В нашем Свято-Преображенском храме прошел молебен перед началом нового учебного года. Молились и дети, взрослые – священники, наставники, родители, учителя. Детский хор воскресной школы (регент Ирина Яковлева), который активно участвует теперь в каждой литургии, показал, какой прогресс ребята сделали за прошлый учебный год: для всех присутствующих стал очевиден результат усердных занятий и репетиций.

Однако помимо трудов, постижения различных наук и успехов на занятиях в кружках и секциях, нужно дать ребенку самое главное знание, без которого даже самый образованный ребенок проживет бессмысленную жизнь. Об этом сказал в своем напутственном слове настоятель храма протоиерей Виктор (Бурбела):

“В сегодняшний день, причастившись Святых Христовых Таинств, и приобщив этой великой Божественной Любви Таинства Святой Евхаристии своих детей, мы также прочитали особую молитву: молебное пение перед началом учения отроков и детей.

Каждое дело в жизни христианина должно начинаться с молитвы, и тем паче если касается дело наших детей, все должно начинаться с молитвы о них и о себе, дабы Бог вразумил нас, чему же мы должны научить своих детей. И поскольку дети вручены нам не только как дар, но и как великое послушание о воспитании их, надо нам испрашивать у Господа разумение, что мы должны сделать, чтобы обратить внимание маленького человечка на те вызовы в жизни и те главные вопросы, которые ставит взрослая жизнь перед нами, чтобы научив их, сделать их готовыми к восприятию окружающей действительности и мира.

В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Современному христиану, нам с вами, сложно воспитывать своих детей, находясь в обществе людей, зачастую не практикующих христианский образ жизни и не практикующих церковную жизнь. И сложность не только в том, что многие вокруг нас ставят противоположные цели и живут тем, что мы называем грехом. А сложность в том, что не находим мы аргументов и слов, каким же образом донести своим детям, почему существует эта граница в подходе к жизни, почему одни люди живут благочестиво, ходят в церковь и трудятся над своим духовным состоянием, а другие пренебрегают всем этим и живут исключительно инстинктами и тем, что мне хочется сегодня и будет хотеться завтра.

И сложность возникает, наверное, потому что сами мы христиане зачастую не трудимся, для того чтобы найти эти ответы и понятными словами передать своим детям. Отсутствие христианского труда по воспитанию детей проявляется в том, что родители не разговаривают с детьми, не находят времени, чтобы поговорить о главном, о вечном и о смысле. Эти все вопросы выносятся на задворки обычной жизни, на второстепенные роли в том, чем маленький человек занят в семье.

И когда не разговаривают с ребенком, а еще хуже, когда при отсутствии разговоров о  смысле жизни, о Боге отсутствует и пример родителей, когда они сами не ходят в храм, не знают заповедей и не исполняют их, то, конечно, в уме и сердце человека маленького, подростка, ребенка не может найтись правильных пониманий всего, что его окружает. Он видит пример родителей, из него черпает, подражает им. Ибо в той или иной мере, до той или иной степени они являются источником знаний о мире для каждого ребеночка.

В связи с этим христианину дано от Бога великое откровение, великий дар.
И ключевое слово “дано”. Часто мы употребляем понятия “дано” или “не дано” применительно к талантам людей, так вот мудрость понимания смысла жизни, способность жить благочестиво – это тоже дар, и этот дар дан каждому из нас. И он проявляется в порывах нашей совести, в стремлениях нашего разума к добру, в желании и радости нашей души, желании и радости, когда мы делаем дела милосердия, когда мы прощаем.

НУЖНО ВОСПИТАТЬ НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЮЮ, НО И ДУХОВНУЮ ЧИСТОПЛОТНОСТЬ

Это говорит о том, что все, что нам дано, нужно раскрывать собственными трудами и желаниями. Каждый из нас учит своего ребенка, например, опрятности, чистоплотности, культуре поведения. Точно так же каждый из нас, христиан, считает великим своим долгом научить ребенка быть духовно опрятным и чистоплотным.
Потому что между первым и вторым существует разница. Быть чистым, опрятным, но внутри исполненным беззакония, грехом – это значит быть человеком, который будет привносить в этот мир хаос, будет вызывать своим поведением осуждение, ропот и будет причинять вред другим людям. И это не голословное утверждение, это данность нашей жизни, итог жизни каждого, кто живет греховно.

Грех там, где начинается оскорбление другого человека, ущемление другого человека. Грех всегда ведет к надменности, к ссорам, к неспособности простить по любви.
Грех – это то, что искажает образ Божий в человеке. И не спрячешь это искажение даже за самыми красивыми одеждами и прическами. Не спрячешь искажение образа Божия в человеке. Если этот грех поселился в человеке и извратил в нем образ Божий, не спрячешь ни за образованием, ни за богатством, ибо твои поступки, слова, интересы будут, так или иначе, транслировать тебя внутреннего наружному окружающему миру и людям.

В этом борьба наша, христиан, которым дано понимать, что есть красота и чистота духовная, благодаря милости Божией, которую мы получаем в Таинстве исповеди и причащения. Великая задача – научить и передать своим детям понимание об этом, потому что они ближе к нам, и они подражают нам, они вручены нам. Каждое дерево познается по плоду его. Как сказано в Евангелии, “не собирают с терновника смокв”. Или если перевести на наши реалии, то не собирают с кустарника яблоки, но с яблони яблоки, и не растут бананы на груше, но груши. Точно так же и все члены христианской семьи, так или иначе, будут подобны друг другу в поведении своем и в направлении жизни своей.

Начало премудрости – страх Господень. Бойся Бога, и не согрешишь вовек, говорят святые. Но страх перед Богом не уместен в том смысле, который мы употребляем в обычной жизни. Страх перед Богом – это страх из любви огорчить своего Творца. Страх перед Богом – это страх о себе самом, страх потерять все, что обещает Бог любящим Его. Пребывать в страхе Божием – это значит, бояться отпасть от этой мудрости, которую дает нам Господь, в мудрость человеческую.  Христианин отличается от обычного человека именно этим. Обычный человек живет своей мудростью, общечеловеческой, народной, которая исходит из его естественного восприятия мира и из его заключения, что есть для него хорошо что плохо. Но христианин помимо всего этого проверяет общечеловеческую мудрость на таком материале, как заповеди Божии, Закон Божий, как Священное Писание. Ибо мудрость, исходящая свыше, всегда чиста, добродетельна. Мудрость, сходящая свыше, – это та которая заставляет задуматься, что есть добро и что есть зло.

Многие из нас заполняют время жизни своих детей секциями, кружками и тому подобными вещами, но при этом очень редко кто дает возможность маленькому человеку видеть дальше своего носа и жизненных земных потребностей. Видеть свою жизнь продолжающуюся в жизнь вечную и видеть вокруг себя живущих людей как ценность, как братьев своих, призванных в жизнь вечную. В этом большая разница. Ибо то, как мы видим свою жизнь и как воспринимаем мир, если посмотреть со стороны, то вызывает как минимум удивление, а как максимум ужас в глазах тех людей, которые живут по-Божьему.

Если посмотреть на цели и смыслы жизни человека, который игнорирует Бога и заповеди, и посмотреть, какие ценности он преследует, чем он живет каждый день, что наполняет его смысл жизни, можно ужаснуться и прийти к выводу, что человек абсолютно перестал сражаться за свою вечность, стал слепым и перестал видеть свою душу, научился смотреть на этот мир сквозь призму своего ума, внутреннего человека, забыл, как распорядиться своими дарами, которые есть внутри него: прощение, любовь, добродетель. Он разучился ими пользоваться из-за отсутствия таких дел в жизни.

И если посмотреть на человека, живущего по заповедям Божиим, ты видишь, что это идет борьба, которая внутри верующего человека заставляет его трудиться, оставлять надежду на свои инстинкты только лишь, ради того ,чтобы увидеть больше. Отсюда можно сделать вывод: как ты живешь, так будут жить и твои дети. По крайне мере, до того возраста, пока сами не начнут во всей полноте своего свободного выбора, во всей полноте своего разума, во всей полноте кричащей своей души анализировать этот мир.

Многие родители заставляют своих детей делать разные вещи, но никогда не заставляют их задуматься о том, что есть добро и зло. Очень многие родители, большинство из нас заполняют время жизни своих детей разными научениями, начиная от наук и заканчивая спортивными секциями, кружками, но при этом очень редко кто помимо всего этого дает возможность человеку получить знания о Боге и о смысле жизни. И при этом говорят: он вырастет, и сам себе выберет.

И возникает вопрос, почему такая двойственность, если ты видишь, что у тебя есть душа, если ты ощущаешь Бога, если ты видишь вокруг несправедливость, грех и добро, добро и зло, то почему ты закрываешь глаза на это своему ребенку? Что ты получишь из этого? Получишь неведение этого маленького человека, незнание, ты ему не поможешь хотя бы на этом этапе его жизни разобраться в этих вещах. А значит, получишь человека, который будет жить однобоко, только теми знаниями, которые у него есть сейчас, только теми выводами несовершенного, еще не взрослого ума, которые он будет делать сам, только этим опытом, который он будет считать применимым к себе. А то, что не применимо, того он не будет знать.

ХОТИМ МЫ ВОСПИТАТЬ ОБРАЗОВАННОГО ЭГОИСТА, ЖИВУЩЕГО БЕССМЫСЛЕННО?

И в итоге получается картина: когда маленький человек попадает в круг своих ровесников, то срабатывает принцип “как ведут себя большинство детей, так буду вести себя и я”. И нет противовеса, потому что внутри него нет такого примера, он не знал, что можно по-другому, что так нельзя, никто ему не рассказал, что это плохо и это принесет негативные последствия. И только лишь когда эти негативные последствия переходят в постоянство и начинают уже причинять скорбь своим родителями, тогда родители начинают думать, что же с моим ребенком не так,
а как же от меня, такого хорошего родителя, такой невоспитанный ребенок, а как у меня, такой верующей матери, такая безбожная дочь.

И вопрос, конечно, звучит удивительно. И мы с улыбкой сейчас воспринимаем его, но с улыбкой иронии и скорби, потому что узнаем себя. Что может почерпнуть маленький человек, чему мы можем его научить? Кто может научить ребенка добру, милосердию, если это запрещено делать в школе. Кто может показать человеку его душу, если в светских учебных заведениях ему этого никто не сделает. Хотим мы, чтобы у нас вырос ученый эгоист, образованный, толковый, но не знающий, что есть уважение к родителям и к ближнему, и самое главное, что есть любовь к ближнему, зачем она нужна в этом мире? Хотим мы, чтобы воспитав такого самодостаточного потребителя для современного общества, он прожил свою жизнь в достатке, но умер без смысла?

Хотим ли иметь на старости лет взрослых детей, которым нет никакого дела до молитвы за нас, престарелых? Хотим ли хотим ли мы только лишь заботы внешней, что есть благополучие в этом мире, временном, меняющимся, не постоянном. Что есть благополучие? Только лишь дипломы, карьера? Нет, конечно же. И мы сами каждый на определенном этапе своей жизни приходим к  выводам и знаниям. Так передай же эти знания, накопленные тобой посредством многих лет жизни и твоего поиска истины путем разума, передай своим детям. А если ты еще и христианин, то завещай свою православную веру своим детям, включи ее в свое наследство, которое ты оставишь им, и они возблагодарят тебя за это. Ибо православие и христианство делают из каждого из нас сверхчеловека.

ЧТО ТАКОЕ СВЕРХЧЕЛОВЕК?

Не надо нас учить греху, каждый из нас это может. Эгоистически жить не надо учить, каждый человек это может. Но сверхчеловеком личность становится только тогда, когда может жить выше всего этого, воздерживаясь от зла, имея в подчинении свою свободную волю, будучи свободным в своем выборе. И это возможно только тогда, когда его разум и аналитическое мышление работает. А это бывает только тогда, когда есть деятельность внутри, которую мы называем духовной. Так все, что внутри нас, создано Творцом, Богом, и только познавая все это, приобретаем знания.

Поэтому важно для нас, молящихся за своих детей, молиться за них постоянно. Очень важно научить и их молиться, ибо молитва – это диалог между Богом и человеком.
И у каждого молящегося свой диалог и свои ответы, и свои последствия, и совершенно разные знания. Но единственным источником познания и всякой премудрости является Бог. Поэтому всякое учение, которое мы приобретаем в этом мире, должно быть знанием, но всякое учение, которое мы приобретаем через наш дух, через Божественное откровение, через Евангелие, через наше христианство – это должно быть воспитание. То есть учиться жить в мире по опыту других, но как жить в мире, надо учиться у Бога, ибо только у Него есть Истина, которая одинаково ценна для всех и каждого.

Посмотрите на нас, человеков, живущих на земле. Не верующий в Бога игнорирует заповедь “не убий”, и последствием являются войны. Виноватых нет, все правы, а войны продолжаются. Игнорирующие заповедь “не блуди” рождают детей-сирот, брошенных детей, убивают своих детей во чреве, игнорируя заповедь “не убий”, игнорируя Бога. Игнорируя заповедь “не укради”, человек идет по головам других людей, дабы самому обогатиться. Зачем, не знает, чтоб было, для меня любимого.

Только когда Бог появляется в сознании, только тогда приходит коренной переворот и какой-то смысл. Тогда он знает, что убить – это грех, и нет оправдания в этом грехе, нет там правоты, кроме собственной самозащиты в крайней ситуации. Он знает, что союз мужчины и женщины, особенно в юном возрасте, когда люди подвержены, не просто по возрасту, а еще и благодаря пропаганде вокруг, тому, что можно испортить всю свою жизнь и перестать способным жить в семье, предавшись разгульной жизни в юности. Можно породить человечка маленького, который будет потом без отца или без матери неполноценно воспитан, в этом мире недостаточно окружен любовью. Можно в юности своей причинить зла столько, что потом всю жизнь человек будет не способен простить, изувечить его жизнь, и будет помнить тебя не как брата или друга, а как врага, который исковеркал, как ему кажется, его жизнь.

Это только маленькие зарисовки о нашей жизни. И как бы скорбны и печальным они  ни были, и сколько бы мы себя ни узнавали в этих грехах, вывод должен быть сделан хотя бы ради любви к своим детям. Как достучаться к детям, которые не научены послушанию? Как достучаться и быть авторитетом для человека маленького, который не научен слову Божиему и не знает заповеди “почитай своих родителей”? Никак. Но когда ты научишь этому почитанию через любовь к Богу, тогда ты расскажешь, что такое любовь. Тогда эта любовь в нем будет первенствующей, в общении с каждым из своих родителей. Тогда эта любовь будет первенствующей в общении с Богом. Тогда эта любовь будет первенствующей в общении с ближними. И эта любовь изменит его.

Поэтому единственным путем нашего родительского доступа к уму и сердцу человека есть любовь. Но та любовь, которая желает добра, а не зла. Не любовь как попустительство. Не любовь “да пусть поспит еще, потом вырастет, выучиться”.
Не любовь лицемерная “та зачем я буду тратить свое время, вокруг полно учителей, научат”. Не любовь как медвежья услуга, что я научу сейчас тебя тому, что мне кажется, будет полезно тебе, но закроет тебе доступ к тем желаниям и направлениям, которые ты сам хочешь видеть.

Любовь – это со вниманием отнестись к желаниям и стремлениям человечка. Самую лучшую ценность, которую ты можешь ему дать, опыт своей жизни передай ему, лучший опыт своей жизни. И когда будешь предавать опыт своей жизни в любви, в смирении, в рассказах, то ты сделаешь удивительный вывод для себя. Ты же не захочешь, чтобы ребенок твой был плохим, ты не захочешь передать ему все свои грехи. Ты расскажешь ему о последствиях. Но не скажешь своему ребенку, делай такие-то и такие-то грехи, чтоб больше не хотелось.

ЧИСТОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ ГОТОВО ПРИНЯТЬ БОГА

В связи с этим так размышляя в этот день воскресный и молясь за своих детей, чтобы Бог их вразумил, нужно помнить что Бог всегда входит в сердца и умы безгрешных и чистых детей. В детях Бог действует как ни в ком из нас, взрослых. Но очень важно своим примером в семье не затмить этого Бога, всем своим безбожным поведением, безбожной жизнью. Важно человеку дать шанс увидеть достаточное количество примеров, образов и услышать достаточное количество аргументов и знаний о душе, о духе и о Боге, чтобы у него был равноценный внутренний анализ. Не однобокое  видение жизни, потому что больше анализировать нечего, только то, что из телевизора узнает, а равноценное количество информации. Тогда в рассуждении, в размышлении, в любой жизненной ситуации он будет знать, как себя вести.

В человеческой земной ситуации он поведет себя по-иному, когда придет крайность, он будет знать, как вернуться, через научение в слове Божием будет знать, что покаяние – это его шанс не отчаяться в свей жизни. Он будет знать, что Бог всегда прощает каждому, кто возвращается, всегда будет готов принять его. И не будет у него отчаяния и печали, которые привели бы к бессмыслице и пустоте.

И в связи с этим, наш пример должен заключаться, в первую очередь, в собственном христианстве, чтобы дела наши дети видели, как мы молимся. Переведите слова молитвы ему простым языком, объясните, зачем вы, жители 21 века молитесь этому невидимому Богу, расскажите ему свои знания об этом, и он сделает выводы.

Насколько удивительной бывает детская исповедь, когда маленький ребенок, ничего не зная об исповеди, приходит, потому что его привели родители. И будучи священником, спрашиваешь, а ты знаешь, что такое исповедь? Нет, не знаю. А “Отче наш” знаешь? Нет, не знаю. А мама или папа не рассказывали? Нет. А почему ты пришла сюда? Потому что мама сказала.

Видя такую чистоту сердца, пытаешься рассказать, что есть исповедь. И когда за 2 минутки своими словами рассказываешь, что такое покаяние, слышишь в ответ,
батюшка, а я обманывала свою маму и папу, я ленилась, а еще я брала чужое в школе. Человек после двух минут 4-х фраз элементарным детским языком начинает анализировать свою жизнь. Он проанализировал и сделал вывод без батюшки, что есть для него плохо. Он сделал этот вывод, потому что этот вывод для него очевиден, очевиден его душе. Когда не слушалась, брала чужое или кого-то обозвала, это отозвалось скорбью внутри ее сердца и ума. Потому что грех – это противоестественное состояние души человеческой. А когда она на исповеди услышала, что есть такая возможность, чтобы Бог простил, сразу откликнулось детское сердце в простоте, и рассказала о том, что его смущало. И не вспоминала ничего, просто рассказала, потому что оно было в сердце и уме. И отрешилось это,
и пошел человечек чистый, еще более обновленный Богом, зная, что так дальше делать не нужно, и зная, что если так сделаешь, то любящий Отец простит, если покаешься и больше не будешь так делать.

И в этом есть преимущество наше с вами перед теми, кто этого не знает, этим не живет. Не нам ли заповедано Богом счастье наших детей? Счастье наших детей, воспитанных в духе Божьем, будет в их любви, которая будет проявляться к нам, и ко всем нашим близким. Этому можно научиться, только лишь ища Бога и смысл, читая откровение Божие, Священное Писание. Это можно дать в готовом виде своим детям как великую ценность. И не заставляя. Ибо христианин, будучи человеком смиренным и любвеобильным ко всем, никогда не заставляет даже чужих. Православный христианин – это тот, который даже ходит в храм по своему усмотрению, без всякого заставления. Православный христианин – это тот, кто своим примером любви делается примером для других. Примером дел. Это есть заповедь Христова: так да просветятся дела ваши пред людьми, чтоб они, видя их, прославили Отца Небесного,
который на небесах, и научил вас такой жизни.

Пусть Господь Бог в сегодняшний день в молитве о наших детях поможет нашим детям, дабы они впитывали все полезные науки. Вместе с тем и приобретали мудрость, житейскую и духовную, для того чтобы совмещая естественные науки и духовные, стали людьми полноценными, красивыми, и внешне, и внутренне. Чтоб им было дано ведать тайны мира сего. Чтоб они были способны раскрыть свои таланты и сделать, как мы говорим, все необходимое для жизни, и карьеру в том числе, но при этом было дано понимание смысла жизни, дано понимание, что есть любовь, почему существует несправедливость и смерть в этом мире, и чтоб в этом понимании живя, они чувствовали гармонию, несмотря на присутствие меняющегося и преходящего.

Господь Бог да благословит всех нас, и родителей, и учащих, и учащихся. В синодики свои, то есть в те книжечки, которые мы читаем на вечерних и утренних молитвах,
обязательно надо внести имена тех учителей, которые являются крещенными, для того чтобы Господь по нашим молитвам даровал им мудрость к учению наших детей.

И нам самим нужно молиться, хотя бы один день в неделю посвящая одну молитву за учение своих детей. Чтобы Господь даровал мудрость в совершении учения и принятии знаний.

Молитвами всех святых преподобных, Божьей Матери, Господь да благословит и помилует всех нас. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ