Проповедь. прот. Виктора (Бурбелы) в воскресный день 21 июня 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Отрывок, который содержит слова, обращенные к людям, о том, как человек должен в своей жизни расставлять приоритеты и видеть цели, чтобы они совпадали с высшим замыслам Бога о человеке на земле.

Слово “христианин” (от слова “Христос”) отличает нас, тех, кто называет себя христианами, от тех, кто не именует себя христианами и не стремится по своей жизни быть похожими на христиан. Отличает именно тем, что логика нашего поведения и сама наша жизнь строится по логической цепочке не только лишь нашего разума и того, что мы знаем о мире, а по тому замыслу и той логике, которую нам предлагает Господь наш Иисус Христос. Христианин – это тот, кто идёт за Христом путями своей жизни, тот, кто идёт за Христом, исполняя Его советы и заповеди, тот, кто идёт за Христом по Его призыву.

Поэтому слово “христианин” – это не только лишь собирательное название общности людей, которые слышат Иисуса Христа, слышат Божественное Евангелие. Христианин – это совокупность решимости, знания и стремления каждого человека жить в этом мире не только лишь по-человечески, но так, как призывает Бог.

И сегодня такой эпизод из Евангелия мы слышали, в котором Христос, обращаясь к своим слушателям, говорил, разъясняя главное и второстепенное, давая каждому слушающему направление мысли о том, что очень важно в нашей жизни правильно уметь отличить главное от второстепенного.

Всё, что есть в мире, и всё, что есть в человеке, всё законно и всё нужно. И именно всё то, что есть в нашем мире, создал Бог. Всё, чем наполнен человек, точнее, всё, что присуще человеку от естества, всё это создал Бог для человека ради его блага. Поэтому всё это законно и правильно, и хорошо. Но очень часто когда человек в своей жизни распоряжается этим неправильно, то всё это хорошее приводит к нехорошему, к неблагоприятным последствиям, к неправильным целям и превратной жизни.

И вот Христос говорит (сегодняшнее Евангельское чтение пересказывает эти слова): «Если око твое будет чисто, здорово, то и всё тело твое будет светло. А если око твое будет лукаво, то и всё тело твое будет темно». То есть речь идёт о том, что Христос говорит человеку: вот смотрите на обычную жизнь, если у человека есть здоровые глаза, если эти глаза способны видеть этот мир, точнее, воспринимать этот мир и делать его видимым и понятным для нас, значит всё тело наше будет в понимании, что происходит вокруг нас, и весь разум наш будет знать и тело будет ощущать, что есть вокруг нас. И сможет отличить по цветам и по наполнению, и по другим мерам, которыми мы меряем этот мир.

Но если око твое лукаво, то есть если око твое худо, то есть или глаза твои заболели, или, не Дай Бог, не имеют способности видеть, то, конечно, страдает и всё тело, и внутренний ум человека, которого не видно сквозь тело, и само тело человеческое может блуждать не видя и принести себе неблагоприятные последствия.

Чем отличается зрение физическое от духовного

Этот понятный пример из области обычной жизни Христос даёт человеку перед тем, как обозначить главное и второстепенное. Насколько важно мироощущение для каждого живущего, и то же самое мы направлением мысли своей переносим на духовную жизнь. Насколько важно видеть не только лишь вещи материального мира своими телесными глазами, но насколько же важно и насколько велико это знание, которое дается через глаза нашего разума, через глаза способности к познанию нашего ума, через Божественное откровение, которое приходит не через внешние предметы, окружающую природу, не через внешнее наполнение, которое мы видим в человеке, а через нечто другое, которое невозможно ощутить глазами телесными.

Ибо часто мы видим двух людей, казалось бы, внешне одинаковых, но что у них внутри, не видим. Как описано в одной притче, когда шли два человека, и оба на стройке везли тачку с кирпичами, и внешне были одинаково утруждены, и видно было, что оба употребляют одинаковые усилия. Но потом тот, кто наблюдал за этими людьми, оказался в ужасе, когда понял, что один из них вёз эти кирпичи на это строительство, помогая другому, а тот, другой, осмотревшись, вёз на сторону, чтобы украсть эти кирпичи. Это говорит о том, что наши глаза, которые видят двух людей, не могут видеть внутреннее наполнение их.

Для этого у нас есть глаза духовные. Духовными эти глаза (или еще сердцем нашего внутреннего человека) очень часто святые отцы называют совокупность внутреннего наполнения, разума, мыслей, стремлений.

И вот очень важно, что Христос, говоря и важности и великом значении способности видеть внешние обстоятельства вокруг себя, подчеркивает, насколько же важно видеть всё, что происходит сокрытое от глаз телесных, но имеющее бытие не менее значимое для жизни, чем внешнее.

Как увидеть правильный путь в жизни

И чтобы было более понято, Христос разъясняет нам примером, Он говорит (в сегодняшнем Евангельском чтении эти слова мы слышали), что не надо чрезмерно заботиться о том, в чём мы имеем ежедневную заботу, и о пище, и о питие, и об одежде. И приводит в пример птиц небесных, которые не сеют, не жнут и не собирают в хранилище, и не хранят целый год, но, тем не менее, Отец Небесный питает и кормит их. И потом в пример приводит полевые цветы: “аки крин сельный” (с церковнославянского – “лилии полевые”), цветы, которые растут в полях среди пшеницы и на лугах, они тоже не ткут и не выискивают себе ткани, но одеваются, как говорит Христос, лучше, чем царь Соломон во всей славе своей, и красота и величие их больше. Отец Небесный даёт им такое.

И потом Он подводит такой итог, проводя параллель для своих слушателей: если птиц небесных и вот эту траву, которая сегодня растёт, а завтра будет скошена и брошена в огонь, Господь так одевает, то разве будет меньше заботы о вас, о лучшем, о высшем своём творении, почему вы такие маловеры? И затем, продолжая, Он говорит: разве вы каждый день, в который заботитесь обо всём этом чрезмерно, и много, и постоянно, разве можете добавить, благодаря этой заботе, хотя бы чуть-чуть своей жизни. “Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть” – говорит Господь. Он задает такой риторический вопрос, дабы каждый из нас уяснил, что все наши заботы не продлевают нашу жизнь в вечность, потому что жизнь земная имеет свой цикл и назначение. И нежелание осмыслить этот цикл и назначение земной жизни и причину её, последствие её ведёт только к неспособности прожить эту жизнь цельно, осмысленно и правильно.

Ибо неправильно определенная дорога ведет к большому блужданию, потере времени и к утрате жизненных сил, надежд и к разочарованию у многих людей, разочарованию во всех вещах и в мире, к унынию и печали, и к бессмыслице. Именно от этого хочет уберечь нас Христос, давая нам эти образы и наставляя нас на образ такого мышления и на такую логическую цепочку. Чтобы мы правильно определялись в первичном, и ставили его во главу угла своих действий и стремлений, а второстепенное от нас никуда не денется, ибо оно станет тогда в гармоничное свое место и займет в нашей жизни именно столько времени, сколько потребно его в достаточной мере, даже может больше. И чтобы это было понятно, Он делает логический вывод, и говорит формулу христианства, которая стала золотой формулой каждого христианина на все века: “Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и всё то, в чем вы имеете нужду, приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный, что всего этого вы требуете”.

И чуть раньше мы говорили, что Христос приводил в пример птиц небесных и траву сельную, то есть “цветы полевые”, обличая в маловерии своих слушателей, говоря: смотрите, если вы видите, что стоит этот мир, независимо от вас, и этот бесконечный хаос в величайшей гармонии удивительным для вас образом приводит к жизни, всё, что вы вокруг видите, и природу, и стихии, и если все эти законы природы, и духовные, и материальные, взаимосвязаны, и без вашего участия гармонично себя чувствуют и существуют, хаотично-гармонично, непонятно для вас, то почему бы не сделать вывод о своей вере, о том, что и обо мне, как самой главной частичке этого миробытия есть некая забота?

Как расставить приоритеты в повседневной жизни

Очень часто, как и тогда, так и сейчас, делается вывод, что, да, всё, что вокруг, каким-то образом существует, есть некий закон сохранения, возобновления, закон существования всего. Но когда речь идёт обо мне, любимом, то оказывается, я единственный, благодаря которому существую я. Нет веры в человеке в Бога, но есть вера в себя как в Бога. Я причина своего бытия, говорит человек. И вслух он так не говорит, потому что внутри себя знает, что это не так, но всеми своими действиями стремится к этому утверждению и, наверное, обличает, делает видимым вот такой внутренний вывод извне.

Вера, которая должна освобождать время для человека, для этой жизни, для радости, для познания этого мира, для осмысления своего смысла бытия, упраздняется эта вера, упраздняется жизнь по вере, возводится в ранг самого главного моё умозаключение о приобретении насущных благ. И от этого человек становится пленником и заложником своей цели.

И в этот момент, когда человек становиться пленником ежедневного труда, возникает вопрос: действительно ли человек призван к этой жизни заниматься только поиском пропитания и истканием своей одежды? Неужели человек призван для искания гармоничного обустройства своего быта и для того, чтобы построить самую красивую хижину, со всеми удобствами и материальными благами? Или быть может, человек призван на старт какого-то большого забега, где победит только тот, кто приобретет больше благ земных? Если это так, то мы становимся в этом выводе похожими на животный, тварный мир, который ежедневной своей заботой именно это и имеет – поиск пропитания, и это есть главная и высшая задача на этот день, безо всякой другой.

Но мы отличаемся от животного мира кардинальным образом. И эти отличия уж слишком вопиющие, слишком видимые и слишком откровенные, чтобы их не видеть. И при всём сходстве, даже при желании найти сходство внешнее, сходство по мере участия в этой вселенной, по мере причастия к этому миру, к этому веществу, тем не менее, мы находим разницу, которая кардинально и глобально отличает нас от всего того, что есть вокруг нас.
И вот эта разница делает неспособным человека быть счастливым, имея абсолютные блага на земле. Именно эта разница с животным миром делает человека неспособным быть счастливым на земле, имея любые красивые одежды, имея самую лучшую пищу и имея всё, что человек хочет в этой жизни.

И один такой человек, у которого было это всё, как говорит нам Библия, царь Соломон, который имел всё, так и говорил: всё, что есть под небом, всё, что есть на этой земле, всё я имел и имею, всё у меня есть. Богатейший и величайший человек своего времени. Всё у меня есть, нет ничего, чего бы я не испробовал под небом, и сделал вывод (вывод этот прописан в книге церковного проповедника Екклесиаста, которая находится в составе Библии), он начинается такими словами: «Всё – суета, суета сует и томление духа».

Суета сует и томление духа, воскликнул богатейший, мудрейший, образованнейший, царственный, то есть имеющий наибольшую власть, человек своего времени. И мало кто из современных, наверное, может сравниться с ним по мере возможностей. Суета сует и томление духа, – почему так воскликнул тот, кто достиг совершенства и золотой мечты каждого современного человека? Современный человек, который смотрит телевизор, знает четко, что самой главной целью жизни человека является заработать миллион, сначала один, а потом – как пойдёт. А уже потом – дела милосердия, уже потом можно думать о чём-то духовном. Нужен миллион, без него не будет счастья. Это как самоцель.

И вот как бы человек не жил хорошо, сколько бы у него не было достатка, вот если он не преодолеет этот психологический барьер, то счастья не почувствует. А когда преодолел, то почувствовал счастье, эйфорию, какое-то удовлетворение, и поставил новую цель: теперь надо два. И опять тот же путь и те же годы жизни, и те же стремления, и та же пустота.

Если невозможно служить Богу и маммоне, то как же жить на земле?

И вот Христос расставляет нам акценты и говорит: «Невозможно служить Богу и маммоне». В сегодняшнем Евангельском чтении это ещё один важный момент, который мы с вами должны рассмотреть. Не можете служить Богу и маммоне.

Слово “маммона” обозначало “бог стяжания”, “богиня богатства”, по-разному называют историки, исследователи Священного Писания. Так обозначалась само стремление к земным благам и стяжанию как к высшей цели стремящегося. Почему невозможно служить Богу и маммоне? Христос разъясняет: потому что нельзя двум господам служить. Вот есть слуга, у которого два хозяина, и один говорит ему, иди вправо, а другой в тот же момент говорит, иди влево. Как ему исполнить то, что ему говорят? Ведь и тому, и тому он хочет угодить, и с тем, и с тем остаться в хороших отношениях, и того, и того волю исполнить, и от того, и от того получить некое благо за свою исполнительность. Как ему выполнить одновременно два противоположных задания? Невозможно. И Христос, продолжает: «Ибо одного возлюбит, а о другом не радеть будет». То есть сделает свой выбор в пользу одного из этих, а значит, в этот момент он волю одного исполнит, а волю другого проигнорирует.

Что бы это значило? Для чего нам Христос говорит, что невозможно служить Богу и маммоне? А потому что Бог и маммона видят перспективу жизни человека по-разному. Жизнь по Божьему – это искание Царствия Божьего, жизнь по материальному – это созидание царства земного.

Ну и выводы по сравнительному анализу напрашиваются сами. Давайте сравним царство земное с Царством Божиим, в чём разница и отличия? Царство земное, ну, царство в современном мире – это государство, какое-то личное имение, где я сам большой начальник. Царство земное дает какие-то привилегии, чтобы умножить возможность приобретать блага земные и эксплуатировать окружающих людей в более изысканных формах и больших количествах, в большей степени, но оно не продолжает жизни. А если и продолжает ее, то для того, чтобы эта жизнь и дальше проходила в таком же бессмысленном ключе.

А Царствие Божие даёт человеку другие способности, призывает к другим ценностям. Царствие Божие, прежде всего, не временное, а значит, такие понятия, как старость, болезнь и смерть в Царствии Божием отсутствуют.
Если вспомнить цель пришествия Бога в мир, то мы можем сказать, что Бог пришел в этот мир, чтобы спасти человека от греха и от проклятия – от последствия греха, от болезней и смерти. Поэтому Царствие Божие в умах думающих людей выгодно отличается от царствия земного. Потому что здесь есть нечто, что продолжается и что от тебя не отнимется. Ведь то, что на земле, моё царство, что я себе построю, после смерти перейдет неизвестно кому и куда, и не известно, как за него дети будут драться и ссорится, если они есть.

А Царство Небесное, Царствие Божие – это то, что моё и что не отнимется от меня. Что ещё дает нам вот этот сравнительный анализ Царствия Божия и правды его и царства земного и правды нашей? То, что наша правда в царствии земном эгоистична. Каждый из нас, какой бы он ни был хороший и стремящийся к праведной жизни, очень эгоистичен, это проявляется во всем, и каждый из нас об этом прекрасно знает. Наша правда всегда личная. И проблема возникает на этом уровне. Нас много, а правда ведь у каждого своя, и она почему-то отличается от той, что у моего ближнего, хоть чуть-чуть, но отличается, иногда кардинально отличается.

Поэтому живя в одной семье со своей правдой личной, невозможно построить счастье, живя личной правдой эгоистичной в одном городе, невозможно построить гармоничное общество, живя в одной стране личной правдой, доказывая только ее бескомпромиссно, невозможно иметь мир. И вот Христос говорит, что в Царствии Божием не личная правда, а Истина, которая одна выше всякой правды и универсальна для самореализации любой личной правды.

Личная правда возвышается и открывается в Божественной Истине, ибо Божественная Истина уравновешивает правду каждого человека мерой любви. И поэтому призывается каждый ищущий правды к критерию определения правильности этой правды. И критерием этой правильности правды являются две заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, а ближнего своего как самого себя, и не желай ближнему того, чего не желаешь самому себе. Тогда твоя личная правда превратится в истину Царствия Божьего, и это будет иметь последствия. Какие последствия? А твоё земное царство развалится.

Как правильно распределить время своей жизни

И тут начинаются проблемы, потому что мы очень не хотим, чтобы развалилось вокруг нас то царство, в котором мы сами себе царствуем. Нам не хочется служить ближним, не хочется служить Богу, мы хотим быть сами богами, и всё, что мы имеем, должно служить к тому, чтобы достичь этой цели – быть богом на земле.

Но почему разваливается царство земное, когда мы говорим о любви Божией? Потому что разваливается институт личной правды, и он переходит в милосердие, сострадание, то, что присуще Богу, то, что Бог хочет открыть в человеке.

Чтобы пройти чуть-чуть дальше по сегодняшнему слову Спасителя, наверное, нужно поставить точку с запятой, и дальше продолжить размышлять самому.

Царствия Божия и правды его мы призваны искать, – говорит Христос. Каждому, кто Его слушал, то есть того, кого Он призвал к вечной жизни, которую Он проповедовал, то, что каждый из нас слышит сейчас, есть ничто иное как хорошая новость («благая весть» – так переводится слово “Евангелие”, то есть отличная новость для того чтобы применить его в жизни и иметь благоприятные последствия).

Поэтому то, что мы слышим, мы не должны просто слушать, но применять. И когда мы слышим сегодняшние Евангельские слова, что “нельзя служить Богу и маммоне”, мы должны определиться со своим выбором в жизни, потому что невозможно усидеть на двух стульях одновременно, как мы знаем из практики. И сегодня Христос говорит, что невозможно угодить и миру, и Богу одновременно.

Поэтому вывод для себя нужно сделать такой, что наше время, потраченное на Бога, должно превосходить время, потраченное на маммону. Понятно, что мы без этого не можем, каждый из нас к этому стремится, и мы даже мир так построили, что главной заботой нашей жизни, просыпаясь с утра, является маммона. А Богу внимание, уже когда получится, 10 минут перед сном, если получится.

Так вот, выбор, который мы делаем во времени, потраченном на Царствие Божие и на царство земное, должно быть в пользу Бога, потому что мы – христиане. И Христос так и говорит откровенно своим слушателям в сегодняшнем Евангелии на Нагорной проповеди: всего того земного язычники ищут. Язычники, те, кто не верят в Единого Бога, те, кто не верят в Бога как в личность, как в вечное благобытие для человека, как в источник жизни. Этого же язычники ищут, но вы же, слушающие слово благодати, слово Божественного Откровения, должны отличаться чем-то от них, и отличаться христианин должен как раз выбором в пользу исполнения воли Божьей.

Поиск Царствия Божия дает плоды уже здесь, в земной жизни

Наше современное христианство, и православие в том числе, терпит в личностях каждого своего представителя, каждого из нас, постоянную борьбу. И хорошо, если эта борьба ведется в каждом из нас. И по нынешнем временам, когда эта борьба происходит в христианине между выбором в пользу Царствия Божия и правды его и выбором в пользу царства земного и правды личной, человеческой, лживой, греховной, если эта борьба происходит, значит, человек ещё жив, он ещё не умер для вечности, значит, его разум ещё способен познавать невидимые и не узнанные вещи. Значит, его подсознание ощущает ещё то, что мы называем «диалогом с невидимым миром». Значит, он ещё сам себя определяет как существо, некое неотъемлемое во Вселенной, а не как некую цепочку в законе сохранения вещества в масштабах Земли.

И вот наш выбор христианский, который подразумевает борьбу, это уже хоть что-то. Но тот, кто ходит в храм, тот, кто молится, должен уметь больше. Он должен приложить больше усилий, он должен быть более настойчивый. Мы должны идти более уверено, потому что эти слова мы опять сегодня слышим, снова повторяем, и мы их знаем, и они для нас знакомы. А есть множество людей, которые их не слышали и их не знают.

Но когда они услышат эти слова однажды в жизни, потому что каждый, кто живет на земле, так или иначе услышат слова и призыв Божий, ибо создан человек не для погибели и не для бессмыслицы, но для смысла, и источник всякого смысла – Бог, источник и жизнеподатель – Христос, Он будет призывать этого человека, поэтому, так или иначе, он услышит, и когда услышит, он должен увидеть отображение этих слов в тех, кто называется христианами. А те, кто называются христианами, должны быть воплощением Царствия Божия на земле, потому что Царствие Божие внутри нас есть.

Поэтому Царствие Божие, как мы говорим, государство, – это состояние ума и сердца, духа в человеке, внутри разума человека, где главенствует воля Божья и где подчиняются Закону Божьему. А царство не Божье – это такое состояние разума человека и внутреннего наполнения человека, когда игнорируется воля Божия в угождение любой другой воле, общественной, личной, очень часто греховной.

Ищите Царствия Божьего и правды его, и всё, в чем имеете нужду, приложится вам, потому что знает Отец ваш Небесный, что всего этого вы требуете. Возвращаемся к этому универсальному закону построения своей жизни христианской, где во главе угла и стремлений львиную часть наших сил и времени нужно тратить на познание Бога, на познание миробытия через Откровение Божье, на изучение Священного Писания и на претворение Священного Писания в жизнь. Тогда Царствие Божье внутри нас станет видимым и ощущаемым, и будет иметь внешние очертания, по которым мы чётко все будем видеть. А если человек поступает наоборот, то, конечно же, Царствие Божие нельзя построить, значит, цели будут идти от обратного, противоположно тому, как звучит это золотое правило.

Так вот когда мы начнем видеть эти очертания Царствия Божьего внутри себя, то всё остальное, так ли иначе, приложится нам, говорит Христос. Забота о пище и об одежде найдет свое место и будет приносить нам столько, сколько нам нужно.

И я вспомнил пример моего дяди. Он был человек верующий, но не очень церковный, то есть крещеный, веровал в Бога, молился дома, ходил в храм, но не слишком усердно. И вот однажды он рассказал мне такую вещь: “Знаешь, отец Виктор, будучи предпринимателем, причем, довольно успешным, раньше, я старался заработать больше средств, дети росли, им надо было учиться в институтах, и я каждую субботу и воскресенье ходил на работу, и, конечно, никакого храма, никакой службы быть не могло. И я считал это главной и правильной целью. А потом, когда дети выросли, я решил, что работать в воскресенье все-таки нехорошо, что-то внутри совесть меня замучила, и я решил все-таки по воскресеньям ходить в церковь. И я перестал ходить на работу, и половину субботы и воскресенье находился в храме, а не на работе. И к своему удивлению, начал замечать, что за последний год я заработал ровно столько, сколько и в те годы, когда ходил на работу и по субботам, и по воскресеньям, ту же сумму. Хотя доход как раз зависел от того, что сделал, – и самое интересное, что это его наблюдением стало таким его принципом, и он таким простым сделал вывод, и говорит мне, – знаешь, сколько тебе написано, столько тебе и будет.

Для чего нужно ценить время жизни?

И мы видим удивительный пример монахов, которые живут и девяносто лет в постоянных посте и молитве, питаясь самой скромной пищей, и не один из них с голода не умер. И мы видим наш мир, богатых людей, их достаток, и улицы, наполненные голодающими и умирающими от голода. И мы видим монаха, который одевается скромно, никогда не пользуется никакими косметическими средствами омоложения, очень редко медицинскими средствами, а когда посмотришь на него, – ни одной морщины. А увидишь человека средних лет уже в современном мире, друг на друга посмотрим, каждый седой и украшен морщинами. Ибо забота о маммоне – это труд, который не ведёт к удовлетворению ума и сердца, а значит, не приносит счастья, приносит некоторую гармонию и облегчение, но не приносит счастья. Счастье – это способность не переживать, что то, что ты заработал таким трудом, отнимется от тебя. Счастье – это знать, что будет это во благо, и это преходящее пойдёт с тобой во время непреходящее.

Поэтому я хочу, наверное, порадоваться за каждого из нас, потому что мы сегодня стоим в храме, значит, у нас есть шанс отличаться от тех людей, которые ещё не нашли путь к слышанию этих слов и к осмыслению их настолько подробно. А значит, у нас есть шанс выбраться из этого «колеса земной жизни», и при этом сделать так, чтобы оно могло крутиться и дальше, давая нам возможность жизни, но при этом мы будем иметь отдых от этого. При этом мы будем иметь отдушину ума и сердца, помыслив о другом, поэтому мы будем иметь надежду о приобретении более чего высшего.

Да, и даже наше простое человеческое стремление что-то познавать, что-то узнавать, что-то приобретать, к чему-то стремиться и развиваться, возможно в самом высочайшем в своем развитии только в Боге. Потому что всё, что есть в мире, подлежит осмыслению и познанию, а всё, что мы осмыслили и познали, оно, так или иначе, меньше нас, потому что вмещается в нас.

Познавая же Бога, человек приобщается к чему-то, что есть больше, чем он, а значит, становится выше просто земного человека, и мудрость его выше, чем просто земная, и это удивительно. Поэтому принцип нашей христианской жизни подразумевает такое понятие как церковные каноны, которые из опыта понимания этих слов и призыва Христа, и искания Царствия Божьего, для каждого распределяет время жизни на посты, на церковные службы, вечернюю, утреннюю, на Литургию, на утренние и вечерние молитвы, на поклоны и правила, на личную молитву и общественную, для того чтобы человеку, даже не решившемуся искать Царствия Божьего целенаправленно, дать шанс, пройдя этим путем, ощутить это Царствие Божье, потратив на него больше времени, чем на суету сует и томление духа.

Поэтому будем стремиться и мы ценить время, которое имеем. А ценить время – значит сохранять его для вечности, для непреходящих дел, для любви к ближнему, для заботы о ближнем, и не тратить его на эгоизм и пустоту в такой мере, в такой степени, что ни себе не принес радости, ни другому не дал ощутить никакой пользы и любви. В этом да поможет нам Господь наш Иисус Христос, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ