25 октября – день канонизации святителя Филарета (Гумилевского), выдающегося церковного деятеля 19-го века. В этом году он припал на воскресенье и был отмечен в нашем Свято-Преображенском храме особым молебном. Дело в том, что у нас в храме находится икона святителя с частицей мощей, которая в дни его памяти выносится в центр храма и кладется на аналое для поклонения. А еще этот святой был тесно связан с Харьковом.

Архиепископ Филарет (в миру Дми́трий Григо́рьевич Гумиле́вский, при рождении Конобе́евский) родился 23 октября (4 ноября) 1805 года в деревне Лесное Конобеево Тамбовской губернии. Он был историком церкви, богословом, патрологом, библеистом. Оставил после себя множество богословских трудов.

Родился он в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. Когда никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взобравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? – “Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь!” – отвечал юродивый. Нашлись люди, которые юродивого высекли, а он лишь приговаривал: “Бейте больше, родился большой Тимошка”.

Мальчика назвали Димитрием в честь св. Димитрия Солунского. Отец его отличался  благочестием, был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать была образцом благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.

Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (от латинского humilis — низкий, незнатный).

Память у Димитрия была необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свой отпечаток на характере будущего святителя. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь, и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор.

Однажды Димитрий со своей теткой посетил Саровскую пустынь, и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, преподобный сказал: “Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси как ученый муж”.  Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преподобному Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: “Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог”.

Эти предсказания и некоторые другие случаи в его жизни были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслом Божиим. Отец мечтал, что Димитрий займет его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищей Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошел к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: “Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского”.

Кроме своего друга Димитрий никому этого не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе.

После окончания Шацкого духовного училища учился в Тамбовской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии (окончил со степенью магистра, вторым в выпуске 1830 года). Еще до окончания академии в 1829 году был пострижен в монашество. При пострижении митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) дал ему имя, которое сам носил, — беспрецедентный случай в истории академии. В 1830 году — иеродиакон, затем иеромонах.

В 1831 году он занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 года — профессор на кафедре Священного Писания, затем назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия, а через год – инспектором Московской духовной академии. В 1835 году стал архимандритом и ректором Московской духовной академии. С 1837 года был одновременно настоятелем московского Богоявленского монастыря.

Святитель Филарет считается основателем академического журнала Московской духовной академии: «Творения Св. Отцев в русском переводе с прибавлениями духовного содержания».

С 1841 года — он уже епископ Рижский, викарий Псковской епархии. Во время его управления Рижским викариатством были открыты 63 прихода, сооружены 20 постоянных и 43 временных церкви. Святитель приложил много усилий для распространения православия среди латышских и эстонских крестьян, что вызывало активное противодействие со стороны остзейской аристократии и лютеранского духовенства. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), «пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами».

В 1844 году святителю удалось присоединить к православию членов протестантской общины гернгутеров по их просьбе, причём, император Николай I разрешил совершать для них богослужения на латышском языке. В 1845 году в православие перешли 9870 эстонцев и 4564 латыша. Всего в 1845-1848 годах только в эстонской части Лифляндской губернии к православию присоединились 63858 крестьян.

Профессор Дерптского университета М. А. Розберг (лютеранин по вероисповеданию) свидетельствовал: без какого-либо подстрекательства, без надежды на какие-либо земные выгоды толпы добродушных и мирных крестьян, окончив свои полевые работы, направляются к русским священникам, чтобы принять русскую веру; это зрелище не только возвышает и трогает, но и являет собой торжество православной духовности, ибо это не нарушители, не полудикие язычники, не униаты, ближе стоящие к русской Церкви, но протестанты, три столетия находившиеся под влиянием красноречия образованных лютеранских священников.

При этом епископ Филарет исходил из инструкции Николая I от 1845 года о порядке перехода эстонцев и латышей в православие, которая запрещала принуждение в этом вопросе и обещание материальных благ в случае смены вероисповедания.

Большое внимание епископ уделял подготовке священников, в 1847 году в Риге  открыли духовное училище.

С 6 ноября 1848 года владыку переводят из прибалтийских земель, и он становится епископом Харьковским и Ахтырским. 7 апреля 1857 года возведён в сан архиепископа. Прослужил на нашей земле 11 лет, после чего был переведен на Черниговщину (архиепископ Черниговский и Нежинский). В 1860 году Святейший синод присвоил ему степень доктора богословия.

Будучи правящим архиереем Харьковской и Черниговской епархий, владыка Филарет заботился об обеспечении духовенства, организовывал церковно-приходские школы, типографию, основывал монастыри и руководил храмостроительством. Готовил программы преподавания для духовных учебных заведений, на содержание которых направлял доходы от издания своих трудов. Много средств тратил на благотворительность, в связи с чем был вынужден постоянно сокращать свои расходы. Получил известность своими проповедями в Харьковской епархии во время Великого поста, опубликованными под названием «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», и изданием «Историко-статистического описания Харьковской епархии».

Во время холерной эпидемии 1866 года владыка Филарет предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. В пути сам заболел холерой и скончался в Конотопе. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), от Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ, сменяя один другого, сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10-12 тысяч человек. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.

Владыка Филарет получил известность своими научными трудами. Он был членом Общества истории и древностей российских (1847); действительным членом Императорского Русского географического общества (1852); почётным членом Императорского Русского археологического общества (1856), Копенгагенского общества древностей, Московского и Харьковского университетов, Киевской и Московской духовных академий, Императорской Академии наук. Профессор Казанской духовной академии Григорий Елисеев считал, что это был, можно сказать, единственный действительно ученый богослов в России, который как богослов-догматик, как богослов-историк, как богослов-археолог стоял если не выше, то никак не ниже знаменитых иностранных богословов, человек необыкновенно талантливый, всецело преданный науке.

Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения… У него всегда было желание за все взяться, во всем успеть больше прочих.

Значительную известность получил его главный труд «История Русской Церкви» (доведён до 1826 года), в нем автор предложил принципиально новую периодизацию русской церковной истории, разделив её на пять периодов: от начала христианства в России до нашествия монголов (988—1237); от нашествия монголов до разделения русской митрополии (1237—1410); от разделения митрополии до учреждения патриаршества (1410—1588); период Патриаршества (1589—1720); синодальное управление (1721—1826). В сокращённом виде он впервые был издан в 1859 году и потом, как учебник, выдержал множество переизданий.

По мнению протоиерея Георгия Флоровского, считавшего владыку Филарета человеком «исключительных дарований, с беспокойной мыслью и тревожным сердцем», в этом труде «впервые вся русская церковная история была рассказана и показана как живое целое, рассказана ясно и вдумчиво». Профессор Антон Карташёв считал, что «настоящую учёную историю Русской Церкви мы имеем со времени выхода в свет „Истории Русской Церкви“ архиепископа Филарета».

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона исторический труд владыки Филарета сравнивался с «Историей государства Российского» Николая Карамзина и оценивался так: “Автор стоит всецело на богословской точке зрения; явления русской церковной истории он рассматривает с их, так сказать, официальной стороны: излагает прежде всего подвиги святых мужей и иерархов на пользу русской церкви, а затем идёт рассмотрение ересей и расколов, как отклонений от правильного понимания православного учения. У него нет указаний на внутренний процесс восприятия русским народом истин христианства, а равно и на причины отклонения от церковного учения”.

Значимым богословским трудом владыки Филарета является «Историческое учение об Отцах Церкви» в 3-х томах. По словам протоиерея Александра Меня, он стремился раскрыть всю живую многогранность святоотеческого учения, а не превращать его в застывшую схему. По его словам, святые отцы, следуя в главном церковному Преданию, по многим вопросам имели различные мнения. Они «размышляли о слове Божьем, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили, ораторствовали, философствовали и были филологами, и при этом даже ошибались». Подобный подход показался слишком смелым, и книга смогла выйти лишь в новых церковно-общественных условиях – после кончины Николая I, при царе-реформаторе Александре II.

Также был автором подробного «Обзора русской духовной литературы», капитального труда «Православное догматическое богословие», житий святых, множества исторических монографий, статей и проповедей.

14 апреля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении архиепископа Филарета к лику местночтимых святых Черниговской епархии. 25 октября того же года в Троицком соборе Чернигова состоялся чин канонизации, возглавленный митрополитом Киевским Владимиром. По обретении мощи святителя были перенесены из крипты собора и размещены в новой раке в самом соборе.

Акафист святителю Филарету архиепископу Черниговскому
Кондак 1

Избранный угодниче Христов, святителю отче наш Филарете, славо и церковное украшение земли Черниговския, богомудрый светильниче и наставниче к тебе притекаю щих, душу за овцы своя положивый и по преставлении твоем нас в бедах не оставляющий, да со умилением зовем ти: Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Икос 1

Ангел рождение твое устами Христа ради юродиваго провозгласи тя, великаго светильника и молитвенника всея Руси, быти предрече, иже поученьми своими веру истинную укрепиши и утвердиши. Мы же, дивящеся сему чудеси, радостно зовем ти: Радуйся, яко рождение твое трезвоном церковным огласися; Радуйся, яко окрест живущий сему удивишася; Радуйся, при святом крещении в честь великомученика Димитрия нареченный; Радуйся, измлада богомыслию и доброде тели наученный; Радуйся, церковную молитву от детства твоего возлюбивый; Радуйся, непременною потребностию души своея ея сотворивый; Радуйся, святым старцем Серафимом благословенный; Радуйся, троекратно на великое служение Церкви Христовой им же прореченный; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 2

Видевши Господь благое намерение души твоея всецело посвятити себя служению Церкви Христовой, благослови тя чрез митрополита Московскаго, иже даде ти имя святаго праведнаго Филарета Милостиваго, его же и сам носивше. Ты же с радостию велиею восприял пострижение сие, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Небесный Тебе даровася, угодниче Христов, от млада помышляя о небесном и упражнялся в молитве и пении церковнем, непрестанно трудился еси на ниве Христовой, познавая премудрость Божию. Сего ради и мы, недостойнии, воспеваем ти таковая: Радуйся, богопознанием ум свой укрепивьй; Радуйся, дух свой премудростию Божией окрыливый; Радуйся, велеречием своим к истине на правляющий; Радуйся, в скорбех и печалех утешающий; Радуйся, нерадивых во учении вразумителю; Радуйся, добрый и мудрый учителю; Радуйся, последователю истин непреложных; Радуйся, обличителю учений ложных; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 3

Сила Божия укрепи и умудри тя, предивный отче Филарете, яко тщанием велиим и усердием обогащал еси творениями отцев церковных вверенных тебе питомцев просвещая, дабы они напаялись и укреплялись во благочестии и чистоте, воспевая Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос З

Имущи непоколебимую ревность о Бозе Спасе в прославлении Его премудрости и милосердия о нас грешных, и всецело предал себя благовоспитанию будущих служителей Церкви. Мы же, славяще Пастыреначальника Христа Бога нашего, давшаго нам премудраго наставника и светильника таковаго, взываем ти сице: Радуйся, яко дела просвещения и воспитания во благо устрояеши; Радуйся, яко благоразумием и кротостию душевною ко учению понуждавши; Радуйся, учителю праведный и чадолюбивый; Радуйся, многия еретическия мудрования премудре посрамивый; Радуйся, от сетей диавольских пасомых избавлявши; Радуйся, милосердие и заботу о немощных проявлявши. Радуйся, в делех на молитвенное заступление к преподобному Сергию прибегающий; Радуйся, бедствующим и неимущим без мездно помагающий; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 4

Буря скорбных помышлений обдержаше тя, блаженне Филарете, егда поставлен был архиереем града Риги и претерпевая множество наветов и козней на Церковь Христову движимых. Ты же мудростию и кротостию своею отвратил их хитросплетения научая пети непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще святое житие твое, пречудне Филарете, како радееши еси о словесных овцах стада своего, многия инославныя прилепляхуся к тебе и моляше тя прилучити их святому Православию, дабы едиными усты и единым сердцем славити с тобою Всесвятое Имя Пресвятыя Троицы. Мы же, радующеся сему, купно с ними воспеваем ти сицевая: Радуйся, Православныя веры усердный ревнителю; Радуйся, младых и юных премудрый учи телю; Радуйся, свете во тьме седящим; Радуйся, помошниче всем просящим; Радуйся, души жаждущие истиною напаяеши; Радуйся, к познанию Бога личным примером наставляеши; Радуйся, делу благому верно послуживый; Радуйся, образ премудрости и милосердия пастве своей явивый; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 5

Боготечною звездою явился еси, премудре отче Филарете, сущим в земли Лифляндской, мудро и неустанно сея семена веры апостольския, ограждая паству свою от наветов вражиих, да и многих ревностию своею ко Христу привел еси, дабы воспевали с тобою дивному во святых своих Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша враг рода человеческаго ревность твою, святителю Филарете, воздвиже гонение велие на тя и на многия чада твоя. Ты же непрестанно увещавал еси сильных мира, закореневших во злобе на веру православную, уповая на милосердие и помощь Божию. Сего ради и мы, дивящеся твоему долготерпению и ревности о Церкви, вопием ти тако: Радуйся, следованию истине и правде мно гия наставляеши; Радуйся, яко светом истины просвещаеши; Радуйся, прошедый душевную голгофу; Радуйся, яко за все благодарил еси Всемилостиваго Бога; Радуйся, храмов Божиих строителю; Радуйся, мудрый наставниче и путеводителю; Радуйся, Филарете, в житии своем святителю Николаю поревновавый; Радуйся, мног плод о Христе сотворивый; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 6

Проповедницы твоея святости и молитвеннаго предстательства у Престола Христа Бога нашего явишася нетленныя мощи твоя, ихже при житии своем почиташа преподобный Лаврентий, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светильником богомудрым земле Слобожанстей, егда поставлен был архиереем града Харькова, иже непрестанны ми трудами и начинаниями твоими преобразилися и просветилися храмы и обители иноческия. Мы же, радующеся сему, воспеваем таковая: Радуйся, ревность о духовном просвеще нии пастырей являющий; Радуйся, нерадивых и ленивых обличающий; Радуйся, престарелых и немощных непрестанный попечителю; Радуйся, церковнаго благолепия преизрядный ревнителю; Радуйся, славою земною в житии своем пренебрегающий; Радуйся, житием своим многих от грехов ных устремлений отвращающий; Радуйся, строгий ревнителю благочестия; Радуйся, непримиримый борителю с неправдой и нечестием; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 7

Хотя быти пастырем добрым словесному стаду своему, не оставлял еси пасомых, но облекаяся в броню правды отгонял волка грядуща, жаждуща расхитити овцы твоя, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Небеснаго жития поборниче и проповедниче, святителю отче Филарете был еси, егда наста время велией брани для земли нашея, ты, подобно преподобному Сергию, избрал иеромонахов Святогорския обители Вениамина и Никандра, дабы сопутствовали воинам и служили им утешением. Мы же, радующеся сему, вопием ти: Радуйся, на ратный подвиг за веру и отечество благословляющий; Радуйся, ко вспомоществованию им многих призывающий; Радуйся, милосердие велие к воинам имевый; Радуйся, сострадание многое к раненым явивый; Радуйся, суетныя прихоти плоти поученьми своими обличающий; Радуйся, яко примером множества щедрот своих пасомых на дело благое побуждаеши; Радуйся, милость Божию на люди земли нашея призывающий; Радуйся, на промысел Божий надежду полагающий; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 8

Странник был еси в житии твоем блаженне Филарете, никогдаже помышляя о земном, но о горнем, аки крепкий воин Христов, утверждал еси веру Православную, ревнуя о правде Божией, непрестанно воспевая хвалебную песнь Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Ревностию преисполнился еси, егда узрел запустение и оскудение духа молитвы, духа благочестия во обителех и храмах, и подобно пророку Илии искоренял нечестие, своеволне и непослушание. Мы же, радующееся твоей непоколебимости и терпению зовем ти сице: Радуйся, заблуждающихся мудрый обличителю; Радуйся, иноческаго целомудрия верный хранителю; Радуйся, алчущий и жаждущий Божия правды; Радуйся, обличителю всякаго нечестия и неправды; Радуйся, церковнаго благостояния рачителю; Радуйся, пастырей мудрый исправителю; Радуйся, источниче учительства неоскудевающий; Радуйся, ревнителю благочестия неустршимый; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, великия труды подъял еси, святителю Божий, всякия лишения, обиды и болезни претерпевая, спасения ради чад твоих, но в труде мнозем неустанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумевают, како восхвалити тя достойно, угодника Божия: ибо духовною силою слова твоего проповедал еси не токмо небесная, но и земная, яже сотвори Господь людем своим. Мы же, дивяшеся не поколебимому стоянию в истине и правде Божией вопием ти: Радуйся, Евангелия неутомимый проповедниче; Радуйся, истины и правды нелицемерный поборниче; Радуйся, дел просвещения мудрый устроителю; Радуйся, паствы своея ревностный просветителю; Радуйся, пастырю добрый и чадолюбивый; Радуйся, непрестанными и слезными молитвами дух свой окрыливый; Радуйся, страсти сребролюбия и лихоимства избежавый; Радуйся, житием своим нестяжание показавый; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 10

Спасти хотя чада духовная, Священное Евангелие во вся дни проповедал еси, дабы данною ти властию от Бога, во утверждение Христова закона, оградити их от лютеранския и иныя ереси, люди православныя познавши многая своя прегрешения, прибегают ко Христу, Спасителю мира, воспевая ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена ограждения был еси Церкви Христовой, еюже страна наша оградися, и Святая вера прославися. Мы же, дивяшеся твоему долготерпению и ревности об истине и правде Божией, поем ти таковая: Радуйся, суемудрых мира сего посрамивый; Радуйся, слово Божие на ины языки преложивый; Радуйся, яко многия народы во едино стадо Христово собираеши; Радуйся, жаждущих и алчущих правды Божией долготерпению научаеши; Радуйся, от уныния и разделения нас из бавляющий; Радуйся, ко Свету невечернему нас направляющий; Радуйся, Церковный столпе крепкий и непоколебимый; Радуйся, твореньми своими Веру Православную укрепивый; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 11

Пение исходное и рыдание у гроба твоего творяше чада твоя, иже от веси до веси крестным ходом провождаше честныя мощи архипастыря своего, положившаго душу за други своя, и поминая твое милосердие и любовь, непрестанно воспевали песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Пресветлый светильник земли Черниговстей, просвещая сердца и души светом Евангелия, истины и правды Божией, и памятуя последняя своя, поучал не забывати и об оставляемых. Мы же, радующеся твоему милосердию, воспеваем ти тако: Радуйся, на пажити духовней добре потрудивыйся; Радуйся, по преставлении твоем на лоно Авраамово вселивыйся; Радуйся, утешение бедствующим и скорбящим; Радуйся, потребное подающий просящим; Радуйся, добротолюбием и смирением всех удивляющий; Радуйся, терпением и молитвою вражия наветы отгоняющий; Радуйся, иереев премудрый наставниче; Радуйся, обителей иноческих благоукрасиелю; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 12

Благодать велию яви Господь, егда по преставлении твоем тление не коснуся телесе твоего, святителю Филарете, а моровое поветрие в людех прекратися, иже воспеша Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя велия труды и подвиги на ниве Церкви Христовой, пречудный Филарете, недоумеем, како претерпел еси в житии твоем гонения и клевету, и никомуже зла за зло, воздавая, но со смирением и любовию молился еси за обидящих и гонящих. Мы же, воспевая твое долготерпение и милосердие глаголем ти сице: Радуйся, истинный безсребрениче и нестяжателю; Радуйся, плодов благочестия и воздержания собирателю; Радуйся, подвижниче на небосводе церковнем возсиявший; Радуйся, никомуже зла за зло воздающий; Радуйся, доброе и вечное семя сеющий; Радуйся, и о земном отечествии радеющий; Радуйся, градов и весей бытописателю; Радуйся, в подвизе сем преподобному Нестору подражателю; Радуйся, святителю Христов, Филарете, наставниче богомудрый.

Кондак 13

О, предивный светильниче Церкве Христовой, святителю отче наш Филарете, приими сие малое молитвенное пение в похвалу тебе приносимое, и твоим предстательством у престола Царя Славы избави нас от всех бед и скорбей, от тлетворных учений и расколов, от смертоносныя язвы и междоусобныя брани, да с тобою и со всеми святыми поем Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос («Ангел рождение твое») и 1-й кондак («Избранный угодниче»)

Молитва святителю Филарету Черниговскому
О, Богомудрый Святителю отче наш Филарете, от юности Христа возлюбил еси, ревностию ко храму Божьему исполненный, расколов и ересей искоренителю и истинного учения насадителю. Призри на нас, чад твоих, слезно просящих твоего заступления пред Господом, помози нам угодниче Божий избавитися от всякого зла. Сохрани нас от губительной язвы, глада и смертоносныя раны и от всяких бед и скорбей, находящих на нас по грехам нашим. О, добрый и верный пастырю Христов! Святую Церковь Православную, от наветов вражиих непоколебиму соблюди. Стране нашей вся благая и ко спасению потребная испроси, да по милости Своей велицей Господь всю жизнь нашу незыблемым миром оградит, дабы непрестанно славити с тобою Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святоаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

О, великий светильниче, славо и украшение Церкви Православныя, правды Божией ревнителю, премудрый наставниче и учителю, святителю отче наш Филарете! Прими сие малое моление наше от нас грешных тебе приносимое. Призри с высот небесных и умоли Всемилостиваго Владыку нашего оградити Церковь святую от нестроений и расколов, архиереи благолепием святительства украсити, монашествующих к подвигом добраго течения направити, заповеди Господни непорочно сохраняти и веру святую непорочно содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити; оградити страну нашу от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, смертоносныя язвы и междоусобныя брани. На тя бо упование наше возлагаем, отче наш чадолюбивый, буди нам ко спасению путеводитель, да твоим благоприятным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы сподобимся наследовати обители райския и воспевати со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь

ПОДЕЛИТЬСЯ