Сегодня, дорогие братья и сестры, день воспоминания Тайной Вечери. Великий Четверг, по уставу Православной Церкви, все православные празднуют, причащаясь Святых Христовых Таин. Потому что в этот день, как повествует нам Евангелие, Господь наш Иисус Христос оставил для нас истинную пищу и истинное питие, творя которое в воспоминание Его спасительных Страстей мы соединяемся духовно и телесно с Ним.

Сегодняшний день настолько велик и удивителен, что выходит даже за рамки обычного понимания. Это не просто некая вечеря любви, не просто трапеза общая христианская, не просто традиция, это – путь соединения со Христом, когда хлеб и обычное вино, которые дают в обычной жизни силы телу, становятся истинным Телом и Истинной Кровью Иисуса Христа, напоминая о том, что именно Бог является Тем, Кто дает силы и жизнь всему существующему.

Таинство Евхаристии, память установления которого мы сегодня празднуем, выходит за рамки времени и пространства, ибо Бог, который жил две тысячи лет назад в плоти человеческой, который ныне живет в этом мире, больше, чем человек. Ибо человек ограниченно живет, а Бог всецело. Сегодня Он невидимо соединяется с видимым, Телом и Кровью Своей пребывает в хлебе и вине, чтобы мы с вами, принимая, как пищу телесную, насытились и пищей духовной. И как пища телесная продлевает жизнь человеческую, так и пища духовная, Евхаристия, дает жизнь вечную.

Господь говорит: тот, кто не будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, не имеет жизни в себе…, а каждый ядущий Мое Тело и пиющий Мою Кровь, тот во Мне пребывает, и Я в нем…, и Я воскрешу его в последний день…, ибо Тело Мое есть истинная пища, а Кровь Моя – истинное питие…

Однажды Он сказал эти слова ученикам своим, которых было много, не 12, а намного больше, и когда они услышали эти слова, говорят, что Он такое говорит, разве можно есть тело человеческое и пить кровь его? И большое число учеников, которые следовали за Иисусом, видели чудеса Его, разуверились в тот момент, они не смогли победить свой разум, их логика не дала им возможность увидеть духовное в речи Иисуса Христа, и они перестали за ним ходить, перестали быть его учениками. Но остались 12 Его самых близких, и Иисус обернулся к ним и сказал: может быть, и вы хотиет уйти, посмотрите сколько ушло. Но апостол Петр подошел к Нему и от имени всех учеников сказал: куда нам идти, ты имеешь слова вечной жизни.

И вот сегодня мы можем не только слышать слова вечной жизни через Евангелие, но имеем возможность и пищу вечной жизни получать, когда пожелаем. Божественная Литургия, которая служится несколько раз в неделю, служится ради тех, кто хочет соединиться с Богом, по слову Его. И вот мы сегодня (и всегда) творим это преломление хлеба, призываем благодать Святого Духа и на Священные Дары, чтобы они, действительно, стали Телом и Кровью Спасителя.

И это удивительно, потому что они одновременно пребывая естественными хлебом и вином, в тот же момент являются исьинным Телом и Кровью Господними. Это есть соединение духовно-телесное. Его можно понять только тому человеку, кто хочет этого понимания и который является верующим человеком, потому что без веры невозможно понять в нашем мире даже главные мысли и цели. А в качестве примера, упрощающего нам путь к этому пониманию, надо посмотреть на самих себя: как у нас соединяется телесное и духовное, мы не знаем. Но сам человек не только тело и не только душа, это душа и тело. И когда человек страдает душой, то болеет и тело, и точно так же когда болеет тело, страдает душа. Как и в сегодняшние дни, когда мы все переживаем и страдаем от того, что мы знаем, то есть страдаем психологически, то есть у нас душевные страдания. От этого страдает и наша тело, и наш разум.

Соединяющиеся в Святых Дарах хлеба и вина – Тело и Кровь Христовы, пресуществляющиеся, прелагающиеся, и дают нам невидимо и видимо силы духовные и силы телесные. И это великое Таинство, которое мы с вами должны понимать как то, что делает нас христианами.

Апостол Павел в I Послании к коринфянам говорит: …я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (I Послание ап. Павла к кор. 11: 23-26)

И мы творя преломление хлеба и причащаясь Святым Христовым Таинствам, веруем Его словам, что это есть истинная пища и истинное питие. И становимся способными вместить в себя Бога в полноте. Вместить в себя Бога – это значит, что вместить не только в свой ум и понимать так, как позволяет нам понимать наше мирское рациональное восприятия, а глубже, шире, духовно – посредство откровения через благодать Таинства.

Почему многие люди боятся, страшатся, не веруют в Бога? А потому что не ощущают жизни вечной, не ощущают, потому что не делают достаточно для того, чтобы дать шанс своей душе раскрыть эту тайну и дать своим духовным глазам увидеть эту жизнь. А чтобы это получилось, человек верующий, что Его Тело есть истинная пища, а Кровь Его есть истинное питие, соединяясь с Ним, получает опыт и понимание, чтобы осмыслить эти великие тайны.

И это Таинство Евхаристии, которое является подтверждением того, христианин я или нет, является нашей самоидентификацией, и нам надо его защищать, потому что пока существует Евхаристия, до тех пор существует христианство, православие. Если евхаристии не будет, не будет православия. Это таинство жизни.

Кто не причащается, не имеет жизни в себе… Ни больше, ни меньше. Не причащающийся не имеет жизни в себе, говорит нам Христос. Что это значит? Тот, кто не ищет путей соединения с Богом, тот Его не найдет, а значит, не увидит жизни вечной, потому что Бог есть жизнь вечная. И Таинство Евхаристии – это квинтэссенция, результат поиска человеком в своей жизни Бога. Когда человек ищет Бога, он ищет Его слово. Когда находит слова Божии, он начинает их анализировать, применять, примерять к своей жизни, к своей логике, к своим целям, и у него получается, что он начинает делать выводы жизненно важные, осмысленные и великие, которые раньше не мог сделать, потому что у него не было тех знаний, на которые он мог опереться.

И сделав такие выводы, человек понимает: то, что говорит Христос, это то, чем надо руководствоваться в свой жизни. И бежит на собрания христианские, чтобы преломить, как преломили ученики, хлеб и взять эту чашу, чтобы сопричаститься, причаститься, то есть стать причастником, участником этого собрания христианского, вневременного, вневекового, потому что, как тогда, две тысячи лет назад, так и теперь каждый приобщившийся Тела и Крови Христовой является братьями и сестрами единокровными. Ибо потекла в жилах наших, в нашем уме, в нашем сердце, во всем нашем естестве, Кровь Христа, та Кровь и та Плоть, которые были отданы в жертву за избавление многих. И омыла эта кровь грехи и пороки сердца нашего и ума нашего, и попалила тернии, но и обожгла каждого, кто не достойно пришел причаститься, кто не найдя Бога в своей жизни, дерзнул попрать таинства.

Поэтому Таинство Евхаристии несет большую ответственность, но и огромную жизненную благодать, благодать как действие Божье, спасающее и укрепляющее человека в его жизни. Вот и мы, каждый из нас, кто познал Бога, непрестанно стремится к Святой Чаше, как к мостику, по которому можно прийти от трапезы земной к трапезе небесной.

И это удивительно, ибо мы причащаясь видимо и телесно, также соединяемся невидимо, духовно с Богом. И ощущение этого соединения у каждого из нас есть, и оно было всегда, и даже в самые страшные времена гонений в недавней атеистической эпохе, люди не боялись даже смерти и ссылок, чтобы стать участниками, еще раз ощутить этот опыт единения во Христе сквозь века.

Это не просто некий обряд, как некоторые думают. Для нас это сама суть нашего христианства, это единение в Боге, ради Бога и по Его заповедям. Единение ради жизни. Это есть пища ради того, чтобы жить. Пища вечной жизни. Поэтому обязательно надо трудиться, чтобы понимать, что же это за Таинство, читая святых отцов, понимая их слова, которыми они это Великое Таинство разъясняют упрощенно своими словами для нас, для нашего понимания, чтобы мы могли воспринять, понимать, ценить любую возможность приходить к Святому Причастию – пищи жизни вечной. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ