Проповедь настоятеля храма Преображения Господня прот. Виктора (Бурбелы) в воскресный день 20 сентября 2020 г.

Сегодня за богослужением мы услышали отрывок из Евангелия о том, что любовь к Богу есть самой главной заповедью в жизни христианина. И любовь к ближнему – это подобная ей по значению заповедь, и вторая, через которую исполняется и первая.

“А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Евангелие от Матфея 22: 34-40).

И вот такое напутствие Христа должно стать проверочным материалом для нас как христиан, потому что когда мы с вами употребляем слово “любовь”, и любовь к Богу есть ничто иное как наше отношение к Тому, в Кого мы веруем и за Кем мы идем.  Поэтому слово “любовь” должно быть не только емким, но и правильным в нашем понимании, потому что многие люди, которые живет в этом мире, знают, что любовь к Богу является главной заповедью, так или иначе игнорируют Его слова в своей жизни. Не просто игнорируют иногда, а постоянно. И при этом чувствуют любовь к Богу.

Поэтому надо порассуждать на эту тему, потому что очень важно знать, что же есть любовь и какое значение вкладывается в это слово в Священном Писании, и когда мы говорим о Боге, о смысле жизни, и когда мы хотим знать о правильности этого значения. И чтоб более понятным стал этот посыл. мы можем представить себе картину современного мира. Вокруг нас много людей, и много верующих, а еще больше крещеных, чуть меньше тех. которые практикуют жизнь с христианскими ценностями, заповедями Божиими.

Но так или иначе, если вы спросите у людей, да, и себе самому зададите вопрос, все ответят да я люблю Бог Бог у меня в душе. И вот что же это за любовь в человеке, если он говорит, что любит Бога, но жизнь его противоречит заповедям Божьим?

Многие люди, вот например, в сегодняшний воскресный день сказали: да, я люблю Бога, но сейчас последние теплые деньки, надо бы поехать на дачу, насладиться этими днями. И когда человек поехал на дачу, и сидит, наслаждается, действительно, красивым, необыкновенно теплым днем в такую осеннюю пору, в преддверие зимних холодных дней, он прославляет Бога: слава тебе, Господи, за то, что я сегодня здесь и радуюсь этому дню. Есть дли это любовь к Богу? Конечно, есть. Потому что даже в этом рассматривании природных благ, которые Бог дал человеку, в перемене этих природных годовых явлений холодов и тепла, человек прославляет Творца, который создал это. И это есть проявление любви. Но при этом он нарушает заповедь Божию, которая говорит: 6 дней трудись, а 7-й день Господу Богу твоему отдай. И живя в христианской православной стране, большинство людей понимают, что отдать Господу Богу 7-й день – это значит пойти в храм, помолиться, сотворить послушание этим заповедям Божьим.

А другой говорит: да, я люблю Бога, и мне настолько любовь к Богу ощутима, что мне не надо ходить в храм, как вам, я молюсь Богу сам, как умею, молюсь и дома, и на работе. И, действительно, так и происходит. Человек ходит и радуется. И вот однажды такой человек пришел к нам в храм, и мы с ним разговорились, и он говорит: батюшка, я люблю Бога, но мне незачем ходить в храм, Бог меня слышит, Бог мне отвечает. И это, действительно, радость, если так у человека происходит непрестанная молитва к Богу – на всяком месте владычествие Божье. И когда человек помнит, что нужно всегда молиться своему Творцу. Но потом я спросил: а как ты молишься и чем ты в жизни занимаешься. Оказалось, что человек, действительно, молится Богу всегда, даже тогда, когда ворует. Говорит, я, батюшка, веду не очень честный образ жизни, потому что у меня работа так построена, что нельзя не обманывать и нельзя не взять что-то, потому что зарплата очень маленькая, а за то, что я беру, меня никто не ругает. И когда я сделаю так, всегда благодарю Господа: спасибо, что я так смог поступить и дал Ты мне блага на современную мою жизнь. Хорошо это или плохо? Любовь ли это к Богу? Конечно, любовь, потому что даже в таких неправильных положениях вещей, в которых оказался человек, или, может быть, сам он обустроил такие неправильные порядки вокруг себя, так или иначе, он все-таки помнит о Боге.

Но, наверное, эта любовь не совсем совершенная и правильная, потому что Господь говорит: тот, кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает. А есть заповедь: не укради.

А еще есть такие люди, которые любят свою семью, своих детей, жену. Но тем не менее, изменяют. Они даже в храм ходят, некоторые, а иногда даже не исповедь приходят, раз в год, так. чтоб не сильно совесть мучала. И, действительно, это очень порядочные, культурные люди, которые, действительно, дают все необходимое своим детям, в материальном плане, которые ничем не обижают своих жден, но они просто изменяют. И такие же жены есть, которые варят борщ и содержат уют в доме, и являются образцовыми хранительницами домашнего очага, и принимают с любовью мужа с работы, и детей с радостью учат в школе, но являются неверными своим семьям. Они любят Бога, даже ходят в церковь иногда, но вот они нарушают заповеди, потому что есть такая заповедь: не прелюбы сотвори.

Есть очень мого людей, которые любят Бога, а поклоняются истуканам. Много людей, которые говорят, я люблю Господа Бога своего, потому что я помню, что Он есть, я верю в Него. Они большую часть своего времени посвящают не своему объекту любви – Богу, как они говорят, а пристрастию к другим божкам – поиску богатства, причем, бесконечному, поиску самоутверждения над другими людьми, поиску собственной правды – через ненависть, через мстительность, через надменность, через гордыню, они поклоняются маммоне, а как известно, невозможно двум одновременно хозяевам угодить, ибо одного возненавидят, а другого возлюбят, потому что для одного будут стараться больше, для другого будет не хватать времени.

И мы рассуждаем сегодня о главной заповеди, для того чтобы мы понимали, что любовь к Богу – это не есть некое чувство радости, удовлетворенности оттого, что есть Бог. Это не временная эйфория от чувственных наслаждений.

Когда-то по телевизору увидел передачу, целью которой было выбрать лучшего певца из народа. Одну светскую песню спела монахиня. И были такие комментарии к этому выступлению: Бог пострадал на Кресте ради нас, чтобы мы радовались. Любовь к Богу это было? Конечно, любовь. Но при этом эта любовь меньшая, чем могла бы быть со стороны этого человека, который выступал, и совершенно непонятная со стороны человека, который написал этот комментарий. Потому что он мог бы эту любовь воплотить в гораздо более высокие черты, более насущные моменты и более реальные качества.

Господь говорит: кто любит Меня, тот заповеди мои соблюдает. Для чего Господь дает человеку заповеди? Наверное, так же, как родители дают наставления своим детям, чтобы человек, следуя таким советам, имел ограждения и не натворил того, что могло бы стать причиной его страданий, скорбей и сожаления.

Заповеди – это такие маяки, светильники, дорожные столбы освещения вдоль ночной дороги, не заходя за которые человек не заблудится в своей жизни, не будет блудить, не потеряет ориентир в жизни из-за заблуждений.

Человек, который игнорирует заветы Божьи, Бога, который сотворил этот мир и самого человека, тот теряет правильное направление в своей жизни. Потому что эти заповеди, которые дает Господь, это ничто иное как указатели, чтобы идти в правильном направлении. Так вот чтобы любить Бога в истинном и правильном смысле этого слова, надо исполнять заповеди Его. Надо к ним прислушиваться.

И когда человек исполняет заповеди, тогда он понимает, кто такой Бог. Потому что заповеди – это мысли Божии, это знания Божии (они даны человеку), это логика Божия. И когда ты применяешь не свою логику земную или чужую, общественную, человеческую, а Божью, то твои мысли и твое понимание выстраивается в такую череду, что ты начинаешь понимать этот мир так, как хочет Бог, а не так, как ты сам способен или может дать тебе опыт общества.

Но вот Господь говорит и другие слова, в Евангелии от Матфея в 24-й главе мы читаем еще более страшные слова: за умножение беззакония во многих людях оскудеет любовь. А что есть беззаконие? Если мы говорим о законе Божьем (хотя, наверное не совсем уместно здесь слово “закон”, Бог дает наставление, советы), так вот беззаконие есть грех, нарушение заповедей является грехом. греховная жизнь ведет к тому, что в человеке оскудевает любовь. В чем это проявляется? В том, что человек, который грешит, перестает понимать, зачем ему любовь к Богу воплощать в какие-то дела. И он перестает пользоваться теми средствами, чтобы быть ближе к Богу, которыми пользуются настоящие христиане.

Он игнорирует молитву, не разговаривает со своим Богом, Которого он любит, как говорит. Он игнорирует посты, для того чтобы научиться воздерживаться ради Бога, Которого он любит, как говорит. Он игнорирует заповеди и слова не читает Божьи, и не слушает Бога, Которого, как он говорит, любит. И от этого в нем оскудевает любовь, потому что перестает понимать, что есть любовь. В нем нет информации из Священного Откровения Божественного, в нем нет опыта от отсутствия молитвы и поста, нет ответов Божьих, потому что он не спрашивает ничего. Нет диалога между личностью человеком и личностью Богом. Во многих оскудеет любовь за умножение беззаконий.

Поэтому вторая заповедь, которую дает Христос, “возлюби ближнего, как самого себя”, является проверочным материалом для нас, можем ли мы любить Бога.

Иоанн Златоуст, процитировав слова пророка, произнесенные как бы от имени Бога, сказал: как же ты говоришь, что любишь Меня, Бога, а образ Мой в человеке ненавидишь и осуждаешь, еак же ты поклоняешься иконам Моим, написанным на дереве красками, и гнушаешься образом Моим в ближнем твоем человеке, как же ты хочешь принести Мне какие-то богатые жертвы, и при этом ничего не жертвуешь для ближнего твоего?

И это удивительные слова, потому что Господь говорит, что мы все для Него одинаково ценны, мы все чада Его. И так возлюбил Бог мир любовью совершенной, что отдал Сына Своего единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

За каждого из нас Бог отдал дар любви совершенный, всецелый, самую высшую цену любви, которую можно найти на земле, это цену своей земной жизни. И придя в мир, будучи Богом совершенным и человеком совершенным, имея власть живыми и мертвыми обладать, творити чудеса дивные и великие, имея власть бессмертия, Бог отдает Себя раи человеческого спасения. Это жертва любви ради ближнего, ради каждого из нас, ибо мы, каждый из нас, ближние Его.

И вот и нас призывает к тому же, говорит, по этому и узнают, что вы Мои ученики (то есть те, кто слушает своего Учителя, те, кто хотят научиться и стать подобными Ему, совершенными, как Он, набраться тех знаний и опыта, какие есть у Учителя, так, чтобы и другим быть способными отдать), так вот Он говорит: по этому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой.

Конечно, мы, исследуя это слово “любовь” к ближнему, должны проверять его делами любви. Сколько раз я сказал ближнему своему, что я на него не обижаюсь, не сержусь, что прощаю его и люблю? Сколько раз я ему улыбнулся или улыбнулась? Сколько раз таким образом я сделал дело любви? Или это осталось только в моей фантазии? А может, я улыбалась только внутри себя, а не снаружи, и он даже не заметил? А может, в душе сказал ему прости, а так только кивнул головой, та, ладно..? А может, я  лицемер или лицемерка, потому что говорю, что Бога люблю и заповеди Его не соблюдаю? Говорю, что ближнего люблю, а дел любви во мне нет?

Поэтому очень важный момент для понимания, что Любовь к Богу проверяется через любовь к ближнему. И любовь к Богу – это главная забота христианина. Ибо кто любит Бога, тот заповеди Его соблюдает. Соблюдающий заповеди знает, как жить. А кто знает, как жить, то знает, что не надо грешить и не грешит. Тот, кто не грешит, становится святым, а, значит, живет в этом мире вечной жизнью, правильной, богоугодной жизнью. И ничего от него не отнимается. Ибо все, что мы видим в мире, Бог дал человеку. А значит, живя богоугодной жизнью, по заповедям, мы знаем, как это все в этом мире использовать себе во благо, и не навредить ни себе, ни миру, ни другим людям. И в этом есть чудо. Тот, кто любит Бога, любит и себя, и ближнего, и близких. И больше им даст, и сможет дать всем окружающим больше, чем если бы всю жизнь копошился, игнорировал Бога, смог бы дать другим.

Поэтому зная эти великие заповеди, надо стремиться их исполнять. Мы, христиане, должны постоянно заглядывать в свое сердце и испытывать его на наличие любви, не только любви чувственной, потому что надо, чтоб эта  любовь (Бог есть Любовь) вселилась в наше сердце и растопила лед нашей дебелости, окаменелости, бесчувственности, от греховности нашей, и соделала нас способными к покаянию, к добродетели, способными восстать от сна праздности и лености, и начать  творить дела любви. Ибо Бог во мне, а я в Нем. И если Он во мне, то я подобен Ему в поступках своих.

Вот и надо молиться Господу Богу, чтобы давал нам такие мудрость и силы, чтобы любовь наша была не драгоценным камнем, лежащим без дела, а драгоценным камнем, который раздается всем вокруг нас находящимся, и приносящим блеск и красоту нашей жизни самому Богу, и при этом не оскудевая у нас, чтобы была видна многим, в прославление Отца Небесного, который научил нас такой любви. Аминь

 

ПОДЕЛИТЬСЯ