и их воду той водой, которую только что освятили, Крещенской водой, или еще она называется Богоявленской. И те капли святой воды, которые попадают в их сосуды тут же превращают и их воду в крещенскую.

Однако следует отметить, что чин освящения воды появился только в 5-6-м веке. До этого воду просто набирали из источников и приносили домой, хранили ее целый год и она не портилась. Вот как об этом говорил святитель Иоанн Златоуст в 4-м веке: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Так же было и в советские времена, когда большинство храмов были закрыты или уничтожены, и люди в день Богоявления с верой и молитвой набирали воду из рек, водоемов или даже просто из крана, и Господь давал этой воде все духовные свойства, присущие крещенской.

Действительно, крещенская вода обладает особыми свойствами. Но, прежде всего, это свойства духовные. В молитве на освящении воды мы просим, чтобы всем, пьющим эту воду и окропляющимся ею, Господь послал «освящение, здравие, очищение и благословение».

Эта вода не портится в течение всего года, в отличие от обычной воды, которая через некоторое время становится непригодной для питья. Но почему же тогда бывают случаи, что и крещенская вода может зацвести? Дело в том, что и в ней, как и в любой воде, продолжают существовать живые микроорганизмы. В случае порчи её следует вылить в непопираемое место, то есть ни в коем случае не в канализацию, а куда-нибудь под дерево, где никто не ходит, не попирает ногами. С одной стороны, в том, что крещенская вода испортилась, не нужно видеть какое-то предвестие несчастий. Но с другой, не исключено, что это может служить поводом задуматься, а не показывает ли таким образом Господь, что нам необходимо что-то исправить в жизни?

И, в первую очередь, возможно, мы недостаточно благоговейно относились к самой воде. Не проследили, чтобы сосуд, в котором она хранится, был достаточно чистым. Или использовали воду не должным образом.

Как можно использовать Крещенскую воду, а как недопустимо

Кстати, а как можно использовать крещенскую воду? Прежде всего, ее пьют. И тут есть противоречивые мнения, кто-то говорит, что ее можно принимать только натощак, другие утверждают, что пить крещенскую воду допустимо и после принятия пищи. Это разногласие произошло оттого, что в более древние времена крещенская вода (по-гречески “агиасма”, то есть “святыня”, а мы называем ее еще и “великая агиасма”) разрешалась для принятия в случае канонических препятствий к причащению Святых Животворящих Христовых Таин. Если человек был отлучен на какое-то время от причастия, согласно наложенной на него епитимьи, ему разрешалось по праздникам причащаться Богоявленской водой. В 15-17 веках даже существовал чин причащения Богоявленской водой. Конечно, в современном мире, когда такой епитимьи как отлучение от причастия практически не накладывают, современные пастыри благословляют употреблять агиасму не только натощак, но, конечно же, с особым благоговением.

При этом важно помнить, что эта вода – святыня, и её не следует добавлять в обычную пищу, готовить на ней, и уж тем более в ванную, купать детей, добавлять в стирку для белья, отирать от грязи и пыли иконы, оклады. Также ею окропляют храмы, жилище, машины, можно ею помазаться. В древние времена разрешалось в случае необходимости окроплять скот и сено для скота. И у этой традиции давняя история, которая берет начало с первых веков христианства. Она, кстати, связана с еще одним недоумением, вызывающим споры о том, чем отличается вода, освященная 18 января и 19 января.

Почему Крещенская вода освящается дважды и в чем ее различие

Итак, действительно, в практике нашей церкви вода освящается дважды, в Крещенский Сочельник после литургии и в сам день Крещения Господня. И происходит это абсолютно одинаковым чином Великого освящения воды, которая называется Крещенской водой, она же Богоявленская. Это одна и та же вода. Почему же надо освящать ее дважды? Откуда взялась эта традиция?

Итальянский путешественник Антоний из Пьяченцы оставил нам свои путевые заметки о том, как в 570 году он встретил праздник Богоявления на реке Иордан в Иерусалиме. Итак, он пишет: “…в эту ночь на месте, где Крестился Господь, совершаются такие чудеса. Есть сооруженный обелиск, окруженный решеткой и на том месте где вода вошла в свое русло поставлен в воде деревянный крест. С двух сторон спускаются к воду мраморные ступени. На бдении Богоявления совершается великое бдение; бесчисленный народ; при четвертом или пятом петухе совершается утреня. По окончании утрени, на рассвете, идет крестный ход под открытым небом, и священник, поддерживаемый диаконами, спускается к реке, и в тот час, когда он начнет благословлять воду, тотчас Иордан с ревом возвращается назад и верхнее течение останавливается до окончания крещения, а нижнее убегает в море, по словам псалмопевца: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». И все жители Александрии, владеющие судами, имеют там в этот день своих людей с кувшинами, наполненными ароматами и опобальзамом, и в то время, когда (священник) освятит воду, до начала крещения, все выливают эти кувшины в реку и берут оттуда благословенную воду и делают из нее воду кропления для своих судов, прежде, чем они выйдут в плавание. По окончании крещения все спускаются в реку для благословения, одевшись в полотно и во многие другие одежды, которые берегут себе для погребения прежде чем выйдут в плавание”.

Итак, мы видим, что уже в то время кропили свои суда этой водой. И в этом свидетельстве говорится о том, что благословение, то есть какой-то определенный чин освящения воды совершался в сам день праздника после богослужения.

В Константинопольской же церкви чин освящения богоявленской воды совершался патриархом в соборе Святой Софии в день крещенского сочельника, а в день Богоявления уже освящение воды не совершалось, поскольку в этот день патриарх совершал массовое крещение людей, поскольку многие люди стремились креститься именно в этот праздник.

Сегодня, когда священик опускает крест в воду, и мы поем тропарь Крещению, но не знаем, что это был тропарь, под который патриарх в 8-м веке шел в баптистерий, чтобы крестить людей.

Тропарь, глас 1:

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Так вот к вопросу о двойном освящении воды. Когда святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, мы приняли христианство, то к нам пришел богослужебный чин от греков, это был константинопольский студийский устав. Согласно ему, освящение воды совершалось накануне праздника. Но начиная с 13-го века, студийский устав постепенно заменяется на иерусалимский. А в Палестинской церкви воду освящают в день праздника. То есть приходит другая традиция. Но люди привыкли освящать воду накануне. По этому поводу были такие острые споры на протяжении всей истории, что патриарх Никон в 1655 году даже запретил под угрозой проклятия совершать в день крещения водосвятие. То есть патриарх Никон решил вернуться к константинопольскому уставу. Правда, через 2 года это решение было отменено. И вплоть до 18-го века все равно была чехарда и путаница. Отсюда и до сих пор этот вопрос сотрясает народные умы.

Но на самом деле мы приняли все самое лучшее от всех традиций. И начиная с 19-го века никаких сомнений уже нет, и в наших богослужебных книгах установлено освящать воду дважды.

Освящается ли вода, если крест не серебряный

Люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства Крещенской воды естественными причинами. Например, говорят, что вода не портится, так как священник погружает в неё серебряный крест, и она тем самым ионизируется.

По этому поводу есть такая шуточная православная задачка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти метров, скорость течения — 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду — деревянный?».

Кстати это вообще очень поздняя традиция погружать крест в воду во время освящения. Вода освящается Духом Святым, и опускание креста в воду играет важную, но не главную роль.

Когда Крещенская вода не действует

Отдельно следует сказать о традиции купания на праздник Крещения. Традиция эта самая поздняя, появилась уже в постсоветское время. И, конечно же, нельзя проводить параллель между крещенским купанием и Таинством Крещения. Это купание не «смывает грехи» и вообще не является духовно важным. Если человеку очень хочется зимой залезть в воду – что ж, Церковь не препятствует этому. Но нельзя забывать и о возможных последствиях этого, ведь не у каждого человека здоровье позволяет окунаться в ледяную воду, и здесь все же важно брать благословение на такое окунание и исходить из состояния своего здоровья. И, разумеется, нельзя купаться на Крещение в нетрезвом виде – это не только опасно, но и просто кощунственно.

Несравненно важнее в этот день побывать на богослужении, подготовиться к таинству Причастия, обратить внимание на свою духовную жизнь – словом, провести праздник как подобает христианам.

Употребление святой воды только тогда имеет смысл, когда оно сопряжено с попытками стремления к духовной жизни. Когда мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, молимся дома, посильно соблюдаем посты, живем по заповедям, по-христиански строим свою семью, ответственно относимся к работе, тогда употребление воды послужит для спасения. А если не ведем христианской жизни, то и крещенская вода не будет действовать.

Крестившийся в Иордане Господь да даст всем нам здравия – телесного, душевного и – самое главное – духовного!

ПОДЕЛИТЬСЯ