Когда ученики пришли и сказали Иисусу о том, что Ирод убил Иоанна Крестителя, “…услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Евангелие от Матфея 14: 13-33).

Такой отрывок из Евангелия мы сегодня слышали за богослужением. Здесь мы видим, что проповедуя народу, Господь хотел открыть им некое духовное богатство, которое хочет открыть и нам. Но народ видел в Нем чудотворца и желал сделать Его царем земным, ибо Он давал и хлеб насущный для пропитания и творил великие чудеса.

На самом деле, когда читаешь Евангелие и знаешь, Кто такой Иисус, то уже не удивляешься никакому чуду, ибо ничего нет невозможного для Бога. Но здесь мы видим не чудо ради чуда, а видим образ Бога-попечителя о людях, богопромыслителя, который заботится и о телесном, и о духовном. И, может быть, есть люди, которые реко читают Евангелие, и говорят, а почему Он всегда не кормил людей и не творил чудеса? И ответ находится в том же рассказе дальше: потому что люди не способны принять чудо за чудо и не способны перенять тот смысл, который хочет открыть Бог.

Если чудо совершается только ради того, чтобы это было зрелище или только для того, чтобы ничего не делать и получить хлеб, такого результата Бог не желает для человека. Он желает, чтобы в труде своем собственными силами с помощью Божией был этот хлеб и чтобы чудо заставляло человека думать и воспринимать Того, Кто эти чудеса творил. Не как волшебника ради сиеминутного восхищения, а чтобы задуматься над Его словами, призывами и посылами, увидеть, Кто же Он, такой же, как и мы, но при этом творит такие чудеса и говорит от имени пославшего Его, Который пребывает в Нем и Он в Отце.

И поэтому Иисус, может быть, и не творил бы чудес, как говорил, что род развращенный требует чудес и знамений, но и чудеса ему не дадутся. Чтобы увидеть чудо Христово, не обязательно искать его, ждать от Бога сверхъестественных вещей. Чудо Божие – это сама жизнь на этой земле, жизнь сознательного человека – самое большое чудо. Это такое чудо любви и милости Божией к роду человеческому, которое превосходит все другие чудеса. Потому что Бог поддерживает и истощает эту жизнь в человеках и во вселенной, несмотря на то, что грех стал тотальным в каждом из нас. И грех настолько взрос во многих из нас, что попускает идти против своего Творца, воевать на своего Отца родного. А еще измышлять иллюзии, противопоставлять их реальным ценностям и реальному положению вещей в этой вселенной.

И от этого, конечно, может быть, Бог не отвечает на те молитвы, которые только о земных вещах или благах, исключительно о хлебе насущном. Потому что, получая их, человек все равно не помнит, что он просил этого у Бога, и не связывает это получение земного материального с Богом, ибо в получении материального присутствуют некоторые причины, и он считает, что эти причины – его заслуга. Мы настолько слабы духовно, маловерны, что даже великие чудеса в своей жизни перестаем замечать. А если происходит что-то хорошее, приписываем себе. В какой-то степени это справедливо, но в незначительной, ибо если проанализировать, то мало что зависит от наших усилий, а еще меньше зависит от наших способностей, а еще меньше через наши труды совершается, и вообще ничтожно то, что мы делаем от себя и чем мы приукрашаем эту вселенную, свою жизнь и чем мы прославляем Бога. Это мизерно, учитывая количество времени жизни и количество трудов, которые мы полагаем на это поприще.

Поэтому Бог старается человеку подсказать, может быть, иногда через не ответ на молитву о материальном благе, чтобы человек задумался, чтобы он не был ослеплен каким-то внешним комфортом, который отнял бы у него годы его жизни, и потом бы не осталось времени для осмысления. Иногда Бог попускает человеку жить в своеволии, не вмешиваясь своей волей, чтобы видеть, к каким результатом приводит то, как ты живешь по своей правде, игнорируя правду Божию, и это наверное самое удивительное доказательство, насколько мы с вами заблуждаемся, когда видим эти результаты на самом себе, когда ты чего-то бегаешь, что-то трудишься, а потом оказывается, что это абсолютно никому не нужно, это во-первых, а во-вторых, не приносит никакой пользы душе.

В связи с этим, христианин, который в своей жизни первой задачей полагает искание Царства Божия и правды его, а не попытки построить вечное царство в земных, смертных, изменяющихся реалиях. Если человек, христианин ищет Царства Божия и правды его, то он всегда помнит, что Бог есть промыслитель его, он всегда повторяет слова псалтыри, где многократно описано, как Бог дает пищу каждому существу на планете, а тем паче человеку. Бог одевает все существующее вокруг. И как человек в этом окружен заботой Божией. Повторяя эти слова, он помнит о благодарности к Богу, он смотрит на этот мир не только через призму собственных личностных достижений, а через призму того, в каких условиях, при каких обстоятельствах и в каком порядке вещей это стало возможным, что он реализовал свой талант, и кем этот талант был дан.

Поэтому каждое принятие пищи рассматривается как чудо. И это чудо сопровождается молитвой благодарственной, в первую очередь, молитвой, которая предшествует принятию пищи, где мы повторяем слова, которые заповедал Иисус, обращаясь к Отцу небесному: хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши. И приняв пищу, помним и благодарим Тя, Христе Боже, яко насытил еси нас земных Твоих благ, и не лиши нас и небесного Твоего царствия. Но как раньше посреди учеников приходил, прииди к нам и спаси нас. Приходил к ученикам и по Воскресении, в том числе, так и сейчас, вознесшись, приди к нам, и спаси нас. Таков призыв человека, благодарящего о благодеяниях Божиих.

И приходит Христос в ум и сердце человека такого, и с этим человеком пребывает. А значит, мысли и жизнь человека будут способны сообразоваться закону Божиему. В этом есть великое чудо. И поэтому, может быть, стоило бы нам сделать много выводов, но хотя бы некоторые размышления на эту тему должны нас привести к тому, что не хлебом единым земным будет жить человек, но словом Божиим, потому что хлеб ели не только мы с вами. Иисус говорил своим современникам: вы пошли за мной, потому что вы ели хлеб в пустыне, которую я вам дал, точно так же, как отцы ваши в пустыне ели манну, которую Отец ваш небесный дал, но Я есть Хлеб Жизни, сошедший с небес, и ядущий этот хлеб не увидит смерти вовек, но будет иметь жизнь вечную.

И вот в этом чуде – напоминание о том, что Бог благоволит миру и человеку, что Бог заботится, что есть промыслитель мира, что Он заключил в своем величайшем таинстве, таинстве своей всецелой жертвы ради человека, которое мы называем сегодня Таинство Евхаристии и совершаем в воспоминание Его крестных страданий, смерти и воскресения нас ради человек и нашего ради спасения. По слову Его: сие творите в Мое воспоминание, ибо хлеб, который даю вам есть, – тело мое, а вино – это кровь Моя. И вот мы видим здесь прообраз этого чуда, когда умножается маленький кусочек агнца, разделяясь для всех, и все присутствующие за этой трапезой Евхаристии становятся насыщенными пищей, и духовной, и телесной. Это напоминание о том, что Господь знает, чего требует человек, это напоминание, что Бог ценит не только душу, но и тело. И с телом Он воскрес, и изменилось тело Его, и изменится и наше, по слову апостола Павла, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы Божии. И изменимся в последний день мы, живущие, и вот это изменение уже сотворит из нас нового человека. Наверное, такого человека, к которому стремится каждый, кто живет на планете, в том числе, неверующий. Все стремятся к какому-то сверхчеловеку, который жил бы на земле, да не тужил. Но никто не задается вопросом, способен ли ты, став сверхчеловеком, долгожителем на земле, не враждовать с себе подобными, способен ли не уничтожать себе подобных, способен ли поделиться куском хлеба с тем, кто не способен иметь по разным причинам на этой земле.

Ответ очевиден, он страшный и ужасный, он просто плачевный этот ответ, он насущный, потому что будучи смертными, увечными, мало живущими, мало знающими, мы при этом умудряемся ненавидеть друг друга, не делиться друг с другом, умирают от голода целые селения и народы в 21-м веке, и аще воюют друг с другом, ненавидят, убивают, потому что один пытается прожить дольше другого.

Что ты хочешь от вечности, если не способен прожить и временную жизнь, зная, что умрешь, ты строишь вечные палаты, будучи временным, ты похож на человека, который приехал, устроился в гостиницу, и начал там передвигать мебель, делать ремонт, комнаты перепланировать. Ты в гостиницу приехал, и скоро тебе скажут, что следующий после тебя приехал, и время твоего бронирования закончено. Что ты делаешь? Кто тебе разрешил переделывать то, что не содано тобой? С кем ты согласовал эту перестройку?

В связи с этим возникает очевидный вывод, что надо думать серьезно о том, что мы делаем в своей жизни, а еще на что мы тратим время своей жизни. И если мы думаем, что у нас его много, то надо посмотреть вокруг и отрезвиться. К чему приводит наше трезвение и оглядывание вокруг? К четкому, правильному анализу. Критерием этого анализа должно быть слово Божие. Ибо оно не преходящее, ибо из слова Божия только лишь из одного источника в этой вселенной черпаем всецелую гармоничную картину мира, объясняющую и происхождение, и назначение, и бытие, и совершенствование, и самое главное – личностную ценность каждого индивидуума, каждого человека, каждого, кто живет на этой планете.

Никто из нас не ценен ни для кого настолько, насколько каждый из нас и все ценны для Творца нашего Господа в Троице Святей славимого. И раз нас ради человек, как говорит, Он послал, отдал Сына Своего единородного, дабы каждый, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, нам надо веровать в Сына Божия, дабы иметь жизнь вечную, которая совершается не просто в продлении лет, а в способности прожить в этой вселенной, не уничтожая все вокруг и себе подобных.

Жизнь вечная – это есть богопознание. Сия же есть жизнь вечная, говорил Христос в своей первосвященнической молитве к Отцу небесному, когда знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа, это есть жизнь вечная. Все остальное есть попытки познать несовершенные, ибо невозможно познать то, что сотворено Творцом, без Него.

Так вот нам, верующим, открыто слово Божие, открыто слово жизни. И было бы с нашей стороны глупо и неразумно не воспользоваться таким богатством и такими чудесами, которые мы видим в своей жизни от Бога, не воспользоваться этим знанием ради своего же блага и ради своих детей. Сделай ценностью свое христианство в своей жизни. Сделай этот труд христианский великим достоянием своей семьи. Заповедуй его своим детям, сделай его наследством для своих детей, и ты обогатишь их. Ибо каждый, кто умеет отличить добро от зла, имеет рецепт счастья, спокойствия, в каком бы состоянии ни был, прожить ровно и богоугодно.

Не к этому ли надо стремиться, не зная ни время, ни место, где призовет Господь? Не к этому ли надо стремиться, не понимая картины мира самостоятельно, только лишь через откровение Божие? Не этому ли откровению стоит следовать, ибо оно открывает для нас перспективу и гармонию нашей жизни?

Только лишь Божие откровение сулит человеку блаженную счастливую жизнь. Нигде пока, ни в какой философии, ни в науке не достигли до такого, что приготовил Бог и что говорится нам через слово откровения Божия о нашем будущем. Не стоит ли нам радоваться такой перспективе и ради нее жить, и жить а не существовать? Ибо эта жизнь впереди, мы к ней призваны, она нам обещана, дана нам. Аминь.

Проповедь настоятеля храма Преображения Господня г. Харькова протоиерея Виктора (Бурбелы) 15 августа 2021 г.

ПОДЕЛИТЬСЯ