Проповедь настоятеля храма Преображения Господня протоиерея Виктора во 2-ю неделю Великого поста.

В сегодняшний воскресный день святая православная церковь празднует память святителя Григория архиепископа Фессалоникийского и память отцов Киево-Печерских. И в уставе сегодняшнего богослужения мы совершаем память этих святых людей, так как результатом деятельности их жизни является познание Бога. К познанию Бога стремится каждый из нас и каждый из когда либо живущих людей.

Но открывается Бог тому человеку, который более этого желает, более к этому стремится и делает больше усилий, для того чтобы это откровение Божье могло поместиться в его разуме, понимании и сознании. Ищите и дастся вам. И в этом случае тот, кто ищет Царствия Божьего и правды Его, тот понимает эту жизнь так, как Бог ему открывает, а не только как открывает ему личный разум и смысл.

И вот сегодня святая церковь во второе воскресенье Великого поста показывает нам в этих святых, какой будет результат жизни, результат умозаключений, какой результат понимания Бога, если человек будет проводить жизнь богоугодно. И святитель Григорий Палама ассоциируется в церкви помимо богоугодной жизни еще с одним откровением Божьим, с учением о Божественных энергиях. Ибо он один из первых, или, может быть, один из тех, кто ярче, подробнее и понятнее смог описать те состояния Боговидения, к которым приходят подвижники благочестия.

Он нам всем повествует в своих творениях о нетварном Божественном свете. О том свете, который озарил Преобразившегося Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор, и о том, которым сияет каждый человек, что соприкасается с Богом в той или иной мере, тем сиянием, которым сиял Моисей, когда получил от Бога заповеди Ветхозаветные. Тем сиянием, которым сияил преподобный Серафим Саровский, и как это сияние описывал Мотовилов. И это тот свет, который был задолго до пришествия Христа на Моисее виден как отпечаток общения с Богом. И тот Божественный свет, который мы видели глазами апостолов на Фаворе. И тот, которым сиял преподобный Серафим и другие многие подвижники. Этот свет является тем откровением и тем уровнем познания Бога, который не доступен обычному человеку в обычной жизни.

И сегодня святая церковь полагает нам это на вид как одно из свидетельств, что богоугодная жизнь есть залогом осмысления и понимания Бога. Первым условием, для того чтобы понять, Кто такой Бог, увидеть или познать Его, первым условием, что откровение Его будет усваиваться умом и сердцем человеческим, и будет пониматься его разумом и логикой, есть благочестивая жизнь. И об этом свидетельствуют как раз те люди, которые свидетельствуют о Боге и Его понимании своей жизнью.

Преподобный святитель Григорий, как и вся его семья, причислен к лику святых. Его отец, мать, трое братьев и трое сестер, – все они причислены к лику святых за то, что всей своей жизнью искали правды Божьей, и все остальное, что было им необходимо в этом мире, приложилось им.

И сегодня мы имеем такой пример, который ближе к нам, и территориально, и по родству – преподобных Киево-Печерских, которые своими нетленными мощами, своими жизнями и до сих пор несут нам благую весть Евангельскую, уже по прошествии тысячи лет со дня своей жизни земной.

Они давно уже умерли, и сотни лет пролежав в пещерах, где высокая влажность, где разлагаются не только дерево и одежда, но и металл, но пролежав своими нетленными мощами невредимо, свидетельствуют о силе Божией, что честна пред Господом смерть преподобных его. Исполнена честью смерть человека, угодившего Богу, преподобных Его.

И мы должны обратить свой звор на нашу величайшую святыню православия – Киево-Печерскую Лавру, ибо она, как дарохранительница, сохраняет в себе результаты даров и действия благодати Святого Духа в людях. Она хранит для нас память об их подвиге, для того чтобы и мы, научившись этому подвигу, могли увидеть Бога в силе и правде Его, а не призрачно, через ложные умозаключения, через греховную жизнь, которая коверкает образ Божий в самом человеке.

Само слово “преподобные” – это те, которые в наибольшей степени уподобились своему Богу, префикс “пре” означает “в наибольшей степени” уподобились. По образу своему сотворил Бог человека, но сегодня мы можем сказать, что уподобляется человек Богу, если применяет в своей жизни заповеди Его, уподобляется Богу, если следует Божественной логике, и тогда жизнь самого человека строится по Божественному замыслу, и он становится похож в своих мыслях делах и поступках на своего Творца, и этим становится преподобным, то есть в большей степени сделав себя способным быть похожим на Бога или стать способным вместить те дары, которые Бог дает человеку, открывая эти знания.

И вот святая Киево-Печерская Лавра на протяжении тысячи лет собирает обычных людей, которые хотят стать не совсем обычными с точки зрения греха и не совсем обычными с точки зрения знаний о Боге. Потому что уйти в монастырь – это значит пожелать всем сердцем, в первую очередь, общения с Богом. Уйти в монастырь – это значит создать свою семью не с мужем, женой и с детьми, а с Богом, когда и муж, и жена, и дети – это Бог, то есть это самый близкий человек, ради которого и завтрашний день, и сегодняшний, и вчерашний, – и так вся жизнь.

Уйти в монастырь – это значит взять крест свой, отвергнуться всего, что я вижу в других, взять то, что дал мне Бог, в моем теле, в моей душе, и идти за ним. Это значит, взять на себя вышеестественный подвиг Богоугождения. Преподобные, которые ушли в этот монастырь, некоторые по 40 лет находились в затворе, 40 лет не вкушали никакой пищи, кроме трав и хлеба с водой, порой годами пребывали в непрестанной молитве. Это те, кто ограничивал себя, не выходя за пределы монастыря, дабы не нарушить заповеди и обет монашеский. Дабы не дать повода врагу рода человеческого диаволу прельстить себя прелестями меркантильными мира сего.

И вот все эти люди пришли к святости, к благочестивому образу жизни в такой мере, что увидели Бога наяву, своим сердцем и смыслом. И что показывает нам этот опыт святых преподобных? Он показывает, что пост ведет к способности понимать Бога и жить счастливо с Богом. И вот сегодня во вторую неделю Великого поста приводится нам в пример, что те, кто постились всю жизнь, никогда не чувствовали одиночества, которое доводило бы их до уныния. А если и чувствовали, то это были сиеминутные борения духа и плоти с врагом рода человеческого диавола, который хотел отвратить человека от богопознания и умалить его усилия и стремление к Богу. И этот их подвиг показывает нам, что отказ от пищи на 40 дней никак не способен забрать у человека жизнь. Эти люди всю жизнь постились, некоторые в затворе принимали только несколько раз в неделю хлеб и воду, и так проводили десятилетия, и не чувствовали голода от отсутствия пищи. И этот их подвиг показывает нам, что усиленная молитва способна наполнить человека, способна сделать его разумным, мудрым, ученым, понимать этот мир болеее тонко и совершено, чем через книги и даже через совместный человеческий опыт внешнего поведения.

И в чем же это видно? Это видно из их жизни. Вот, например, как преподобный Антоний Печерский, который пришел с Афона и поселился в пещере тогда еще близ Киева, в пещере, где когда-то молился один из первых митрополитов на Руси Илларион, и затворился в этой пещере, чтоб молиться. И вот к нему начали собираться ученики, чтобы научиться у преподобного Антония не мирского, а уединенного способа настроить себя на молитву и на видение этого мира.

Такие святые, как преподобный Феодосий Печерский, который будучи учеником преподобного Антония, стал игуменом Печерским, и все монашеские тяготы и немощи той братии, которая приходила, смог нести на себе, на своем примере показывая, как преодолевать скорби и как восходить к совершенству. Преподобный Агапит Печерский исцелял людей, и до сих пор исцеляет. И для того чтобы людям было очевиднее, что это исцелил Бог, а не просто так это произошло, он молился над зельем, над травой, которая росла возле его кельи, и передавал больным, и они принимали это зелье и исцелялись. И когда князь Киевский попросил прийти к нему, то он сказал, что не придет, чтоб не нарушать своего обета монашеского, но передал князю также зелье, сказав, если пойду к тебе, то должен буду идти ко всем, и не могу нарушить обет и оставить стены монастыря, и князь исцелился.

Другой образ мы также видим – таким примером является преподобный Нестор Летописец, человек, который, находясь в пещерном жительстве, стал историком, благодаря которому мы знаем историю Киевской Руси княжеского периода, который оставил после себя много летописей.

Все эти примеры преподобных говорят о том, что богоугодная жизнь не ведет к некой самоизоляции, а к самоизоляции от греха. И для того чтобы изолировать свой ум и сердце от греха, нужны некоторые благодатные условия, благодатная почва, нужно время, желание, нужна молитва. И чтобы у человека была эта молитва, чтобы высвободить это время, как высвобождали его преподобные, всецело посвящали служению Богу, мы же имеем лишь отрезки времени, и один из которых Великий пост, который и предназначен для того чтобы мы, будучи наследниками по родству таких преподобных, смогли соприкоснуться своим опытом, своим умом, сердцем и разумом с теми чувствами, состояниями и пониманиями, которые получили они, благодаря посту и молитве. Ибо каждый христианин, благочестиво живущий и соблюдающий пост с усердием, способен прикоснуться и понять, о чем идет речь, когда мы говорим о монашестве или о подвижничестве, или когда говорим о духовной жизни. Способен понять каждый в своей степени, кто-то очень в маленькой степени, кто-то в большей, каждый соразмерно своим трудам, желаниям, очищению ума и сердца от грехов, соразмерно стремлению.

И вот святая церковь призывает нас сегодня стремиться? и продолжать поститься постом духовным, благоприятным и угодным Господеви, как поется в стихире. Не постом, который должен только лишь изобретать новые рецепты постные, но постом, который способен увидеть внутри себя грехи, те, которые раньше не видел. Не постом вычитывания молитв, а постом внутренней умной молитвы, не постом просто отбывания номера, как бы мне пережить эти 40 дней, а с деланием, стремлением использовать этот шанс, для того чтобы ощутить себя по-новому. Святые отцы церкви называют пост духовной весной. Сравнивая себя с природой. Как после зимы сходит снег, температура воздуха поднимается и создаются благоприятные условия для того чтобы жизнь, которая цветет, была способна отцвести и принести плод свой, жизнь, которая тянется к солнцу. Так же  после периода обычного времяпрепровождения, обычного уклада жизни, обычных забот Великий пост становится временем необычного уклада и абсолютно другого перераспределения времени, для того чтобы разогнать эти тучи и этот циклон греха, который сделался густым-густым дымом и закрыл собой Бога. И когда  благодаря посту воздержания и молитвы разгоняются эти тучи, то лучики Божии начинают согревать ум и сердце человека, человек начинает возрождаться, начинает произрастать духовной жизнью, начинает давать плод духовный, и этот плод виден в его поступках.

И сегодня мы видим в Киево-Печерской Лавре множество иноков, послушников, современных нам с вами людей, которые живут в 21-м веке и которые тоже идут в монастырь, чтобы молиться, и это великая милость Бога к нам, потому что они молятся не только лишь за себя, а за нашу страну и за нас с вами. И как говорил святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, тоже наш с вами почти современник, мощи которого находятся в Америке, что земля стоит и движется до тех пор, пока из ущелий из монашеских пещер звучит молитва Богу об этом мире. То есть молитву называет единственным залогом того, что происходит диалог энергий между Богом и человеком, благодаря этой синергии между миром и Богом, благодаря чему жизнь существует, ибо Бог есть источник жизни, вне Его жизнь невозможна, все, что живет и существует, все в Нем, вне Его  нет ничего.

И поэтому глупо сказать, что я не верю в Бога. Можно сказать, что я еще Бога не знаю, не нашел Его, не вижу, но сказать что Бога нет, а я есть, это взаимоисключающие вещи в уме человека, который хоть чуть-чуть слышал о Боге и знает о нем то, что понимает под словом Бог православный христианин.

Поэтому, дорогие братья и сестры, полезно в этом посту почитать патерик Лавры святой, Печерской патерик (патерик – в переводе это “отечник”, жизнеописание этих святых, которые жили в Киево-Печерской Лавре). Несмотря на то, что жили они давно, в этой книге можно почерпнуть нам очень много ценного и богодухновенного. И главное – можно перенять некоторые настроения и мысли святых преподобных, можно увидеть эту борьбу духовную, которую они совершали в своей жизни, и перенести на свою жизнь, дабы вооружиться против греха и неспособности своей что-то сделать.

Но самое главное, читая патерик, нужно посмотреть на исход их жизни, на то, что они достигли в конце своего земного путешествия. А достигли они святости, нетления, богопознания, счастья, внутреннего духовного и внешнего, которое называется гармонией в этом мире. Несмотря на толстые пещерные стены в этом мире, они достигли гармонии в полноте. И вот исходя из этого, надо сделать несколько выводов. Да, мы не можем, как они, мы не можем по разным причинам, но мы можем хотя бы частично применять в своей жизни их опыт, дабы не совсем скатиться к человеку плотскому, не способному вместить дух, а все-таки быть способными душевными своими чувствами воспринимать Бога. Приходя к их мощам, можно посмотреть на этот мир по-другому. Вот стоя на улице в большом городе в вихре собственных забот и мнений, у нас есть одно мироощущение, но когда мы стоим на кладбище, на могиле своего близкого родственника, то у нас другое мироощущение, а когда мы стоим у гроба преподобного Киево-Печерского, который тысячу лет назад умер, и до сих пор его плоть живая и благоухает миром, то у нас должно быть третье мироощущение.

Потому что нет смерти, и это очевидно, для этого человека смерть не состоялась по каким-то причинам. И мы видим, что для своего родственника смерть состоялась. Смерть мы видим и оцениваем умом внешним. Но проводя параллель, мы должны осмыслить, что раз я стою и молюсь за него, то он умер не до конца, он живет в моем сердце. Но стоя у раки с мощами преподобного, мы понимаем, а этот человек вообще не умер, потому что не только я о нем помню, а тысячу лет с ним общается множество людей и просят его заступничества как у живого, приходя в место его погребения, в лаврские пещеры. И, наверное, это должно натолкнуть нас на какую-то мысль переосмысления, может быть, что-то местами переставить в моей голове, потому что объективная действительность нашего народа говорит о вещах, которые открывают гораздо больше, чем то, что мы можем увидеть в человеческом опыте или мысли, или философии, у нас еще гораздо большее – преподобные их их жизнь.

Все это дает нам некие шансы по-другому оценивать вещи, по-другому смотреть на мир. И когда в понимании этих вещей кто-то нас начинает колебать, говоря, вот ученые сказали, что религия не актуальна или что православие – это неправильная вера, тогда мы можем сказать в противовес то, что мы знаем о преподобных и показать этим людям.

Ибо был безбожный 20-й век, когда монахи из Киево-Печерской Лавры дважды изгонялись, и была сожжена типография и множество икон были вывезены, сожжены и уничтожены, и все ценные принадлежности, которые использовались для совершения служб. В этом же 20-м столетии ставили много научных экспериментов над телами преподобных. И до сих пор в архиве Киево-Печерского заповедника можете найти результаты исследований, которые там проводились и которые необъяснимым фактом свидетельствуют, что в телах людей, которые давно умерли, существует живой белок. И такое невозможно сравнить с чем-то, потому что нет аналога этого явления в истории и этому состоянию мощей в мире. Существует множество разных мумификаций, но все они отличаются набором веществ, состояний, а здесь исполненная влажности пещера, и гробы меняют, потому что они истлевают, точно так же и одежды, и даже металл, и кресты, и панагии на мощах меняют, потому что они ржавеют. И хоть это в христианстве не считается главным чудом и главным доказательством существования Бога, потому что у Бога ничего невозможного нет. Но это для нас, маловерующих, является свидетельством жизненности, свидетельством того, что человек – это не просто то, что пришло и ушло, но это то, что есть и будет.

И вот в этих, таких, может быть, простых наблюдениях, которые не отличаются мудростью, обычных наблюдениях внешних, но не хитрых, которые имеют под собой какой-то цели, объяснить что-то, мы можем противопоставить их таким же простым сомнениям, кот внушают люди маловерующие. И это есть то, что перевесит.

Будем же, братья и сестры, и мы с вами пользоваться благодатным временем поста, руководствоваться наставлениями и жизнью преподобных, дабы достичь тех состояний и пониманий, которых достигали они. Потому что можно увидеть этот мир по-другому и сравнить то, что я знаю об этом мире, о себе и моей жизни сейчас, с тем, как я увижу и этот мир, и себя, и свою жизнь в этом опыте богоугодной жизни. И сравнив, можно будет увидеть допустимую меру поведения, а это значит, не уклоняться в грех, увидеть разницу между грехом и не грехом. А раз я буду видеть эту разницу, значит, я буду застрахован от падений греховных и ложных целей. Это значит, что я буду знать, куда я иду, как в свете солнца. А, значит впереди меня будет понятная для меня дорогая ведущая к Солнцу Правды Христу. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ