Проповедь прот. Виктора в воскресный день 17 октября 2021 г.

Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Проповеди, которую Он совершал в окружении множества людей и учеников Своих. И из этого множества избрал 12 учеников и назвал их апостолами, и готовил их направить на проповедь Евангелия Царствия Божия. И вот отрывок, который мы сегодня слышали, очень важен для нас, потому что передает слова Христовы о том, чем же христианин отличается от просто хорошего человека в этом мире.

Чем, каким поведением или каким смыслом своего поведения христианин становится христианином? Наверное каждый из нас сразу сможет сказать, что христианин – это тот, кто следует Христу. И сегодня мы имеем возможность следовать священному Евангелию Царствия Божия вслед за Христом, по слову Его: “…где Я буду, там и вы будете”. И таким образом каждый из нас является тем, кто идет на слово Божие, на призыв Христов.

Так вот в Нагорной проповеди Господь говорит: “Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.”. (Лк. 6:28-42).

Возникает вопрос, можем ли мы эти слова Христовы воспринимать деятельно, а не только на слух? Так, как-будто это и есть предназначение наше в нашей жизни. Но ведь внешнее обустройство нашей жизни и государственного устройства, которое регулирует отношения между людьми, построено по-другому. И всегда так было. Но Христос расширяет границы человеческого понимания справедливости. В наших умах законно и справедливо, если я кому-то дал взаймы, то почему он не должен мне отдать? Это ж справедливо. Грех, если я буду требовать отдать? Нет, не грех. Так рассуждает каждый, кто не знает Христа.

Когда мы хорошо относимся к тем, кто и к нам хорошо относится, разве это плохо? Нет, это хорошо. Это не грех. Но Христос расширяет эти границы любви. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, давая кому-то взаймы, не ожидайте обратно, и будете иметь награду на небе, и будете сынами Всевышнего, ибо Он так поступает. И в этом есть отличие христианина от просто хорошего человека. Потому что просто хороший человек делает это во имя себя. Христианин же делает во имя Божье, потому что Бог так сказал.

В этих рекомендациях Христа есть вопрос, почему мы так должны делать? Потому что так говорит Бог. И потому что Сам Он так поступает, Он животворит каждого грешника и чает его обращения. Не справедлив Господь, но многомилостив к каждому из нас и ко всем. И поэтому ищет от нас такого же милосердия, чтобы было Ему место между нами.

Где есть место только личному эгоизму, там Бог уже не вмещается. Там, где есть споры о том, кто кому что должен и кто кого чем лучше, там нет времени для Бога, потому что все умственные направления заняты обоснованием того, что я все-таки лучше и правее. В нашем мире это все человеческое понимание, эгоизм, все человеческие  представления об обустройстве мира дошли уже до того, что даже злоба, ненависть и мщение как бы и не считаются общественным грехом. Как бы они есть зло, но как бы они сами собой в мире везде присутствуют. Они стали наравне с тем, как отсутствие целомудрия, как отсутствие труда во имя поиска смысла, стали обыденными вещами. Это стало тем, с чем перестали бороться. Человек привык к ненависти, злобе, осуждению.

Не могу не осуждать, не гордиться, не превозноситься, не могу не учить всех, как жить, хотя сам не знаю, но других не могу не учить. Не могу не скорбеть, когда у кого-то лучше, чем у меня. Не могу не радоваться горестям других. Не могу не мстить тому, кто попытался мне что-то сказать, что я что-то не так делаю. Как он мог? Мне, да еще что-то говорить. Да кто ты такой? Это есть последствие возобладания такого справедливого, как нам кажется, отношения к ближнему. Но не отношения по любви.

Сама по себе справедливость – это не плохо, и добро установлено Богом. И Господь говорит, какой мерой меряешь, такой и тебе возмеряют в Царствии Божием за твои поступки. Но в чем проблема для человека справедливости без любви Христовой, без веры в Бога? Дело в том, что наша справедливость исполнена нашим умом такими качествами, как только эгоизм, гордыня, и поэтому она ограничена в своих возможностях. И там, где наша справедливость для нас справедлива, для брата нашего не правильна.

Что же делать, чтоб эта способность быть справедливым и быть способным творить дела милосердия, и молиться за врагов, что делать чтобы поменяться? Для этого нужно самопознание. Святые отцы своими жизнями показали нам, о чем идет речь. Симеон Новый Богослов говорил так: тот, кто исполняет заповеди Божии, тот научается своей духовной нищете, падшести и неспособности. Кто исполняет волю Божию, становится способным видеть свои недостатки. Самопознание своего тела дает возможность кормить его тем, что усвояется хорошо, лечить тем, что необходимо, украшать тем, что уместно, утеплять или наоборот прохлаждать.

Точно так же познание своей души помогает привести человека к поиску недостающего. Как тот, кто увидел у себя болезнь, проявляющуюся сыпью, начинает искать лекарство, точно так же человек, который исполняет заповеди, понимает, что тот грех, который у меня продолжается, например, грех осуждения, является той сыпью, которая коверкает образ духовный, которая является болезнью духовной. И человек начинает искать лекарство.

И будет искать того, кто возьмет его за руку, и избавит от этого греха. И таким образом, познавая себя, человек приходит к отрезвлению ума, и вместо того, чтобы всех направо-налево осуждать, начинает оценивать себя, начинает тратить время на изучение себя. Они-то понятно, а кто я на самом деле в свете этого естественного откровения, и сверхъестественного. Тогда человек становится способным на молитву, становится способным к доброделанию, потому что ум отрезвляется. И приобретается мудрость.

Но есть мудрость как личный опыт, а есть мудрость, которая приходит от Бога путем исполнения заповедей. И эта мудрость называется мудростью, сходящей свыше. Она всегда чиста. Она непорочна, она всегда послушлива, мирна, исполнена добродетелей и добрых дел, эта мудрость не лицемера.

И вот вам отличия, что есть мудрость человеческая, а что есть мудрость Божия. Возьмите мудрость любого человека, которую он вещает в мир, и  проанализируй, есть ли там, в этих его словах, призыв к миру, доброте, добродетели, есть ли в этом не лицемерие, чистота и любовь. И ты узнаешь точно, он говорит свыше или от мира, который его заставил так говорить, и поэтому сделалось его мудростью, его смыслом и его жизнью.

В этом смысле мы, христиане, очень богатые люди. Мы способны видеть все, что происходит в мире, но при этом у нас есть лакмусовая бумажка в виде заповедей Божиих. Приложи к себе заповеди Божии и приложи заповеди общества. А какие заповеди в нашем современном обществе? Не лезь в мой рацион, не диктуй, что есть, что говорить, не смей советовать, поклоняйся мне, потому что я очень хороший человек, не мешай мне накапливать богатство, не мешай мне жить. Такие заповеди сегодня. Человек обустраивает свой быт, словно собрался жить тысячу лет. Забыл, что есть вера в Бога, говорит, что есть только наука.

Но вера в Бога тоже есть наука. Только она складывается не из теорий и гипотез, а из ежедневного опыта. Приложив к себе что-то мирское и посмотри, хочешь ли ты быть исполненным эгоизмом, гордостью, самомнением, устраивает ли тебя то, что ты построил за свои годы, и дает ли оно тебе гармонию и счастье. А потом возьми Божее и приложи милосердие и простоту, добавь сюда смысл, который говорит, чтобы ты отдал другим то, что собрал для себя, и это в Царствии Небесном будет сокровищем не ветшающим. Твое в этом мире только то, что ты отдал другим. Это есть мудрость Божия.

И такая мудрость Божия сделает тебя счастливым, потому что ты будешь радоваться любому маленькому доброму делу по отношению к ближнему, будешь способен победить человека своей любовью. И когда он будет на тебя кричать, а у тебя есть смирение, а у него нет, то ты будешь способен этим смирением победить зло. Ненависть, помноженная на ненависть, дает ненависть в геометрической прогрессии, а ненависть, помноженная на ноль, будет ноль, будет уничтожена.

В моменты духовного падения все мы способны на грех. Поэтому мы нуждаемся в снисходительности друг друга. Когда с нами человек добрый, снисходительный, способный промолчать, даже когда мы не правы, насколько мы радуемся. Когда мы способны промолчать, потерпеть, сделать дела милосердия, насколько эта радость ощутима, потому что нет этой погни неизвестно за чем, нет этого дамоклова меча, который напоминает, что то, что ты делаешь, бессмысленно, потому что умрешь. И наоборот, свет Божий становится все ближе и ярче с течением времени, свет, который наполняет жизнью, радостью, наполняет все, что есть в мире и твои труды. И эта мудрость Божия должна быть в нас, христианах, в первую очередь. Апостол Павел говорит, мы, сильные, должны немощи немощных носить, и не себе угождать, а каждый ближнему своему да угождает во благое к созиданию. То есть апостол Павел говорит о нас христианах как о способных на такие дела и тех, кто будет примером для других, и с которых начнется выздоровление тех, кто заболел такими пороками и грехами.

Поэтому было бы правильно и возвышенно, если бы каждый из нас не просто стремился достичь какой-то мерности в этом, но стремился бы совершенствоваться в этом. И это было бы проповедью более громогласной, чем наши слова, убеждения. Самое главное, что могло бы научить тех людей, которые находятся в свете мрака и уныния, научить торжеству понимания и смысла жизни, в надежде на жизнь вечную. Аминь.

ПОДЕЛИТЬСЯ