Сегодня мы вспоминаем события сошествия Святого Духа на апостолов. Это событие описано в Священном Писании. Книга Деяний святых апостолов передает нам, каким образом происходило это событие. И также в памяти церковной хранится описание того, что происходило с апостолами после Вознесения по плоти на небо Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

И вот мы читаем, что святые апостолы, по слову Господа Иисуса вознесшегося, пребывали в Иерусалиме неотступно в молитве. И вот в 10-й день после Вознесения в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который праздновался ветхозаветной церковью в воспоминание получения от Бога Синайского законодательства во время молитвы сделался как бы большой шум, и вне, и внутри комнаты, где находились апостолы и все, кто находился с ними, общим числом около 120 человек.

И вот явился Дух Святой над апостолами в виде огненных языков, как бы разделяющихся, и почил над каждым из апостолов, и исполнились все Духа Святого, и начали разуметь тайны Царствия Божия настолько, что выйдя из комнаты, увидели много людей, которые собрались на этот шум, на это явление природное, наверное, промыслом Божьим к этой горнице, где находились апостолы.

И когда апостолы вышли, то говорили слово проповеди о Воскресшем воплотившемся Боге Слове Иисусе Христе, который нас ради человек и нашего ради спасения сшедший с небес и воплотившийся от Девы Марии, и вочеловечившись, страдал, и воскрес тридневно, и вознесся на небо. И проповедовали всем присутствующим, таким образом просветившись Духом Святым, что каждый, кто пришел, понимал, о чем апостолы говорили, несмотря на то, что во время праздника ветхозаветной Пятидесятницы каждый единоверный, кто верил в единого Бога, кто считал себя наследником ветхозаветной церкви, считал нужным прийти на праздник в Иерусалим из других регионов.

И множество людей последующих поколений не до конца помнили тот язык, на котором говорили апостолы, некоторые говорили уже на других наречиях, но, тем не менее, в тот момент присутствия они понимали, чему учат их апостолы, к чему призывают, и дивились. И говорили, разве не из Галилеи эти люди, разве не простые они, каким образом они объясняют тайны Божии, как они проповедуют понятным для нас образом?

И вышел апостол Петр, и стал говорить к людям во всеуслышание, чтобы покаялись и крестились во имя Иисуса. Ибо народ спрашивал у апостолов после их проповеди, мужи и братья, которые учите нас, что нам делать, чтобы спастись. И вот апостол говорит: каждый из вас да покается и крестится, и будет спасен. И таким образом, после проповеди о Господе нашем Иисусе Христе в этот день крестилось множество народа, больше 3 тысяч человек.

Вся история библейская, ветхозаветная и новозаветная, говорит нам о Боге, о делах Божьих в человеке и о человеке как о том, кто ищет Бога, прислушиваясь к божественному откровению. И Ветхий Завет говорил нам о том, как Бог Отец готовил спасение рода человеческого, отпадшего от Него своею волею через грех, готовил спасение единородным Сыном Своим обещанием Мессии, как Он указывал на время пришествия Мессии, как Он уготовал путь Мессии ,посылая пророков для увещевания, для того чтобы люди подготовили свои умы и сердца к принятию Бога Слова во плоти человеческой. Чтобы через исполнение Закона Божия люди были способны увидеть этого Бога, пришедшего во плоти, чтобы были способны отличить человеческую правду от Божественной истины. Чтобы люди, увидев Божественную истину, были способны воспринять ее как большее благо, нежели здешняя земная правда. И для этого посылал Бог “многочасне и многократне”, как пишет апостол, издревле пророков в мир. Но в последние дни глагола нам в Cыне, через Которого и веки сотворил.

И вот не случайно, наверное, по промыслительному Божию провидению, сошествие Святого Духа произошло именно в день Пятидесятницы ветхозаветной. Первая Пятидесятница была установлена в воспоминание дня, когда народ Божий через пророка Моисея на горе Синае получил 10 заповедей, которые сделали этих людей отличающимися от других племен и народов образом своего поведения и понимания Бога. Эти заповеди дал Бог человеку, чтобы человек не стал животноподобным на этой земле, чтоб он перестал быть инстинктами подобен пресмыкающимся к этому земному, но чтобы он возвысился над этими греховными побуждениями, приходящими от неведения и непонимания.

В день Пятидесятницы, который был днем завета между Богом и человеком, это был день, когда Бог сказал Моисею: исполняйте Закон Мой, исполняйте эти заповеди, не вредите себе, и будете Моими детьми, и Я буду вам Богом, когда буду видеть, что вы принимаете то, что Я даю вам, и приусвояете себе во благо, во спасение душ и в мир, и в гармонию между вами. Но в день 50-й по Своем Воскресении Бог дает некий Закон, более совершенный – благодать Святого Духа каждому, просящему и крещающемуся во имя Святой Троицы.

Эта Пятидесятница становится уже днем, когда Бог не просто дал Закон, а становится днем, когда Бог дает благодать и способность каждому, ищущему Его, понимать тайны Царствия Божия, каждому ищущему дает благодать Святого Духа, дает способность стать восприимчивым к своей вере, дает способность каждому человеку верующему приусвоять плоды этой веры, не только подсознательно, но и внешне нашим земным разумом, видеть волю и руку Божию в этом земном мире.

Точно так же день Святой Пасхи ветхозаветной тоже символически, как мы помним, был установлен Богом в честь избавления богоизбранного израильского народа от египетского плена. И вот новозаветная Пасха, когда Христос избавляет не только лишь от плена порабощения человека человеком, но пришел, дабы избавить человека от плена греха и от последствия этого плена греха – смерти. Бог дает этой Пасхе более возвышенный и совершенный смысл, открывает другие возможности человеку – выходить из плена не только своего разума, но выйти из пена пространства и времени и жить вечной жизнью в Боге, который есть не Бог мертвых, но Бог живых.

Так Бог призывает каждого к вечной жизни. Так Он показывает эту жизнь. Так Он приоткрывает ее. И точно так же мы проводим такую параллель между Ветхим Заветом, когда весь народ верил в Бога невидимого, Бога, который о Себе говорил, что Бога никто никогда нигде не видел. И когда Моисей просил Бога, покажи мне лицо Свое, то Бог сказал, что не может человек остаться живым, увидев Бога. То есть славу Божию. Это есть совершенство Божие, которое не вмещается в познавательные человеческие способности. И вот прикровенно Бог только краем риз явил Себя Моисею. Но вот Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел в жизнь вечную.

И поэтому Иисус Христос есть Слово воплощенное. Иисус Христос есть Бог, который был вначале, через которого и сотворен мир, как пишет об этом в прологе к Евангелию своему апостол евангелист тайновидец Иоанн Богослов. Вначале было Слово, и Слово было у Бога, И Слово был Бог. И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видим славу Его как единородного от Отца. В Нем была жизнь, и жизнь была Свет для человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его. Так объявляет нам о воплотившемся Боге Слове Господе нашем Иисусе Христе святой тайновидец апостол Иоанн Богослов.

И вот мы видим, что день Святой Пятидесятницы, когда воплотившийся Бог Слово вознесся с полотью человеческой на небо, и седя одесную Бога Отца, то есть пребывает там, где пребывает Бог Отец, в неведомых для нас, земных людей, селениях Божиих, в реальности Божией, то явился в мир Дух Святый как руководитель, как наставник к Божественному, возвышенному, вечному, существующему. Бог Дух Святый.

Когда же приидет утешитель, которого Я пошлю от Отца, Дух истинный, тот и наставит вас на всяку истину, научит вас всему, говорил Иисус своим ученикам. То есть мы видим Бога Духа Святого, пребывающего непрестанно в мире. И таким образом Бог открывает Себя в Троице. Бог открывает Себя единым по существу, но троичным в лицах. И это превосходит всякое познание и всякий  опыт нашего земного естества, нашей земной правды. Это выходит за границы нашего обычного осмысления мира. И это есть свидетельство того, что наш Бог есть Бог истинный. Ибо Бог истинный такой, как есть, Он не может быть умален или ограничен человеческим разумом или человеческим пониманием. Невозможно Бога истинного, который стоял и стоит у истоков вселенной и всего, что существует, всех миров видимых и невидимых, не может быть Бог умален человеческими рамками, рамками человеческого малознающего ума, ничтожного опыта. И поэтому все попытки человека загнать Бога в понятные для себя слова заканчивались таким понятием, как ересь, то есть умаление Бога, исковеркание Бога своим несовершенным умом, а еще чаще своей фантазией на тему о Боге.

Но вот Господь говорит: созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее. Господь наш Иисус Христос говорил, что те, кто будут собираться во имя Его в церкви, будут руководимы Духом Святым, а значит, не смогут исковеркать совершенство Божие, не смогут умалить Его, не смогут приписать Богу то, что в Нем, может быть, казалось бы, должно быть, по человеческим меркам.

Бог есть самосовершенный, и поэтому день Пятидесятницы является днем рождения христианской церкви. Это день, когда не человеки своим опытом или разумом, когда не от большого ума кто-то что-то придумал о Боге, а день, когда Бог излил благодать Свою для понимания каждому приходящему.

И так с того времени через апостолов, потом через их преемников, через епископов, священников, благодать Святого Духа передается из поколения в поколение до сего дня. И это то, что отличает церковь Христову от других церквей человеческих, которые только называются церквями, но они собираются не во имя Иисуса в Троице, не во имя Троичного Бога, а значит, это не является церковью той, которая руководима Духом Святым. Ибо возносясь на небо, повелел своим апостолам, говоря, идите в весь мир и научите народы всему тому, что слышали от Меня, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, научая их соблюдать все то, что Я заповедал вам, потому что Я с вами во все дни до скончания века.

И таким образом, Церковь Христова до сих пор призывает каждого человека покаяться в суете мыслей своих, от быссмыслицы своей жизни, и прийти ко крещению. И в Таинстве крещения совершается Таинство миропозанания, через которое подаются дары Святого Духа. Помазывает священник святым миром органы чувств человека в символ того, что эти чувства теперь способны воспринимать не только внешнее телесное, но и Божественное духовное, что через зрение, слух, обоняние, осзязание можно познавать этот мир, познавая Бога в нем, что услышав слово Божие, можно уразуметь смысл его.

И таким образом, мы приходим к тем словам, которые сказал апостол Петр: покайтесь и да крестится каждый из вас. Мы все крещенные здесь. Не просто крестились во имя Святой Троицы, но еще мы крестили своих детей, когда они в несознательном возрасте были. Это крещение по вере родителей, ибо, может быть, не разум и ум человеческий открыл им, что надо крестить ребенка, но Дух Божий печатью крещения вразумил, что надо крестить, даже если ты по лености и невежеству своему не до конца понимаешь. Надо дать человеку печать дара Духа Святого, дабы он был более совершенный, дабы он, воспользовавшись этим даром Божьим, предвозвестил все тайны Царствия Небесного, дабы он и родителей вымолил поступками своими и научился богопониманию, преуспеванию в осмыслении мира.

Что же нужно нам, чтобы эти дары Святого Духа в нас были совершенны? Надо хранить эту печать дара Духа Святого, не допуская в свою душу ложных, вымышленных, суетных помыслов, божков и иллюзий, для того чтобы концентрировался наш ум и разум телесный, и наша способность к мышлению – на истине, чтобы он осмыслял истину, но не иллюзию, чтоб он анализировал правду, а не человеческое сиеминутное познание несовершенное, которое меняется из поколения в поколение. Ибо правда у каждого своя. И каждое поколение имеет свою правду. Но есть истина. Истина одна для всех: есть жизнь, и жизнью можно назвать только то, что есть, то, что заканчивается, не может быть жизнью, и называться так не может.

Жизнь является ценностью. Ценность – это только то, что дает человеку благо. То, что заканчивается смертью, сопровождается болезнями, не может быть благом абсолютным. Абсолютное блага – это безболезненное, вечное, способное дать человеку развитие и совершенствование в своем стремлении, в своем творчестве. И это есть Бог, который и есть наша жизнь, который Сам о Себе сказал: Я ваш путь, Я есть Истина, критерий правды, и Я есть сама жизнь.

И вот мы сегодня читали отрывок из Евангелия, когда Иисус стоял среди народа и прямо-таки кричал: если кто жаждет, кто хочет пить, прийди, и пей, ибо воду, которую Я даю, не просто утолит жажду и даст жизненные силы, эта вода сделается источником в человеке, текущим в жизнь вечную. Это будет неиссякаемый источник в человеческом разуме и понимании смысла жизни. Это будет неиссякаемый источник, благодаря которому ты, человек, будешь иметь критерий правильности твоих поступков. Это будет неиссякаемый источник благодати, научающий тебя понимать Бога и верить в Бога, и видеть плоды Духа Святого. Ибо апостол говорит, что плодами Духа является мир, радость, вера, долготерпение, кротость, воздержание. Это все то, что мы называем христианской нравственностью.

И нравственным христианин становится не потугами своего тела, но благодатью Божией, которую он пускает в свое сердце, которая преображает сначала его ум, рассудок земной, которая научает его, что так поступать естественнее. И когда человек, действительно, понимает, что и мир, и радость, и понимание смысла жизни, и любовь, и долготерпение, и прощение являются более возвышенными ценностями и совершенными. Тогда он этим живет, и тем самым предвосхищает законы вечной жизни, ибо вечная жизнь устроена именно по этим законам. Не по законам инстинктов выживания, но по законам жизни, исходящей из любви, которая отдает и принимает, и участвует в жизни вселенной, в обмене этих совершенств между Богом личностью и человеком личностью.

Будем же и мы сегодня, в день праздника, держа в руках цветы как символ жизненности, символ Духа Святого, который животворит все, что есть в человеке, напоминает нам о том, что Бог призывает нас к неувядаемой, цветущей жизни каждого из нас. Будем помнить, что мы крещены не только на словах, но для того чтобы этим крещением увидеть этот мир по-другому, не так, как видят грешники, не так, как вижу я, будучи грешником, но так, как я увижу его, отказавшись от греха и следуя правде. И увижу я его по-другому – по-Божьему, таким, каков он есть на самом деле: Божьим и существующим вечно. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ