Сегодняшний воскресный день – первый после праздника Вознесения по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и воскресный день, который предшествует празднику Святой Троицы. И в этот воскресный день давайте мы с вами осмыслим эти два события, одно из которых мы отпраздновали, и второе, которое мы ожидаем. И для этого осмысления мы должны вспомнить священную историю Нового Завета, то есть события, которые связывают нас с этими праздниками. Господь наш Иисус Христос по Воскресении Своем с изменившейся Воскресшей плотью много раз являлся ученикам своим, утверждая их веру.

Как людям обычным, телесным, ученикам было сложно поверить в Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа всецело, да и  окружающие их люди, которые не знали Иисуса Христа настолько, насколько знали его ближайшие ученики 12 апостолов, так или иначе, колебали их веру в Воскресение. И вот Христос являлся им многократно к дверям затворенным, то есть приходил с плотью, когда были заперты двери. икто ему не открывал. Являлся на берегу озера и ел перед ними рыбу и мед, чтобы убедить их даже такими обычными вещами для человека, что действительно перед ними человек полноценный, не призрак, не только лишь дух, но и плоть, Тот, Кто восстал от мертвых.

Эти удивительные явления Иисуса должны были  дать возможность ученикам перейти от веры через видение к пониманию через веру в Бога, ибо они стали основанием этого свидетельства для всех народов, ученики и апостолы Иисуса.

И вот в завершение тех дней явления ученикам своим Иисус Вознесся на небо. И как описывает нам нововведение повествование, это Вознесение было как-будто Он с плотью видимым образом был взят облаком или вознесся на небо и стал невидим для учеников.

КУДА ВОЗНЕССЯ ХРИСТОС?

И, конечно, мы должны подумать, куда именно Вознесся Христос, куда делся являющийся ученикам Спаситель, на какое небо Он взошел. Новозаветная история не рассказывает нам, какое именно это небо, куда Вознесся Христос, но очевидно и понятно, что это не то небо, как материальная составляющая, куда спрятался от взора человеческого Христос. В данном случае небо подразумевает совокупность понимания и откровения Божьего и понимания человеческого о том месте пребывания, которое мы приписываем Богу, понимая, что Бог вне времени, вне пространства, а значит, место, где находится Бог, ни где-то там или здесь, это некая параллельная реальность, существующая и вчера, и сегодня, и завтра одновременно, и живущая точно так же, как и мы живем сейчас, постоянно, вечно, бесконечно. Поэтому под небом, куда вознесся Христос, мы можем понимать место пребывания Бога.

И что же особенного в этом Вознесении, что удивительного? Наверное, особенно удивительно то, что оно произошло вместе с плотью, воспринятой Христом, телом человеческим. Бог навечно соединился с телом человеческим, и именно с этим телом, изменившимся, приобретшем после Воскресения способность более широкую, чем имеет при жизни земной, именно в с этим телом Христос Вознесся, дабы открыть человеку путь, понимание своего будущего, ибо каждого Бог призывает пройти через смерть к жизни и иметь жизнь будущего века.

И, конечно, оглянувшись вокруг себя, мы можем увидеть, что жизнь вечная на земле невозможна, потому что все, что мы видим, преходит и все меняется, все стареет и тлеет, и все приходит из бытия в небытие и меняет свой состав. И точно так же мы можем представить, что жизнь будущего века – это нечто постоянное, нечто вечно пребывающее. Жизнь вечная говорит о некой жизни продолжающейся. И вот хочу обратить ваше внимание на такой момент. Христос оставляет своих учеников и Возносится на небо. Значит ли это, что Он перестал учить людей откровению Божию? Значит ли это, что оставив этот мир земной, человек лишился возможности видеть чудеса Божии? Значит ли это, что человек лишился возможности общения с Богом? Конечно, нет. Потому что если представить, что Бог оставил мир и при этом все Его действия и откровения о мире закончились, это значит, что мир пришел к своему коллапсу. Ибо Бог сообщает миру этому путь его жизненности, путь к пониманию, ключ к пониманию и смыслу бытия. Но если бы Бог оставил человека самого на этой планете, то человек от бессмыслицы сделал бы себе больше зла, чем смог бы увидеть радость от того, что есть вокруг.

НА ВСЕ ЛИ ВОЛЯ БОЖЬЯ?

И чтобы это осмыслить, может быть, стоит посмотреть на жизнь людей, которые живут без смысла жизни, без Бога как смысла жизни, и кое-что на этом примере можно будет понять. Но сегодня я хочу обратить ваше внимание на то, что Бог по Вознесении Своем не оставляет заботы о мире и о человеке. Бог является промыслителем мира и человека. В мире непрестанно действует промысел Божий, то есть забота Бога о мире и о человеке. Бог всегда и обо всем заботится.

В нашем обычном обиходе есть такое выражение: “на все воля Божья”. Мы часто говорим эти слова, но очень редко понимаем смысловую нагрузку. Очень редко отдаем себе отчет, насколько велики эти слова. И, действительно, на все воля Божья. Но воля Божья какая? Разве Бог хочет, чтобы в мире происходило зло, чтоб люди вредили друг другу, ненавидели друг друга, разве к этому Он призывал в Своей проповеди, став человеком? Разве хочет Бог, чтобы человек жил в этом мире, как живут животные, не используя свои таланты, для того чтобы не отличаться от животных образом своей жизни? Разве хочет Бог, чтобы человек вместо того, чтобы строить поиск смысла своей жизни, строил бы избу вокруг себя, наполненную тем, что могло бы облегчить только лишь его физическое пребывание здесь?  Наверное Бог хочет от человека большего, совершеннейшего. Ибо в человеке есть начала совершенства всякого, и творческого, и духовного, и начала вечности самой.

Человек – это маленький космос говорят святые отцы, исследуя Священное Писание. Границы человеческого познания безграничны. И для того чтобы это осознание и понимание себя в этом мире расширилось, надо и черпать там, где эти познания есть. Они есть только в Боге, в Творце, Строителе и Промыслителе этого мира.

Православная церковь учит нас на опыте святых людей, исследуя Священное Писание и Откровение Божие о том, что есть непрестанный промысел Божий о мире. И самая первая книга, с которой сталкивается христианин, начиная изучать основы православия, это православный катехизис, в котором и говорится, что промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божьей,
направленной на сохранение жизненности и бытия всего сотворенного, чтобы все злое, что появляется в мире от уклонения от добра, пресекает и обращает к благим последствиям, а всему благому и доброму вспомоществует. Такое понимание дает нам опыт церкви и учение церкви о Боге – промыслителе мира. Бог употребляет Свое всемогущество, премудрость и благость, для того чтобы этот мир существовал и двигался. Именно благодаря этому промыслу о мире и существует мир.

Как вы помните, однажды апостол Павел в Афинах выступал в Ареопаге,
и в числе прочих своих речей он и говорил, что этот мир стоит только потому, что Бог заботится об этом мире, именно Богом этот мир живет и движется. Именно все Им и к Нему и от Него. И мы все, читая Священное Писание, можем увидеть непрестанную заботу Бога о человеке. Самая первая книга Бытия говорит нам об обещании Бога после грехопадения Адама и Евы избавить человека от последствий греха словами, что “семя жены сотрет главу змия”, то есть наступит время, когда придет из рода человеческого тот, кто сотрет главу змия, то есть того, что искусил на грех человека. Змий, образ которого или в которого вселился диавол, убедивший наших прародителей нарушить заповедь Божию, то есть нарушить гармонию миробытия, пойти путем не естественным для этого мира. Тут же Бог обещает возвратить человека к этому естественному реальному и удобоподобному для человека путю, обещая Мессию. Бог промыслитель мира не только обещает. Он говорит: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Единородный Сын Божий стал человеком, чтобы каждый из нас не погиб. То есть Сын Божий, Сам Бог, пришел в мир, чтобы изменить человеческую историю от погибели к спасению.

Это значит, что Бог заботится об этом мире и о будущем этого мира, и главное – о человеке и о будущем этого человека. И Сам стал человеком, ибо создал человека не для того, чтобы человек сам себя изничтожил, и не для того, чтобы истребить человека, не способного жить в миробытии гармонично от зла своего, а для того чтобы человек жил и имел жизнь вечную, и имел все то, что есть в Боге, дав ему таланты, вдохнув дыхание жизни.

И вот видим, что Бог промыслитель заботится о каждом человеке. И от этого мы различаем промысел Божий, частный и общий. Частный промысел часто замечаем в своей жизни, когда говорим, вот Бог меня наказал. А намного реже говорим, что Бог меня наградил. Когда пощадил или наградил – это чаще всего приписываем себе, это я трудилась, работала, молилась, я это заслужила. А светские маловерующие люди говорят, ты этого заслуживаешь, ты этого достоин, как будто это само по себе пришло. Но когда у человека неверующего или маловерующего происходит что-то плохое, говорит, Бог наказал. Почему такой двоякий подход? Когда
все хорошо, я это заслужил, я достоин, а когда плохое, я этого не достоин, я этого не заслуживаю, это Бог меня наказал.

Что же это за Бог в уме человека, который не награждает никогда, а только наказывает? В какого Бога ты веришь, человек, не перепутал ты христианского Бога с божком, которого сам себе изобразил, не поклоняешься ли ты самоизображенному самовымышленному истукану вместо христианского Бога? Не путаешь ли ты веру христианскую, богооткровенную с человеческим фольклором на тему о Боге? И это очень важный вопрос, на который надо знать ответ: Бог не изменяем, Бог есть любовь, и высшее существо, на котором эта любовь изливается и реализуется, – это человек. И Бог не наказывает человека. Наказ имеется в виду как наставление, наставляет, наказывает своим детям, заповедывает своим детям, для того чтобы в их жизни не было последствий вредных от их незнания.

И вот мы видим промысел Божий, который действует на человеке, действует в мире. Бог непрестанно, как говорит Священное Писание, повелевает восходить солнцу и над добрыми, и над злыми. И в этом можем убедиться много раз, читая Священное Писание. Промысел Божий очень ярко описан
в притчах Иисуса Христа: о потерянной драхме, о полевых лилиях, которые не сеют не жнут, не заботятся о своей красоте, а красивее многих людей, о блудном сыне, и везде мы видим пример заботы Бога о мире.

ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО БОГ ЗАБОТИТСЯ О МИРЕ?

Значит Бог Вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца с плотью человеческой, то есть сделал плоть человеческую соучастницей Божественного бытия. И дает своим ученикам или апостолам обещание, которое пересказано и воспето в праздничных песнопениях праздника Вознесения, например, в кондаке праздника: Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, вознеслся еси во славе, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

То есть Господь говорил ученикам своим: когда буду Вознесен на небо, всех привлеку к Себе.

“Е́же о нас испо́лнив смотре́ние”, – то есть смотрение – это значит промысел, забота, то, что ради нас исполнилось задуманное Богом спасение. И когда то, что на земле соединив с небесным, Вознесся во славе, не как тот, кто отлучился, но пребывает при этом неотступно и обещает любящим Его: Я с вами и никто же на вас. И дает Господь нам надежду своего пребывания такими словами: когда приидет утешитель Дух истины, который от Отца исходит, тот научит вас всему.

И в этот момент я хотел бы, чтобы мы с вами обратились к сегодняшнему евангельскому чтению, которое было посвящено воспоминанию первого Вселенского собора, это 325 год. Его участники – это святые отцы, которые оставили для нас и “Символ веры”, который на каждой службе мы поем все вместе. И в этом евангельском чтении мы слышим отрывок молитвы Иисуса Богу Отцу. Таких молитв очень мало в Евангелии записано. И вот тот отрывок, который мы сегодня слышали, он удивительно емкий и познавательный. И то, что ученики услышали эту молитву, это означает, что Иисус, возведя очи Свои на небо, молился вслух. Обычно Он уединялся в пустынное место, проводил там всю ночь, когда-то в пустыне провел 40 дней в молитве, но здесь мы видим молитву, записанную со слов Иисуса, который молился Отцу Небесному. И там помимо прочих слов, удивительных, к которым нам с вами надо отнестись со вниманием, есть такие слова, когда Господь Иисус Христос молится о тех своих учениках и последователях, которые услышав слово Отца Небесного устами Мессии, последовали Ему и придерживались Его. И Он говорит: Господи, Отче, соблюди их во имя твое. Соблюди тех, которых Ты Мне дал, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты Мне дал. То есть мы видим. что Сам Иисус Христос молится, показывая ученикам. что от Бога зависит сохранение нас в этом мире.

И об этом промысле в церкви христианской, и о том, насколько велико доверие христианина Богу, является такое понятие в христианстве, православии, как молитва. И молитва Иисуса, и каждого святого, и Божией Матери, и каждого из нас возможна лишь тогда, когда мы четко понимаем, что промысел Божий о мире и о человеке есть, что Бог непрестанно печется о каждом из нас. И тогда наша молитва как диалог личности к личностному Богу способна изменить то будущее, которое возможно неблагоприятно. Способно изменить всю нашу жизнь и обратить другие последствия в ней.

Значит, от промысла Божьего зависит все в нашем мире. Зависит жизнь каждого из нас и события в ней. Значит ли это что это судьба и безысходность и предопределение, что по другому невозможно? Конечно, нет, потому что промысел Божий – это понимание евангельское, которое открывается после понимания того, кто есть Бог. Бог есть Любовь. И Бог говорит: се сто. и стучу в сердце каждого человека, и только тот, кто откроет Мне, к тому вхожу и у того пребуду, и вечерю у него сотворю. То есть Бог говорит, что не нарушает воли человеческой и его жизни, его бытия без того, что сам человек пускает Его в свою жизнь. Бог хранит человеческую свободу всецело, не вмешиваясь в жизнь. Но так или иначе, мы видим: промысел Божий происходит в мире, во всем и всецело.

ПОЧЕМУ ЖЕ БЫВАЮТ СКОРБИ?

Почему же бывают разные скорби, почему одни болеют, а другие здравствуют? Почему одни умирают в юном возрасте, в младенчестве, а другие в глубокой старости? Почему праведники порой терпят, а грешники празднствуют и торжествуют? Почему столько несправедливости в мире, если промысел Божий во всем и во всех? И на этот вопрос пытались ответить не только современные христиане, но христиане всех поколений. Лучшие из христиан. И однажды такой ответ последовал одному из великих подвижников первых столетий преподобному Антонию Египетскому Великому, названному так по величию своей святости, который жил в 3-4 веке. Вот он начал задавать эти вопросы, и начал скорбеть об этом, почему же существует в мире несправедливость и такая разность в жизни человека, если промысел Божий благой по направлению к каждому. И был ответ Божий Антонию: Антоний, внимай себе и не исследуй судьбы Божии, потому что это душевредно. Это кому было сказано? Человеку святому, который превзошел свои страсти телесные, который своим безмолвием и молитвой взошел умом к небу и жил равноангельским житием. Ему было сказано: душевредно внимать делам Божьим человеческим умом.

Значит ли это, что когда речь идет о Боге, то мы должны сказать, что не вашего ума это дело, вот Бог есть, просто веруй, не надо ни о чем думать? Конечно, нет. Когда Бог говорит эти слова святому подвижнику, Он просто обозначает ему, что очень часто то, что человек хочет видеть об этом мире, касается только этого мира. Но Бог хочет рассказать человеку не только об этом мире, но и о жизни будущего века – о царствии Божием, земля же – царство человеческое. Земля, где князь мира сего диавол. Потому что многие люди, убеждаемые диаволом, творят волю его, отрицая волю Божию. И от этого князь мира сего, то есть повелитель, повелевающий умами многих людей, производит свои дела руками, устами, умами и творческими началами разумных человеков. Дела, противные воли Божией, которые ведут к тупику, не ведут к Царствию Божию.

Поэтому человек, который задает вопрос о несправедливости, о страдании и о смерти, должен сначала понять, а какой я вижу эту жизнь? И выяснится, что каждый из нас видит эту жизнь только как несколько фрагментов из общей картины, как несколько пазликов. Бог, который вне времени и пространства, который вчера и сейчас, и завтра всегда один и тот же, видит всю картину одновременно, всецело. Поэтому для нас в нашей жизни много белых пятен. Часто бывает так с нашими детьми, когда ребенок собирается на улицу, а родитель видит в окно, какая погода, посмотрел на градусник, какая температура, посмотрел на небо, какие тучи, есть ли молнии, и соотнеся все это из своего опыта родительского, рекомендует своему ребенку: одевайся, бери зонтик, долго не ходи, когда замерзнешь, сразу иди домой. А ребенок увидел, солнышко выглянуло, ему нипочем тучи, которые рядом, главное, что сейчас солнышко, он видит, там другие дети играют, без курточек ходят. Он не обращает внимания на тех, которые в курточках, это его осмысление, его способность на данном этапе. А значит, он выйдет на улицу как? Или послушает родителя или не послушает. И очень часто, когда не слушает, потом бывают неблагоприятные последствия. Что же делает родитель, чтоб не было последствий? Наказывает. Иногда грозным словом, иногда убедительным, иногда ласковым, но навязчивым, иногда приказным тоном, а иногда запрещает идти. Как ощущает эту жизнь и родителя своего этот ребенок в этот момент? Как к нему относится, что ощущает по отношению к тому, что не пустил его на улицу? Какая несправедливость, за что мне такой родитель, кричит ребенок в душе своей, и незнает, от чего его уберегли!

Вот так очень часто происходит и с нами. Мы кричим о царствии земном, а Христос кричит нам о Царствии Божием, в этом вся разница. Потому что то, что мы хотим, касается песочницы, а то, что хочет Бог, касается всего мира. Что выберет любящий родитель для своего ребенка, песочницу или мир? И от этого промысел Божий разный по отношению к разным людям. Он бывает по благоволению (или по благоустроению, как говорят догматические книги) или по попущению. То есть промысел Божий бывает и действует в человеке ровно настолько, насколько человек содействует этому промыслу.

Если человек принимает эти лучики Божественного промысла в свою жизнь, если он слышит слово Божие и применяет его в своей жизни, тогда все советы Божии ведут человека ко благу. А когда человек игнорирует Бога, прячется под зонтами всяческих наносных целей и смыслов призрачных в этом мире, игнорирует слово Божие, тогда промысел Божий попускает человеку произойти так, как он сам хочет для себя. Бог отступает и не действует, но происходит причинно-следственная связь поступка и последствия в человеке, который сам себя так определил. И кричит человек, что Бог его наказал, но воля Божия происходит здесь только в том, что Бог молчал и смотрел, потому что это тоже действие, это тоже воля, воля Божия по попущению, но навредил человек себе сам. Все, что Бог сделал, просто не делал ничего насильно в его жизни.

И вот эти все моменты о промысле Божием должны заставить нас с большой надеждой смотреть в свое будущее. Зная и всегда помня, что есть Бог – промыслитель мира духовного и телесного, надо иметь упование на Него. И говоря слова “на все воля Божия”, надо следить за тем, чтобы эти слова соответствовали внутреннему наполнению и всему, происходящему в жизни. Надо, чтобы наши поступки соответствовали Его заповедям. Тогда, действительно, эти слова будут правдивыми и будет воля Божия в нашей жизни.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ

Сегодня мы читали отрывок из Евангелия, посвященный святым отцам первого Вселенского собора, и вот эту молитву Иисуса Богу Отцу о сохранении всех в этом мире, которых Бог дал Ему. И мы видим на примере этих святых отцов, что они, будучи движимы Духом Святым, определяли для нас, что есть Истина. Значит, тот, кто откликается на волю Божию и применяет ее в своей жизни, приобретает некую святость по отношению к этому миру, по отношению к Богу, это некое богоуподобление в святости. Несовершенное богоуподобление, конечно, но святость по отношению к миру, и эта святость позволяет видеть промысел Божий в этом мире. Это путь познания Бога через святость. Итак святые отцы, будучи святы среди человеков и умудренные откровением Божиим через эту святость, видя промысел Божий о мире, всегда говорили: “содействием Святого Духа”, – и тогда только излагали то или иное принятое ими соборное решение.

Точно так же, как в Символе Веры мы читаем в конце о Духе Святом, через которого Божий промысел и которым Божий промысел совершается. И этим Духом Святым Бог и является в этом мире промыслителем. Мы читаем в Символе Веры, что Бог говорит через апостолов и пророков. А значит, дает нам откровения постоянно. А значит, апостолы и пророки, и те, кто призваны к священству, тоже являются глашатаями этого промысла Божия. То есть промысел Божий, облеченный в слова, глаголется Духом Святым через грешных людей, призванных к этому.

И в сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла, когда он уходил на праздник Пятидесятницы и призвал пресвитеров, которых поставил, и наказывал им: будьте внимательны к тем людям, к стаду Христову, то есть к пасомым, которых Дух Святой поставил вас пасти, будьте внимательны к тому, чему я вас научил, потому что как только я уйду, восстанут среди вас полки хищные, и многие из вас будут говорить превратное нежели то, что я говорил.

Вот мы с вами имеем слово Божие, и если это слово Божие не читается нами
не живо в нас, то оно живо в Боге, который заботится о нашем спасении. Бог будет кричать через других людей. И кто-то для нас может стать пророком Божьим. То ли и это бабушка, которая научила молитве, это пророк Божий в этом смысле, то ли это батюшка. который на исповеди однажды что-то подсказал, то ли просто человек, который сидел в храме и научил нас, как поступить в той или иной ситуации, по опыту своему, потому что уже прошел это, то ли просто человек, который на улице помог человеку, которому никто не хотел помочь, и этот будет нашим пророком Божьим.
Бог промыслитель мира заботится о нашем спасении и все устрояет в мире таким образом, чтобы мы имели возможность сделать выбор свободный, волевой в пользу добра и укрепиться в нем.

Выбором мы приобретаем опыт и навык Царствия Божия, то есть способность жить в условиях и в реальности Божьих реалий и заповедей.
И точно так же выбором и опытом мы можем отвергать от себя все Божье,
становиться грешниками и людьми, не способными жить в правде и в истине, и в Боге.

Вот в преддверие дня Святой Троицы, когда мы будем праздновать пришествие или пребывание Бога в мире Духом Святым, который руководит каждого из нас ко спасению, будем молиться, чтобы этот Дух Божий был громче, чем дух злобы в наших устах, в наших умах и сердцах, и мы слышали слова Его истины и видели свою жизнь в смысле, в радости от смысла Божия. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ